Она молчит
1.«Похороны»
«Моя мама была очень тихой и смиренной женщиной. Похоронив отца десять лет назад, она вела затворнический образ жизни. Мы редко созванивались, о чем я несказанно жалею. Думаю, что мама сейчас смотрит на нас с небес и улыбается. Я очень по ней скучаю. Спасибо»
На похоронах моей мамы было всего четыре человека, не считая священника. У нее не было друзей, да и с соседями она не общалась. Каждый сказал так мало, что складывалось ощущение, будто мы все собрались хоронить абсолютно незнакомого нам человека. Даже я, её семья, читал по бумажке то, что понадергал из интернета.
Многим может показаться, что я никудышный сын: я понятия не имел, в чем ее хоронить; не знал, какие цветы она любила; не знал, где она хочет быть похоронена; не знал, хотела ли она вообще быть похороненной. Я так много всего не знал, что от стыда не мог смотреть в глаза ни человеку, у которого заказывал цветы, ни священнику, ни грузчикам, ни даже водителю катафалка. Я сгорал от стыда. С другой стороны, я никогда не был с ней близок. Я всегда был с отцом, мы были лучшими друзьями. Я могу рассказать вам что угодно о нем. И ничего о матери. Кроме одного: большую часть времени она молчала. У нее не было никаких заболеваний или проблем с речью, она просто была молчаливой и закрытой женщиной. Почему? Отец никогда не рассказывал, а я никогда не спрашивал. Может быть, потому что с папой было легко: он всегда шутил, рассказывал удивительные истории. Его юмор и харизма поражали и не давали отвлечься от повествования даже на секунду. Все детство я провел у него на коленях, с ним на речке, в машине, в палатке, в лесу, в деревне. Везде с ним. Мама с нами не ездила. Без объяснений, просто оставалась дома.
Поминки прошли так же тихо и уныло, как и похороны. По большей части мы вспоминали отца, но как только речь заходила о маме, вдруг наступала тишина. Все хотели поскорее уйти, но всё равно сидели. Неприлично как-то. А время тянулось так медленно, что казалось это действо не закончится никогда. Не знаю, любила ли мама долгие застолья. Папа любил. Его теплоты хватало на всех. Гости слушали одни и те же истории снова и снова, то ли ради новых подробностей, то ли из-за его сбивающего с ног обаяния. Мама всегда сидела во главе стола около окна и казалось будто она где-то в другом месте. Она почти незаметно приносила и уносила посуду, блюда, и напитки. Никто не предлагал ей помощи. Не потому, что не любили, просто не замечали. В детстве мне казалось, что у нас скатерть-самобранка, с возрастом я лишь отмечал, что на столе что-то поменялось. Но мама уже сидела на своем месте и улыбалась краешками губ. Не помню, чтобы она смеялась.
Все разошлись, и я принялся убирать посуду. В квартире было так тихо, будто это не место, где когда-то жили три любящих друг друга человека, а пустая коробка. Тишина давила и даже пугала, но я понимал, что это временное явление. После смерти матери квартира переходила ко мне, как к единственному наследнику. На тот момент я жил в однокомнатной крошечной квартире на окраине города, а родители в трехкомнатной, почти в центре. И хотя мне было тяжело, я все равно решил переехать. Домыв посуду, я лег спать на папину кровать.
Мамина комната была закрыта, и я не решился туда войти.
2. «Мамина комната»
3. «Мама?»
4. «Разговор»
5. «Все ближе»
«Какое счастье, что я не стала читать «Войну и Мир», но жаль, что Бог не уберег меня от этой тягомотины!»
на последней странице романа Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества»
«Уважаемый, Гумберт, как врач, хочу вам сказать, что увлекаться молоденькими девочками вредно для здоровья такого пожилого мальчика!»
на отдельном листочке в книге Владимира Набокова «Лолита»
«Уважаемый, вам не кажется, что засунуть свою деревянную ногу в лодку и отправиться лечить своих тараканов в одиночестве было бы самым верным решением в вашей жизни?»
На 180 странице романа Германа Мелвилла «Моби Дик»
Но вопросы все копились. Почему она предпочитала книги отцу или мне? Почему, явно обладая чувством юмора, она всегда так отстраненно слушала папины рассказы?
На самой нижней полке я нашел целую стопку ее картин. Лица людей у нее все так же плохо получались. Но пейзажи были чудесные. Все работы были очень красочные, живые, в них было столько жизни и любви, что мне снова стало стыдно. Я вспомнил те рисунки, за которые меня хвалили в школе. Меня ставили в пример другим детям, отправляли работы на конкурсы. Но они были не мои, а я ей даже «спасибо» не сказал.
- Знаешь, а давай повесим эти картины в зале, ты не против? Я завтра куплю рамки и повешу! Они не должны тут пылиться, поверь мне!
В тот вечер я долго примерял куда повесить какую картину, как их скомпоновать. Перекладывая их с места на место, я старался не думать, что теперь это мой единственный способ сделать ее чуточку счастливее и стать с ней хоть немного ближе.
6. «Дневник»
Картин оказалось настолько много, что я смог развесить их по всей квартире. Многие из них выглядели как окна в летний сад, а некоторые начали играть новыми красками на закате. Почему-то мне показалось, что в квартире стало как-то теплее и уютнее. Я не выкинул ни одной картины, у меня бы рука не поднялась.
Каждый вечер я обязательно заглядывал к маме в комнату, иногда даже ложился там спать. Впервые за всю жизнь, я почувствовал мамину теплоту, которая обволакивала меня и придавала сил. На самом деле она была всегда, но мы чувствуем теплоту либо на контрасте, либо замечаем ее, когда она переходит в жар или холод. Спросите себя, какая сейчас температура в квартире? Большинство скажет: «Ну, комнатная» или «Не знаю, но мне комфортно». Так и с человеческой теплотой, особенно родительской. Мама любила, оберегала, согревала меня всю жизнь, но я не обращал на это внимания, потому что рядом был отец, который обжигал своей любовью, он перетягивал на себя одеяло, а мама не противилась. Не потому что ей было все равно, а потому что понимала, что она не может дать растущему мужчине то, что может дать отец. Я спрашивал себя снова и снова - а как бы я поступил на ее месте? И каждый раз приходил к выводу, что она, несмотря на свою безмерную любовь ко мне, ставила на первое место мое будущее, а не свои эгоистичные желания - держать своего ребенка около себя как можно дольше. Мне не стало стыдно за то, что я так много времени проводил с отцом, наоборот, я почувствовал неизмеримую благодарность.
Разобрав полностью книжный шкаф, я принялся за огромный стол. Он очень выделялся хотя бы тем, что в отличие от других поверхностей, на нем было от силы предмета три. Будто он стоял тут просто «чтобы был». В нем был всего один ящик, в котором я ожидал увидеть краски или кисточки, но нашел только тетради. Их было много, штук девять или десять. Некоторые были новые, другие почти разваливались в руках. Моя мама была медсестрой, и никогда не преподавала, и не занималась репетиторством. Тогда зачем ей они? Что-то не давало мне начать читать, будто я прикоснулся к чему-то очень личному и хрупкому, и любое неверное движение может разбить это на тысячи осколков.
- Ты не против? – спросил я у фотографии мамы, указывая на тетради.
Мне показалось, что она была не против, и я решил начать с самой старой по виду тетради.
Страницы были исписаны красивым и аккуратным почерком, несмотря на то, что это писал медик. Прочитав несколько страниц, я осел на пол. Заканчивая читать одну тетрадь, я сразу брался за другую. Я боялся отвлечься, казалось, мне это дали на один раз и больше не покажут. Жизнь моей мамы встала у меня перед глазами. Я плакал, смеялся, съеживался от боли, одобрительно хихикал, злился, умилялся, восхищался. В моих ладонях будто вновь оживала эта удивительная женщина - она была умная, веселая, иногда очень печальная, а иногда даже агрессивная, но это все вместе делало ее совершенно необыкновенной. В какой-то момент я даже захотел зайти к папе в комнату и сказать: «Ты, старый болван, знал, что у нее аллергия на розы? Зачем ты ей их дарил все время? Неужели не видел?!», но потом вспомнил, что и сам этого не знал, да и сказать уже некому.
Когда дневники кончились, а с ними и мои внутренние силы, я облокотился руками о кровать и посмотрел на ставшую любимой фотографию.
- Я сделаю так как ты хотела, я все сделаю, только вернись, пожалуйста. Хотя бы на час, на полчаса. У нас с тобой совсем не было времени. Я люблю тебя, и всегда любил. Я хочу, чтобы ты это знала. Позволь мне сделать тебя счастливой. Дай мне хоть немного времени.
Тогда, стоя на коленях как перед иконой, я почувствовал, как меня укачивают ее руки, услышал ее ровное дыхание, почувствовал запах духов и впервые за долгое время провалился в глубокий и спокойный сон.
7. «Похороны»
Через несколько недель после прочтения маминых дневников я настоял на перезахоронении. Оказалось, что у нее было место рядом с бабушкой и дедушкой на старом кладбище. Рядом с оградкой росло большое дерево, которое своими ветвями защищало могилы от солнца, дождя и снега. На этот раз на похоронах был только я. И на этот раз мне было что сказать.
- Ты научила меня, наверное, самом важному в жизни. Папа научил ловить рыбу, ставить палатку и разводить костер. Для маленького мальчика это были очень нужные знания. Но сейчас мне не девять, и для меня намного важнее твои уроки. Ты научила меня, что любить можно без слов, согревать своим теплом можно без объятий. Когда по-настоящему любишь кого-то, то думаешь в первую очередь о его счастье, а не о своем. И такая любовь не приносит боли. Боль приносит эгоизм, а любовь приносит тепло и силы. Ты научила меня любить, мама. Пускай только сейчас, но я это понял. Я молодец, да?
Скамейку и небольшой столик я поставил позже, а еще позже посадил мышиный гиацинт. У своего знакомого я купил двух померанских шпицев, с которыми приезжаю на кладбище. Мамин памятник я тоже поменял. Теперь это белое надгробие с взлетающей птицей.
«Самой удивительной женщине, которая когда-либо жила.
Теперь ты можешь лететь.»