Менеджер Международного Профиля
        11-11-2013 00:46
        к комментариям - к полной версии 
	- понравилось!
	
	
        
Слово «менеджмент» (от английского management) означает управление, организацию, а в упрощенном понимании – это искусство управлять, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент как понятие возникло на Западе. Особенно полно его значение раскрылось в 30-е годы прошлого века, когда стало очевидным, что деятельность по управлению превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Менеджмент стал одним из важнейших факторов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. С переходом экономики нашей страны на рыночные рельсы это понятие получило широкое распространение и в России, хотя справедливости ради надо сказать, что теоретический и практический отечественный опыт в области управления насчитывает несколько веков.
Менеджмент как специальность, которую можно получить в вузе, появилась у нас совсем недавно и обозначает в буквальном смысле теорию управления бизнесом и/или совокупность приемов, методов и форм этого управления. Управление бизнесом начинается с административного управления, включает управление различными материалами, ресурсами (в том числе человеческими и информационными), маркетинг и заканчивается управлением инновациями, инвестициями, проектами. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.
Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятием, фирмой, учреждением и наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.
Быть менеджером означает уметь организовать и контролировать работу других людей. Сфера приложения этих умений может быть практически любой: финансы, IT-технологии, туризм, спорт, промышленная отрасль, внешнеэкономическая (или международная) деятельность и т. д. Ориентация на международную сферу всегда была особо привлекательной для абитуриентов, но в настоящее время быть менеджером международного профиля − значит обладать не только престижной, но и весьма востребованной на рынке труда профессией.
Рост востребованности менеджеров международного профиля вызван либерализацией внешней торговли России и выходом тысяч российских компаний на международный рынок. Ведь именно от менеджера зависит, процветает ли его компания и имеет устойчивые рыночные позиции или находится на периферии бизнеса. Кроме того, поскольку членство России в ВТО – вопрос решенный, в скором времени понадобятся специалисты, в комплексе владеющие проблематикой ВТО, так как только грамотное использование норм и правил ВТО защитит национального производителя от недобросовестной конкуренции и обеспечит соответствие международным стандартам всех областей народного хозяйства: производственной, информационной, сферы услуг.
Международные специализации профессии менеджера можно без преувеличения назвать элитными, поскольку из 200 государственных и негосударственных вузов Москвы, в которых можно приобрести квалификацию «Менеджер», международные специализации предлагаются только в 21 вузе.
Откуда ноги растут, или специальность и ее специализации
Специализации интересующего нас международного профиля приобретаются в рамках обучения профессии менеджера по основной специальности «Менеджмент организации» (061100). Обучение проходит по нескольким схемам.
1. Можно отучиться всего 4 года и получить диплом бакалавра по специальности «Менеджмент». Обучение по этой схеме проходит в Институте международных экономических связей (ИМЭС), в дипломе указывается специализация «Менеджмент внешнеторговой деятельности».
2. Можно отучиться традиционные 5 лет и приобрести квалификацию «Менеджер» или «Менеджер со знанием иностранного языка» (в зависимости от количества часов иностранного языка в учебной программе вуза). При этом в дипломе указывается, что Вы приобрели ту или иную специализацию в рамках основной специальности. Обучение по этой схеме практикуется, например, в Академии народного хозяйства (АНХ), Российском университете дружбы народов (РУДН), Московском институте международных экономических отношений (МИМЭО), Институте международной торговли и права (ИМТП).
3. Все большее число вузов вводит европейскую схему обучения «4 + 2». Первая ступень – это обучение по программе бакалавриата в течение 4 лет с получением квалификации бакалавра менеджмента. Затем идет вторая ступень высшего образования – магистратура с присвоением по окончании квалификации магистра менеджмента по соответствующим специализациям. Обучение дает возможность студентам получить дополнительные знания по узкопрофессиональным дисциплинам и лучше подготовиться к самостоятельному плаванию в бурном море современного бизнеса. К тому же диплом магистра отвечает европейским стандартам образования, что позволит Вам соответствовать требованиям иностранных работодателей или продолжить обучение в западных школах MBA. По схеме «4 + 2» построены образовательные программы в Московском государственном университете международных отношений (МГИМО), Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ), АНХ, Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ).
В рамках Государственного стандарта образования по специальности «Менеджмент организации» студенты изучают следующие основные блоки дисциплин:
* общие гуманитарные и социально-экономические
* общие математические и естественно-научные
* общепрофессиональные
* специальные
* факультативные
Дисциплины первых трех блоков − общие для всех видов специализаций, поэтому мы подробно рассмотрим специальные, которые и определяют специфику подготовки студентов по международному профилю в области менеджмента.
А Вы хотели без мук?
Какими же специальными знаниями должен обладать менеджер, который собирается работать в структурах, связанных с международной деятельностью?
С учетом специфики международного профиля выпускник должен:
− знать содержание и технологию международных хозяйственных операций, механизмов работы на международных товарных и финансовых рынках, владеть современными концепциями управления транснациональных компаний, быть способным интегрироваться в международную бизнес-среду;
− свободно владеть одним, а лучше двумя иностранными языками;
− применять компьютерные технологии для сбора и обработки информации;
− обладать знаниями из ряда смежных с основной областей знания: от общегуманитарных курсов по философии до инструментально ориентированных блоков права, психологии и социологии.
Государственный образовательный стандарт по специальности «Менеджмент организации» не предусматривает такого набора специальных дисциплин, тем более из смежных областей, стандартное же количество иностранного языка в учебной программе не позволит менеджеру-международнику выполнить свою основную задачу по интегрированию в международную бизнес-среду. Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста этого профиля, вузам приходится самим расширять образовательную программу, вводя в нее профильные дисциплины, дополнительное количество часов первого иностранного языка и второй язык. Безусловно, это делает подготовку специалистов по международной деятельности элитной и дорогой.
В целях улучшения качества подготовки менеджера международного профиля стратегия обучения практически во всех вузах предусматривает неотделимость учебы от практики. Это выражается в применении таких форм обучения, как деловые игры, мастер-классы, разбор кейсов, тренинги, структурированные дискуссии. Начиная с младших курсов, у студентов ведутся практические занятия на предприятиях (фирмах). Лекции приглашают читать работающих специалистов из числа менеджеров высшего и среднего звена.
Прослеживается еще одна отличительная особенность всех образовательных программ рассматриваемого профиля. Поскольку специальность, а тем более специализации, очень молоды, стало возможным построить качественное европейское образование. Это выражается в организации процесса обучения совместно с ведущими западными вузами по аккредитованным программам и, как следствие, в получении выпускниками двух дипломов, в том числе признаваемых на Западе.
	
	
		вверх^
		к полной версии
		понравилось!
                в evernote