Рецензия на фильм Вадима Соколовского « Книга мастеров»
Каталог штампов
«Давным-давно жила в бескрайнем лесу Баба-Яга и была у нее дочь, девочка пригожая и добрая, ну, не в маму уродилась. Да только приключилась с ней беда, нашла она как-то в лесу бел-горючь камень Алатырь. Кросоты необыкновенной, волшебства несказанного. Заворожил камень девочку и стала она каменной княжной. И суждено ей было томится в каменной башне до тех пор, покуда мастер великий не оживит бел-горючь камень Алатырь. 300 лет сидела в каменной башне каменная княжна и озлобиласаль она на весь мир и окаменело ее сердце. Рыскали по всему свету, ее верные каменные войны ардары, творили зло и бесчинства. А каменная княжна в башне томилась, да веками искала мастера…»
Вот так начинается незамысловатый сказ о Каменной княжне, ее дочке Кате и мастере каменных премудростей сиротке Ване, включающий в себя еще десяток историй русских сказочных персонажей. Таких как:
Баба-Яга. Самая нехаризматичная, скучная, и неживая из виденных мной до сих пор. Более унылой Бабы-Яги чем из Лии Ахиджаковой даже представить сложно. Но персонаж ведет себя, как положено: тоскливо варит суп из добрых молодцев, выдает путеводные клубочки, рассекречивает ценные сведения.
Русалка. На ветвях сидит, прикованная Каменной Княжной из мести Кощею Бессмертному. И как все рыбки пригождается доброму молодцу оказавшему услугу. Попутно рассуждает о мужском непостоянстве и тяжелой русальечьей доле: «Я невеста Кощея. Он, конечно, противный, но мне с хвостом особо выбирать не приходится…» (И глядя на то, как Бессмертный целует свое яйцо и прячет его в сейф – зритель понимает, что они идеальная пара!) А (в целом) у Гоши Куценко получится великолепный Кощей. И темпераментный, и жадный, и ревнивый, и над златом добросовестно чахнет, но в то же время такой милый.
Катерина, приемная дочь Каменной Княжны, коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, вернее в колодец прыгнет и из хором Бабы-Яги выведет, да в доброго молодца влюбится. Мария Андреева создала одного из самых живых и ярких персонажей, про Катерину в фильме можно смело и гордо сказать – Главная Героиня.
Иван, похищенный ардарами, за компанию с панской дочкой, подмастерье. Оказался сыном предыдущего мастера и мастером следующим. Весь фильм так и не ясно то ли Иван-дурак, то ли Иван-царевич. Так и мечется персонаж от беспросветной тупости до героизма и обратно. Хоть и главный герой, а симпатии не в одной из ипостасей не вызывает, наверное, в этом не малая вина Максима Локтионова с его отнюдь не блестящей игрой.
Персонажи яркие да местами пригожие, вот только ведут себя строго по протоколу. Настолько предсказуемо, что появляются мысли «Книга мастеров» аль все-таки «Каталог штампов» мы смотрим.
А с логическими связями между сказками, наполняющими фильм вообще беда. Часто хочется голосом рассказчика добавить: «И вдруг, откуда сценаристом не напишись, явился перед добрым молодцем (дремучий лес, 34-й богатырь, темное болото – нужное подчеркнуть) Видимо, желая хоть как-то создать иллюзию целостности повествования, создатели фильма ввели графический переход между сценами в виде страниц книги. Но помогло это мало. Так и осталось общее полотно картины выглядеть лоскутным одеялом. Правда, ссылки к первоисточнику отгадывать было интересно. Вот «Сказка о царе Солтане», а это «Конек-Горбунок», ну а тут «Хозяйка медной горы».
Юмор в фильме – есть. Иногда глупый и навязчивый. Например: Панское мероприятие, честной народ в предвкушении развлечения щелкает семечки. И тут одному из холопов в зад попадает стрела. С красочным звуком «чпок!» пострадавший ее достает, внимательно рассматривает и томным замогильным голосом вещает: «Ардары!». Так вот эта сцена повторялась в фильме дважды. Иногда шутка требует наблюдательности и дополнительных знаний, как с джедайским мечем Ивана. Иногда юмор нечаянный (перекатывание камней при ходьбе Янгула, «Скрепят каменные ягодицы, да звенят каменные яйцы» --веселилась я.) Иногда мимолетный. А бывает, забавный элемент веселит на протяжении всего фильма, как в случае с еврейским зеркалом в исполнении Валентина Гафта. Но чаще всего юмор, вымученный и предугадываемый. А искренний смех (злорадный) вызывали только режиссерские оплошности, коих не мало.
Спецэффекты – были, и где-то даже не плохие, но очень уж похоже получилось на «Властелина колец», только бюджет несоизмеримо скромнее. А так, Каменная княжна – вылитый Саурон в кокошнике.
Как мне кажется – фильм в целом не стоит зрительского внимания. Охарактеризовать его можно в двух словах «Было скучно», или в трех «За сказки обидно».
Ну а если Вы строгий зритель старше двенадцати, и знакомы с русским фольклором, то уже к середине фильма будете желать ардарскую стрелу для режиссера.