[166x209]
- И вот она долгожданная «Чёрная камея»! – хотелось вскрикнуть мне, когда я закончила читать. Не понимаю, кстати, зачем её переименовали. По прочтении первоначальное оригинальное название «Blackwood Farm» («Ферма Блэквуд»).
Итак, вот она, эта книга. Ожидать от неё я ничего не ожидала. Столько времени дожидаться, так все Вампирские Хроники забыть можно.
«Черная Камея», несомненно, очередной шедевр, говорить нечего. Стиль Энн Райс бесподобен и по-прежнему способен затронуть за живое и пробудить в человеке бурю эмоций, от восторга, до щемящего сострадания, от гнева, до гнетущей апатии. Подобный эффект на читателя, вообще свойственен всем Вампирским Хроникам. (Кто хочет поспорить со мной на этот счёт, пусть попробует.) Сюжет в стили Хроник. Хотя и балансирует на грани банальности и повторения. Молодой Вампир обращается к Всесильному Лестату за помощью и потом рассказывает тому историю своей жизни. Жизни довольно таки любопытной. Всесильный Лестат, как это с ним бывает, влюбляется в этого Квинна, призывает на помощь Мерикк, и начинается стандартная для Райс битва со злом с громкими обращениями к Богу, неожиданными поступками, и любовно-драматической романтически отыгранной развязкой. В принципе, вот и всё.
Но...
Райс знает, в чём её сила. А сила её в том, что она может создавать силой своей фантазии таких героев и такие ситуации, истории семей, что просто падаешь на месте. Например, главный герой Квинн, и его биография. Он вызывает противоречивые чувства. Всякому здравомыслящему человеку видно, что это просто богатенький мальчик, привыкший разъезжать повсюду в лимузинах, одеваться от Армани и избалованный настолько, что он лет этак до восемнадцати спит с негритянкой служанкой, как с большой игрушкой. Конечно, имела места личная трагедия героя, присутствует двойника-призрака Гоблина ( имечко кажется смешным, лишь по началу, потом начинает отливать жутковатостью) и связанные с этим замкнутость, потом и жил Квинн хоть и в величественном, но мрачноватом доме, среди болота. Так что герой ещё тот. Его повсюду преследуют призраки и видения, которые он видит.
И это только главный герой. А второстепенные просто сводят подчас с ума. Ладно, Лестата с ним всё ясно. Красавец, Принц, «Глава Собрания» - по его собственному мнению. Кстати, показалось, что Лестата играет лишь роль драгоценного обрамления. Он есть только в начале и конце, говорит как это привычно, много, сияет своей эксцентричность, вызывает самый высокие впечатления и, в общем-то, всё. Создаётся впечатление, что Принц Тьмы подустал, явно подустал и терзается собственными проблемами, на которые он вскользь говорит. Возможно, именно эта история будет его следующей последней песней или, по крайней мере, её частью. О Дэвиде сказано буквально пару слов, появляется Меррик и исчезает. (И как исчезает!). Луи исчез с радаров совсем, что с ним остаётся только догадываться. (Это меня разочаровало, любимый герой всё-таки.)
Создатель Квина, ещё больший кадр. Вампир Петрония. Во-первых, она гермафродит. И когда читаешь, видишь, как переводчик или может и сама Райс говорит по отношению к этому персонажу то «она», то «он», то «оно». В конце концов, приходиться согласиться с мнением, героев книги, что она и то и другое. Во-вторых, это первый чудовищно жестокий вампир на моей памяти. И причём, по мне так её жестокость лишена всякой утонченности, присущей бессмертным. Но кК бы там ни было это находка автора.
Говоря о героях можно упомянуть и об одном недостатке. К концу Вампирского цикла Энн Райс очевидно решила смешать два своих самых величайших труда, а именно Хроники и Мэйферский цикл. Она вводит в повествование «Чёрной камеи» героев и некоторые подробности истории семейства Мэйфер. Наверное, не стоит никому напоминать, что это довольно обширное и могущественное семейство, где через одного рождаются ведьмы, обладающие экстрасенсорными способностями. Раньше мы только слышали о них от Дэвида Тальбота, вспоминавшего своего друга Лайтнера занимавшегося этим вопросом. Потом узнали Меррик Мэйфер. Теперь же связь стала такой явной и неразрушимой, что это немного омрачает общее впечатление от книги. Я понимаю, что каждому писателю хочется увязать все произведения в одну сеть, но с Хрониками это не срабатывает. Когда читаешь Вампирский цикл, хочется знать о вампирах и их судьбах, а не о Мэйферских ведьмах, о которых написан не менее обширный цикл. «Чёрная камея» просто спотыкается о Мэйферов. Да, конечно, Квинн связан с ними неразрывно, он и сам отчасти принадлежит их семье, и влюбился в наследницу легата Мэйферов. Но читаешь и думаешь, что тебя просто мягко отсылаю прочесть Мэйферский цикл, и узнать, почему Майкл Карри не утонул в том бассейне, и как Руан Мэйфер излечилась от смертельных ран. Я читала только одну первую книгу этого цикла и мне ещё как-то понятно. А вот тем, кто ещё не добрался до этого труда любимой писательницы, может стать не по себе.
Это единственное, что не понравилось. Хотя впрочем, кто мы чтобы судить Райс, это её вотчина. Мы лишь получаем дары её таланта.
А так Райс, по-прежнему великолепна, красота описаний, пробирающая до костей откровенность, живость, поглощающая с головой. Одним словом, как я обычно заканчиваю размышления о Райс. Браво!!!