• Авторизация


Советы о. Александра Шмемана 01-07-2011 14:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[484x347]
«Если бы я был «старцем», то я бы сказал кандидату, кандидатке, «взыскующим иночества», примерно следующее:

– поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например);

– работая, молись и «стяжай» внутренний мир, не злобствуй, не «ищи своего» (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;

– за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу – отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не «фондам помощи»;

– ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой» – ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь – церковно – в полном послушании у настоятеля;

– на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не «использованы твои таланты», помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;

– читай и учись в меру сил – но читай не только «монашескую литературу», а шире (этот пункт требует уточнения);

– если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди – но с «рассуждением», и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера – вредна;

– одевайся абсолютно как все, но скромно. И без «видимых» знаков обособления в «духовную жизнь»;

– будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня «духовных разговоров» и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать – всё окажется на пользу.

– не ищи себе «духовного старца» или «руководителя». Если он нужен, его пошлёт Бог, и пошлёт, когда нужно;

– прослужив и проработав таким образом десять лет – никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придёт – и признаками его будут «радость и мир в Духе Святом»»[16].
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
iric2004 01-07-2011-15:50 удалить
Вот это Школа!! наставления чУдные, сразу же отсеивающие шелуху и романтизацию монашества, ставящие голову на место.
что касается монашества, всегда считала, что это удел Призванных. Человек, принимающий постриг, имхо, не может НЕ ИДТИ в монахи. Голос Бога, который он слышит внутри себя, определяет ему ТОЛЬКО этот Путь, и никакого другого. Еще более убедилась в этом после книги "Монахи - возлюбленные дети Господни". Путь о.Василия Рослякова: его дневники, воспоминания о нем одноклассников и коллег...- было ясно, что человек знает про себя ТО, что не знает никто вокруг.
iric2004, странное словосочетание "романтизация монашества".
Это - раз.
Другое соображение иного рода. Советы, о которых речь, взяты из ДНЕВНИКОВ о.Александра. И, насколько мне известно, они (Дневники) не были предназначены им для посмертной публикации.
Но их опубликовали. Подредактировали и опубликовали (были убраны некоторые соображения о.Александра о евреях и современном ему еврействе). Корректно ли это? Полагаю - нет.
И последнее. "Ставит голову на место" не чтение дневников и следование вот таким советам, а проверенное веками средство - искус.
Так я полагаю
Ответ на комментарий iric2004 # Очень рекомендую почитать "Письма" Паисия Святогорца. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html
И сравнить

"Письма" как раз и обращены к тем, кто ищет монашеского пути
муринъ 01-07-2011-17:01 удалить
Валера_Богуславский,про искус согласен. Мне-то кажется, что это советы не желающим жизни монашеской, а жизни мирской христианской.
Про дневники не согласен. Ежели записываешь свои мысли и не уничтожаешь их, то разумеешь, что они рано или поздно будут опубликованы.
муринъ 01-07-2011-17:02 удалить
iric2004, о. Александр монашества не любил и не понимал. Это скорее советы нам, мирянам...
Ответ на комментарий муринъ # Я не уверен наверняка, но почти уверен - о.Александр не хотел публикации записей. У него было множество трудов, специально для этого предназначенных.
Кроме того, надо учитывать время написания "Дневников".
Пусть так и будет.
Но я останусь при своём мнении.
Прошу меня простить
муринъ, отойдя от темы, которую мы тут успели обсудить, скажу честно - и "Дневники" и иные труды о. Александра я очень ценю. Перечитываю. Увы, нерегулярно.
Выдающийся был человек
Ответ на комментарий Denkerin # Да. О ней.
Именно она и предназначена для тех, кто решил стать монахом.
А советы о.Александра только в самом общем приближении можно рассматривать, как подобное руководство. Это правила жизни любого из нас православных. Особенно - молодых. Новоначальных
Denkerin 01-07-2011-20:35 удалить
Валера_Богуславский,
А этот совет:
– поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например)
считаете, должен быть отнесен тоже ко всем молодым, новоначальным?
Ответ на комментарий Denkerin # О.Александр взял частный случай.
Зачем одну микстуру давать всем больным?
Повторюсь - большой ошибкой было публиковать эти "Дневники".
О.Александр записывал свои размышления.
Кто знает, чем бы закончились эти?
iric2004 01-07-2011-22:18 удалить
Исходное сообщение Валера_Богуславский
iric2004 , странное словосочетание "романтизация монашества".
Это - раз.
Другое соображение иного рода. Советы, о которых речь, взяты из ДНЕВНИКОВ о.Александра. И, насколько мне известно, они (Дневники) не были предназначены им для посмертной публикации.
Но их опубликовали. Подредактировали и опубликовали (были убраны некоторые соображения о.Александра о евреях и современном ему еврействе). Корректно ли это? Полагаю - нет.
И последнее. "Ставит голову на место" не чтение дневников и следование вот таким советам, а проверенное веками средство - искус.
Так я полагаю


Знаешь, Валера_Богуславский, искус, имхо,это уже второй этап. А приведенные советы - опять-таки, имхо, это этап первый, начальный.
Мне лично известны случаи, когда в 90-е готовилась принять постриг мать-одиночка, воспитывающая сына, и в его 9 лет,ушла-таки в монастырь, оставив парня на руках старой бабки. Знаю и еще несколько подобных историй, а точнее трагедий, которые не хочу здесь приводить. И сдается мне, что люди нарисовали себе некую идеальную картинку, а свой собственный крест оставили. Не желали нести дальше. Или как?
iric2004 01-07-2011-22:20 удалить
Исходное сообщение муринъ
iric2004 , о. Александр монашества не любил и не понимал. Это скорее советы нам, мирянам...

муринъ, да, это понятно. есть же люди,мечтающие стать врачом, чтобы ходить в белом халате...))))
Ответ на комментарий iric2004 # Всякое бывало.
Но советы, которые здесь процитированы нельзя применять тем, кто выбрал стезю монашескую.
Да и сам автор на это точно указывает "Если бы я был «старцем», то я бы сказал..."
Доказательство от противного!
А советы правильные. Для желающего жить тихо и благочестиво. В МИРУ!!!
Исходное сообщение муринъ
iric2004 , о. Александр монашества не любил и не понимал. Это скорее советы нам, мирянам...


Ну я бы так не сказал... Он не любил мимикрию...его раздражало вовсе не монашество, а подмена, имитация его.

«Вся эта болтовня о монашестве, об иконах, о духовности – до какой степени всё это мелко, фальшиво, есть игра самолюбий… Все эти разговоры для меня стали совершенно невыносимыми. Мы живем в мире подделок».

«Получил вчера номер «Вестника». Номер – в религиозной своей части – посвящен монашеству… Прочтя эту часть, всё думал: что «корёжит» меня в ней? Может быть, какой-то «интеллигентский» осадок во всём этом подходе. Грубо говоря, чудится мне во всём этом некое «заговаривание зубов». Всё выбираем себе в «предании», что нам по вкусу: кто Древнюю Русь (старообрядчество), кто Паламу, кто Афон. Не знаю, может быть, я коренным образом ошибаюсь, но я не вижу «пользы» от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей «духовности». Мой опыт таков:как только люди решали эту «духовность» вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздражёнными фарисеями. Я ни секунды не отрицаю реальности, подлинности монашеского опыта… Я только убеждён, что, как и богослужение, как и почти всё в церковной жизни в наши дни, он «транспозируется» и воспринимается в другом ключе, в ключе, прежде всего, того психологического эгоцентризма, что составляет основную тональность нашей эпохи»

Всё это очень знакомо... поскольку подобное происходит и среди нас , мирян .

Надо понять, что о.Александр не о монашестве как таковом говорит... а о пустоболтливой гипертрафированной прелести в этой ' околомонашеской' среде..

«Две монахини «были у меня на прошлой неделе. Впечатление не столько путаницы, сколько своего рода «прелести», в которую, мне кажется, как-то почти автоматически впадают все эти специалисты и специалистки по «духовной жизни»…

Но есть и совсем другие записи … и в них настоящее отношение о.Александра к Монашеству:

«Сегодня… день необыкновенный: посещение трёх монастырей в этой самой пустыне, с фактически непрерванной традицией от Антония Великого, Макария Великого и т.д. Гробница Ефрема Сирина ! Но самое поразительное, конечно, это то, что всё это живёт. Настоящие монахи! Да я отродясь только и видел, что подражание, игру в монашество, побрякушки, подделку, стилизацию и, главное, безудержную болтовню о монашестве и «духовности». Но вот они – в настоящей пустыне! В настоящем подвиге… И сколько молодых. И никакой рекламы, никаких брошюр о духовности. О них никто ничего не знает, и им это всё равно. Всё это просто ошеломляет. Тысячи вопросов в голове, но в них придётся разбираться постепенно. А сейчас эта поездка в пустыню остаётся чем-то лучезарным »
Многие записи в его Дневнике не являются сокровенными для "сугубо личного пользования" ... Конкретно , данную процитированную запись он неоднократно озвучивал публично - на радио "Свобода" и во время проповедей. Так что публикация (повторюсь - конкретно этих записей) вполне корректна .
"Дневники не были предназначены им для посмертной публикации.
Но их опубликовали. Подредактировали и опубликовали (были убраны некоторые соображения о.Александра о евреях и современном ему еврействе). Корректно ли это?"

==

О! Ну это самое важное для алчущих "стезю монашескую" ...
Согласен... есть на что обижаться... какой не корректный этот Сергей Шмеман... позволяет себе, понимаешь!


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Советы о. Александра Шмемана | муринъ - Просто жизнь | Лента друзей муринъ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»