Ну, вот я и кэмбэкнулся. Путешествие закончено. За 34 дня на различном наземном транспорте (как-то: автобусы, автомобили, поезда, ноги) было пройдено, по приблизительным подсчетам, около 9 тысяч км. Путь начался в Стамбуле и закончился в Пекине. Проехал по Турции (Стамбул-Кемер-Диярбакир), по Ирану (Тегеран-Казвин-Исфахан-Шираз-Язд-Захедан), по Пакистану (Тафтан-Кветта-Исламабад-Лахор). После этого должен был добраться до Китая, но как раз в Пакистане грянуло наводнение, и я там подзастрял немного. Дорога на севере через горы была разрушена во многих местах, кое-где снесены мосты, заканчивалось топливо в поселках. Я за этим наблюдал со стороны из Исламабада: сия мышеловка захлопнулась можно сказать у меня перед носом. Ждал улучшения ситуации, но не дождался - не хватало времени. Пришлось лететь из Пакистана в Китай на самолете, что противоречило изначальной идее передвигаться внутри стран и между ними только по земле.
Как показала практика, задуманный маршрут за месяц проехать вполне реально, но лучше, все же, иметь в распоряжении хотя бы два месяца. Во-первых, чтобы была возможность останавливаться на более продолжительный срок в интересных местах. Во-вторых, чтобы был запас на различные нюансы пути, потому как, даже имея подробный путеводитель, невозможно правильно все просчитать. К примеру, написано, что из одного города в другой автобус ходит несколько раз в день, а по факту выясняется, что только один. В-третьих, нужно время на всякие форс-мажоры. В моем случае это было наводнение в Пакистане и просроченная иранская виза, из-за которой я еще остался на пару дней в этой стране и думал, что вполне могу остаться еще на неопределенный срок. К счастью, все ограничилось штрафом.
Итоговые ощущения противоречивые. Огорчило то, что не удалось проехать именно так, как задумывал – только по земле, без использования авиатранспорта. И главное, из-за наводнения в Пакистане пришлось отказаться от идеи проехать по Каракорум хайвэй, а во всем путешествии это был основной отрезок. Так сказать, самый крупный бриллиант в украшении. Я мечтал проехать по этой дороге несколько лет. Не случилось.
К плюсам можно отнести страну Иран и в особенности ее людей. Приятное открытие. Очень дружелюбные, открытые люди. Периодически помогали мне в разных ситуациях, приглашали пару раз в гости, один раз ночевал в частном доме в пригороде Исфахана. Ну и достопримечательности тоже любопытны, хотя для меня всегда люди важны. В общем, Иран - на 5 отъездил. Наконец-то посмотрел пакистанские территории более подробно, а то все краем глаза. Было много чего интересного: вчетвером (я и еще три иностранных путешественника) ехали на заднем сидении пикапа почти 600 км (впереди сидел полицейский с автоматом - по приграничным территориям там иностранцам можно путешествовать только с полицейским эскортом). При этом останавливались каждые 20 км, чтобы записаться в журналах на блокпостах. Было дело, пришлось ехать 28 часов на автобусе - на пакистанском автобусе - где почти не работает кондиционер, где люди сидят в проходах и на крыше. Было весело, под конец я впал в анабиоз. Ну в общем, много чего есть рассказать. Скоро соберусь с мыслями и поведаю более подробно с фотографиями.
Добавлю к плюсам, что освоил новый для себя способ дальнемагистральных путешествий именно по земле с пересечением границ нескольких стран. Ну и после этой поездки начались в голове некоторые мыслительные процессы по поводу себя и окружающего мира. С этим я как раз сейчас и пытаюсь разобраться. Вот такие дела.
[699x466]