Хочу закончить рассказ про прошлогодний отпуск, не знаю, как получится, потому что писать придется очень много. Начну с поездки к институтской подруге в Череповец. До этого в Череповце я была два раза, ещё учась в институте. Здесь у меня была производственная практика. Тогда металлургический комбинат ("Северсталь") меня очень впечатлил, ведь там мы увидели весь цикл металлургического производства и не только. Выехала я из Питера вечером Вологодским поездом, который мне понравился удобством и комфортом. Около 6 утра поезд прибыл на перрон этого зеленого вокзала.
Подруга меня встретила, и мы поехали к ней домой. Живет она в старой части города. Жизнь у неё сложилась трудно. Мама и брат умерли, осталась только племянница, дочь брата. Своей семьи она не создала, из профессии ушла, работает в библиотеке. В общем, грустная история. На вокзале мы очень долго ждали автобус, потом пришла какая-то развалюха. Но, по словам подруги, такие ходят только по её маршруту, а в новые районы идут нормальные современные автобусы. Позднее я в этом убедилась.
Череповец - это крупный город Вологодской области, но столицей её он не является. Это редкость, когда город, не являющийся столицей региона, крупнее самой столицы. Вообще, взаимоотношения Череповца и Вологды специфические, наполненные шутками и мифологией про «медленную» Вологду и «Череповец-в-котором-аж-дышать-нечем». Своеобразное противостояние длится с тех самых пор, когда Череповец в 50-е-70-е годы прошлого столетия превратился из маленького провинциального городка в промышленного гиганта.
Город делится на 4 района: Индустриальный, Зашекснинский, Заягорбский (Заречье), Северный.
Моя подруга живет в Индустриальном районе. Район не зря так называется. Ну, во-первых, рядом промышленная зона, а во-вторых, он представляет собой интересное сочетание советского индустриального города и старого уездного городка.
В этом районе много домов сталинской эпохи. Дома очень красивые, имеющие свою ярко выраженную харизму. Как и в любом городе, здесь тоже есть улица Ленина.
А это площадь Металлургов.
На площади Металлургов установлен оригинальный памятник. Открыли его в 2005 году в честь 50-летия "Северстали" .
Рабочий металлург направляет своего маленького сына в сторону "Северстали", чтобы и он, когда вырастет, стал металлургом)) Вот такая преемственность поколений.
Если идти от памятника по улице Металлургов, то как раз попадешь на предприятие. Мы не пошли туда, хотя мне хотелось ещё раз побывать на "Северстали", но кто ж туда пустит. Правда, экскурсии туда есть. Просто надо было заранее посмотреть, но у меня и так вся поездка была спонтанная, что я поеду в Череповец, я решила буквально за 2-3 дня до самой поездки.
С другой стороны площади Металлургов - Комсомольский парк с фонтаном.
Тут же бывший кинотеатр "Комсомолец", который пафосно сейчас называется Домом музыки и кино.
Торговый центр.
В центре города сохранилось много зданий постройки конца 19 - начала 20 века. Вот, например, здание бывшего окружного суда (1870 г.). Здесь выступал сам Керенский.
Ещё один символ старого Череповца - Водонапорная башня.
И Часовня преподобного Филиппа Ирапского.
Ну, и, конечно, интересное здание из красного кирпича с башенкой и часами тоже хранит отпечаток прошлого века. Это Камерный театр.
Рядом филармонический зал.
Камерный театр и филармонический зал находятся на площади, которая ранее была безымянной. В 2005 году здесь был открыт памятник И. А. Милютину, после чего площадь вокруг памятника получила названия в честь Милютина. Иван Милютин долгое время, с 1861 по 1907 годы, был городским главой и сыграл большую роль в становлении города. По словам подруги вандалы периодически похищают у Милютина трость. Правда, фотография Милютина у меня не получилась))
От театра мы пошли по Советскому проспекту (быв. Воскресенскому) и вышли к Соборной горке с Воскресенским собором. Раньше на этом месте был Воскресенский мужской монастырь, построенный в 1362 году.
Рядом с собором расположен восстановленный дом-музей Милютина, который был открыт в 2006 году.
Мы, конечно, же зашли внутрь.
Фотографировать в музее можно, но без вспышки. В музее, кроме нас, никого не было. Экскурсии не было и аудиогида тоже, поэтому мы самостоятельно рассматривали экспонаты.
Экспозиция музея посвящена жизни И.А. Милютина (1829-1907), который был городским главой Череповца 46 лет. Это очень большой срок, во время которого он много полезного сделал для города: открыл 7 учебных заведений, типографию, библиотеку, богодельню, аптеки, гостиницы, банки, книжные магазины, а также при нем появилась телефонная связь и уличное освещение.
Благодаря его усилиям Северная железная дорога прошла через Череповец, что способствовало превращению города в серьезный промышленный и культурный центр.
К сожалению, оригинальный дом не сохранился, так как после революции здесь была коммуналка. Сегодняшний дом воссоздан на том же самом месте по чертежам.
Во всех комнатах находится мебель той эпохи.
Патефонный шкаф начало 20 века.
Старинный буфет.
Гостинная.
Рабочий кабинет хозяина.
Милютин рано овдовел, жена его умерла молодой, оставив шестерых детей: трех сыновей и трех дочерей. Дети его получили хорошее образование. Став взрослыми, они активно помогали отцу в делах. Дочь Мария, владевшая несколькими иностранными языками, сопровождала отца в его заграничных поездках в качестве переводчицы. Младшие дочери Александра и Юлия, жили при отце, вели хозяйство. Александра была членом попечительского совета женской гимназии.
Сын Андрей (умер в 1924 году) сменил Ивана Андреевича на посту городского головы. Василий получил инженерно-технологической образование, стал верным компаньоном в делах милютинской фирмы, кроме того, вместе со старшей сестрой учредил в 1888 году сельскохозяйственную школу, какой не было в России. В ней обучали полеводству, огородничеству, садоводству, пчеловодству и разным ремеслам, необходимым для ремонта сельскохозяйственных машин.
На этом мы закончили осмотр экспозиции про Милютина.
А на первом этаже ещё была выставка о революционном Череповце.
Вот здесь на плакате - все достопримечательности Череповца.
В музее мы пробыли не так долго, около 40 минут. Это вид на музей со стороны реки.
Место, конечно, очень красивое. Не зря его Милютин выбрал. Кругом огромный парк. Это спуск от музея к реке.
Мы спустились. Внизу нас ждала скульптура местных святых Феодосия и Афанасия.
И старый речной вокзал, который сейчас, к сожалению, заброшен по причине упадка пассажирского судоходства.
Зато грузовое судоходство очень оживленное. Вид на противоположный берег.
Цветочки в парке и около музея.
Интересное соседство старого и нового.
Неподалеку ещё один музей - Дом-музей Верещагиных.
Дом был построен в 30-е годы 19 века и принадлежал семейству Верещагиных около пятидесяти лет. Экспозиция посвящена двум братьям. Многие знают Василия Верещагина – известного художника-баталиста, но немногие слышали о его старшем брате Николае, основоположнике молочной промышленности нашей страны. И я тоже не знала о Николае ничего.
По музею мы опять ходили без экскурсовода, так как экскурсию оказалось надо заказывать заранее или присоединяться к какой-нибудь группе, а экскурсионных групп в это время не было. С нами в музее находились ещё три человека.
На первом этаже была выставка, посвященная творчеству художника Василия Верещагина. Почти все его картины находятся в крупных музеях, здесь большая часть картин не подлинники, а хорошего качества репродукции. Какие картины всё-таки являются подлинниками, я так и не узнала - спросить было не у кого. Вообще, я не люблю творчество Верещагина, его картины слишком реалистичны. Жуткое зрелище производит на меня его картина "Апофеоз войны", на которой изображена гора из человеческих черепов, возвышающаяся среди пустыни.
На втором этаже воссоздана обстановка комнат по воспоминаниям Василия в его автобиографической книге «Детство и отрочество».
Фотографировать в музее можно без вспышки, но освещение там плохое, поэтому фотографии плохого качества, но я их сохранила для себя.
Старший брат Верещагиных Николай мне больше понравился. Закончив Петровский кадетский корпус, он стал офицером. Но этого ему показалось мало, он закончил также естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
После окончания занялся организацией молочного дела в крестьянских хозяйствах. Чтобы набраться опыта, посетил Швейцарию, Германию, Англию, Францию, Голландию, Данию и Швецию. Здесь он впервые увидел артельную сыроварню, куда крестьяне сдавали молоко и потом делили между собой доходы, получаемые от продажи сыра и масла.
В 1866 году он открыл такую в Отроковичах Тверской губернии. Спустя 4 года в губернии действовали уже 11 сыроварен, затем они появились и в других областях. Он впервые в мире применил кипячение сливок и создал на их основе новый способ приготовления сливочного масла - Вологодского. С этого момента начался экспорт масла из России за границу.
Меня впечатлило обилие позолоченных часов – на стенах, камине, комоде.
В одной из комнат на ковре висят ружья – хозяева любили охоту.
В кабинете мое внимание привлек необычный табурет – его верх обтянут лосиной шкурой, а четыре ножки сделаны из лосиных ног с копытами.
Вот интересно, братья удивительным образом дополняли друг друга: Василий, будучи художником, больше парил в небесах, а Николай, напротив, прочно стоял на земле, отличаясь практическим подходом к жизни. Один разоблачал ужасы войны, второй налаживал мирную жизнь. Оба были яркими личностями и оставили значительный след в истории России. Хорошо, что сохраняют память о них.
Рядом с деревянным Домом-музеем находится белокаменное здание, это тоже музей. Но мы почему-то туда не зашли, по-моему оно закрыто было.
К музею ещё относится каретный сарай.
Беседка.
Иллюстрация молочного производства))
На территории около музея разбиты цветочные клумбы и сад с декоративными и плодовыми деревьями и кустарниками. Мы отлично погуляли там))
Хотела всё в один пост разместить, но потом решила разбить на 2 части. Так что продолжение про современный город и про усадьбу Гальских следует)))