Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат,
а если у древних - похвалят за эрудицию.
Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства или изобретения, использование его или его части под своим именем без указания источника заимствования. Плагиат является нарушением авторского и изобретательского права и влечёт за собой ответственность. Как правило, плагиат предполагает публикацию чужого произведения под своим именем.
В таком значении слово «плагиат» начало употребляться в XVII веке. В римском праве plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plagas). Собственно слово «плагиат» образовано от лат. plagio — похищаю
Что является плагиатом
Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя "Колумбом" истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права.
На самом деле, объектом плагиата является не идея, а её оформление, внешняя оболочка. Масса литературных произведений, не заключая в себе ничего нового по содержанию, имеет, тем не менее, своеобразную форму, новые оттенки выражения мыслей; лишь присвоение этой, глубоко индивидуальной стороны произведения, может быть названо плагиатом. Поэтому нельзя считать плагиатом ни заимствование фабулы (сюжет заимствован и во многих драмах Шекспира, и в сказках Льва Толстого), ни в пользовании готовыми типами (художественный приём, применённый Щедриным в его Ноздрёве и Молчалине), не говоря уже о новой обработке известных во всемирной литературе характеров (Дон-Жуан, Фауст). Равным образом не могут считаться плагиатом сводные работы (рефераты), самой сущностью которых предполагается пользование чужими данными без самостоятельной обработки.
Отношение к плагиату в разное время
Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, меняются со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.
Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Виргилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра.
Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 г. под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог «Della stampa», но вставил в него три «инвективы», направленные против настоящего автора.
В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот-Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних — всё равно, что сделать морской набег, но обирать современников — всё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели ничего плохого в заимствованиях. Мольер, перенесший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Je prends mon bien où je le trouve» («Я беру своё добро всюду, где его нахожу»). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов.
В XVIII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d’Allemagne» отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера. Сам Вольтер тоже позволял себе мелкие заимствования. Обвинение в плагиате было брошено и в Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitalis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 г. был раскрыт один из наиболее наглых плагиатов: перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak», изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы, оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака; плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана, не зная, что существует её дубликат.
В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избегли их Мюссе, Золя, Додэ. В 1891 г. вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга (Albrecht, «Lessings Plagiate»). Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана.
Михаила Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан Фёдором Крюковым.
Современная юридическая практика
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет..
Плагиат и закон
Вся текстовая информация, опубликованная в Интернете, имеет своего правообладателя. Каждый владелец интеллектуальной собственности защищен законодательством своей страны и международным правом, таким образом, если имеет место хищение объекта вашего права, можно обратиться в суд.
Доказательствами того, что именно вы являетесь правообладателем какого-либо материала, могут служить:
Обратившись в суд с каким-либо доказательством того, что именно вы являетесь правообладателем статьи, в полной мере можно рассчитывать на успешный исход дела и восстановление ваших прав.
http://www.clonetest.org/plagiarism.php
Ответственность за плагиат
Госдума приняла во втором чтении поправки в статью 146 Уголовного кодекса, которыми устанавливается уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
В соответствии с законом, присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ сейчас составляет 450 рублей в месяц) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Эти же деяния, -совершенные неоднократно, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, -- наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Оговаривается, что эти деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм, либо стоимость имущественных прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 МРОТ, а в особо крупном размере -- 500 МРОТ.
|
РИА "Новости" |
Исходное сообщение Himmelske_Danser: Кстати, не так давно мне задали вопрос, кто может выступать в качестве эксперта, который бы определил, является ли произведение плагиатом нечто другого или нет... Сотрудник какого-либо ведомства? С каким образованием? Какие навыки должен иметь? Может, поделитесь мыслями? Буду признательна))у нас более узкая тематика))) кроме того, мы не профессионалы . Будем искать информацию, как найду - выложу. а вообще сообщество является открытым, так что сообщения сюда может добавлять каждый желающий., если вам захочется высказаться по данной теме или представить какую-либо информацию - милости просим, будем только рады) пожалуй, нужно создать рубрику для вопросов))
[300x199]
Предстал пред дедом мудрецом
Младой изобретатель
— Прости за беспокойство, дед!
Я изобрёл велосипед!
Не быть тому лишь хвастовством…
О нём мечтали, кстати…
Советы – для тебя пустяк!
Подскажешь, если что не так…
Хоть мудрецу немало лет,
Взобрался на велосипед,
Затем перекрестился…
С восторгом прокатился.
Изобретатель у ворот
Глядел в томленьи деду в рот.
Дождался, наконец, творец,
Что выказал ему мудрец.
— Таков совет смогу я дать –
Сумей колёса поменять:
Переднее, чтоб было сзади,
А заднее, чтоб – впереди!
Коль справишься с работой за день,
То к вечеру ко мне приди…
И оба рады были встречи,
Едва настал заветный вечер.
— Я сделал всё, как ты сказал.
Колёса тот час поменял.
Но… ничего не мог понять!
Не стал я на тебя роптать
И не гневил Создателя.
Не понял сам чего… видать!
А, что же изменилось, дед?
Готовый ждал творца ответ –
Ф.И.О. изобретателя!
[620x469]