Написанная в год смерти В.И.Ленина 1924 г. поэма "Владимир Ильич Ленин" явилась завершением длительной работы Маяковского над ленинской темой.
Первое стихотворение о вожде - "Владимир Ильич!" - было написано Маяковским в апреле 1920 г., когда Коммунистическая партия и весь наш народ отмечали 50-летие со дня рождения В. И. Ленина.
Идеи и образы первого стихотворения Маяковского о Ленине нашли свое развитие в другом произведении поэта о вожде - "Мы не верим!", написанном в 1923 г., в дни болезни Владимира Ильича. К этому времени, очевидно, относится и возникновение у Маяковского замысла поэмы о вожде.
В автобиографии "Я сам" под датой "23-й год" имеется лаконичная запись: "Начал обдумывать поэму "Ленин". Все виденное и пережитое в дни похорон Ленина требовало от Маяковского ускорить начатую им еще в 1923 г. работу над поэмой о вожде.
Апрель - сентябрь 1924 г. прошли в напряженной работе над поэмой "Владимир Ильич Ленин", завершенной в первых числах октября 1924 г. 3 октября Маяковский подписал с ленинградским отделением Госиздата договор на поэму. Срок сдачи рукописи - 17 октября 1924 г. Рукопись была представлена тремя днями позже.
18 октября 1924 г. Маяковский читал поэму в московском Доме печати, 21 октября - в Красном зале МК РКП(б) партийному активу. Газета "Рабочая Москва" 23 октября 1924 г. в статье "Поэма Маяковского "Ленин" перед судом партийного актива" писала: "Зал был переполнен. Поэма была встречена дружными аплодисментами всего зала. В открывшихся прениях... ряд товарищей говорили, что это сильнейшее из того, что было написано о Ленине. Огромное большинство выступавших сошлось на одном, что поэма вполне наша, что своей поэмой Маяковский сделал большое пролетарское дело. После прений Маяковский отвечал оппонентам. В частности, Маяковский указал, что он хотел дать сильную фигуру Ленина на фоне всей истории революции".
После Москвы Маяковский выступал с чтением поэмы в рабочих и партийных аудиториях Киева, Минска, Смоленска и других городов. Читал во многих рабочих собраниях... Отношение рабочей аудитории обрадовало и утвердило в уверенности нужности поэмы", - писал позднее Маяковский в автобиографии "Я сам".
1 января 1930 г. Маяковский выступил на торжественно-траурном заседании, посвященном памяти Ленина, в Большом театре, с чтением третьей части поэмы.
В литературной критике появление поэмы вызвало очень небольшой отклик: в 1924 г. - заметка в 20 строк о чтении поэмы в Доме печати (газ. "Известия 20 октября). В 1925 г. - небольшие рецензии: в ленинградской "Красной газете" (25 апреля), в журнале "Октябрь", и в журнале Центросоюза "Город и деревня". В 1926 г. рецензия в журнале "Печать и революция", и несколько строк в общей рецензии на пять книг Маяковского в "Известиях ЦИК" (21 февраля).
В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924 г.) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии.
Ощущая себя"... солдатом в шеренге миллиардной", Маяковский рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. "...Великое чувство по имени класс" было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени.
Основной чертой художественного пространства многих текстов Маяковского и рассматриваемой поэмы в частности является его пульсирующий характер.
Поэма "Владимир Ильич Ленин" - не вызывала у современников поэта сколько-нибудь сочувствия. Почитатели раннего творчества не обнаружили в ней чего-либо нового по сравнению с поэтикой футуризма, а господствующая тогда рапповская критика нашла поэму зарифмованным пособием по истории партии. Безусловно, ошибались и те и другие. При всей документальности фабулы (вымысел в данном случае был бы грубой бестактностью) поэма "Владимир Ильич Ленин" одухотворена отчётливым пафосом сотворения нового художественного языка и нового мифа.
Своей поэмой Маяковский творил не только чудо воскресения Ленина, но и другое чудо - воскрешение слова. "Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платье. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово ПАРТИЯ".
Литературоведы, бесспорно, правы, когда называют поэму "Владимир Ильич Ленин" важнейшей вехой в творчестве Маяковского. Никогда раньше он не достигал в своей поэзии столь органичного сращения поэтической мифологии и обслуживающего её художественного языка. (Сафонова Екатерина 11 кл.)
Придумывала не сама,брала вырезками из интернета,вообщем собирала по чуть чуть всю информацию о поэме!Вот составила сообщение!Вдруг кому понадобится,пользуйтесь!