Ирония судьбы или с лёгким паром
23-06-2008 13:16
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ирония судьбы - один из не многих не угнетающих меня советских фильмов, обычно классические советские фильмы угнетают меня каким-то замкнутым пространством, удушьем. В иронии судьбы это не так выражено, т.к. есть перелёты между городами, и вообще всё будто цивилизованно. Почти как у белых людей. Можно в любой момент поймать или заказать такси, сходу взять билет на самолёт, везде в квартирах есть телефоны, можно походя купить на улице бутылку шампанского. Ничего этого на самом деле не было. По умолчанию не было вообще ничего. Царили дикость, хамство и антисервис. Всё надо было доставать тратя много сил, времени, унижаясь, выстаивая в очередях, доставать по знакомству или вылавливать заранее. Ни такси поймать было не возможно, ни бутылку шампанского так вот, походя, купить. А какая новая квартира для "вдвоём с мамой"? Люди семьями всю жизнь жили в одной комнате коммуналки. А для такой квартиры надо было стоять "в очереди" 10-20 лет и иметь 3 почти взрослых детей. Или быть крутым государственным паханом. А тут показана учительница и врач :-) Увы, без всего этого антуража и хотя бы такой свободы возможностей никакой романтики не получится, этой свободы, на самом деле не было. Но, по крайней мере тут просто квартира. А особенно умиляют квартиры в старых фильмах годов 50-60-х. Там вообще дворцы, а не квартиры, в тот период, когда страна была абсолютно нищей. Такие квартиры, как в фильме "Девушка без адреса" в Москве могли быть только у членов ЦК КПСС, министров или у директоров ГУМов. Ну ещё на московской киностудии, наверное, была парочка больших помещений, где делали такие бутафорные квартиры для "простого советского рабочего человека". "Деревня Черёмушки дала своё имя всемирно известным московским новостройкам, которые расположились на юго-западе нашей столицы". Закрывшись от всего цивилизованного мира Россия, для антуража, понавыдумывала себе много чего "всемирного", вот и эти убогие новостройки из одинаковых убогих панельных домов оказались тоже "всемирными". Особенно забавно, как визуальный ряд, когда показывают город, начинается или заканчивается на одной из единичных уцелевших церквушек. Разрушающиеся остатки "старого мира", чудом уцелевшие - это единственное, на чём можно остановить объектив камеры снимающей "всемирно известные новостройки". Вообще, очень большой процент фильмов крутится вокруг одной старой белой церкви в центре Москвы - её можно увидеть в "Иване Васильевиче" или в "мимино".
Ирония судьбы - классический новогодний фильм. Не знаю, как сейчас, я телик не смотрю, но раньше его всегда показывали в новогодний вечер. Видел его 1000 раз, и внутренние законы развития отношений, и внешний сюжет воспринимаются с детства органично, как аксиома. Даже не осознаёшь, не отслеживаешь, как там всё происходит. Мозг следует за сюжетом совершенно рефлекторно. Думаю, фильм глубоко встроился в подсознательное мировоззрение целых поколений. Кроме того, это же комедия. Сейчас я даже забыл об этом, а когда смотрел в детстве первые разы, помнится, чуть не помер от смеха. А самые лёгкие для восприятия тихи Цветаевой или Ахмадулиной украсят и приблизят к классике любой фильм.
Но если отследить, на чём строится игра отражающая состояния героев и их отношения, то всё очень театрально открыто. Евгений делает предложение, а его девушка не отвечает на него прямо, избегая неуместной торжественности, торжественное "да, я согласна, любимый" с вешаньем на шею и всё такое не соответствует её реальному состоянию. Она действительно выбрала его, вот даже решила его получше к себе привязать и развести на признание, уговорив встречать н.г. вдвоём, но это скорее умственное решение, которое при реализации её планов даёт ей чувство благополучия и радостного спокойствия, но отнюдь не романтические торжественные признания. "Мама всё приготовит и уйдёт", понтовая огромная шапка - всё выдает несколько припонтованную и слегка деловитую девушку, которая должна зрителю нравится, но без излишней симпатии, вообще оставлять средне-житейское впечатление. Вот и Евгений, когда она уходит, стоит морщится в зеркало, что выдаёт его некую внутреннюю пустоту, он сделал ей предложение, и чувствует будто гора с плеч, скорее облегчение, а не радость, но явно он ей не поглощён, когда он смотрит в зеркало, он думает не о ней, а о ситуации в целом, и от этой пустоты, наступившей после признания, от этого неуместного облегчения он чувствует скорее непонятный дискомфорт, а не эйфорию и не счастье. И, между прочим, ей пришлось убеждать женишка встречать новый год вдвоём многократно давя на его ревность, сам по себе он желанием не горел, и все его "мне этого очень хочется" очень сдержанны. Тут они хорошо сыграли имея в виду сверхцель по Станиславскому, т.е. им надо было показать чувства, которые они считают сами настоящими, имея в виду, что встретят такие настоящие чувства, что поймут, что эти не были настоящими. Т.к. актёры знали сценарий до конца, они изначально могли вложить в свою игру то, что зритель, не зная всей развязки почувствует лишь после, в сравнении, когда развязка наступит, почувствует, что было всё по-другому с самого начала. И подумает, что он это даже смутно чувствовал, но не дал ходу этому чувству или решил, что это актёры так не важно играют, хотя актёры просто играли "не важные" чувства.
Единственное, что не понятно в сюжете с баней, как он вообще пьёт водку в бане, когда ему ночь проводить с девушкой, от него же водкой нести будет, даже если одну рюмочку выпьет. Другое дело, если они потом оба напьются, но сначала то он должен придти к ней без перегара. А если бы он не улетел, а завалился в таком виде домой? Тогда вопрос о замужестве был бы поставлен под сомнение. Для парня - уверенной доминанты, даже если бы он на неё проблевался, в прочности положения можно было бы не сомневаться. Но в его случае, где девушка ведёт, по крайней мере на равных, а то и больше, главный вопрос стоит - насколько его девушка сама прочно намеренна выбрать его. А для такой девушки как показано: деловой, стильной, социальной, не влюблённой до потери контроля, это зависит от того, насколько у неё хорошо или плохо с кандидатурами вообще по-жизни, и насколько она сама считает, ей срочно надо выходить замуж, думая о своём возрасте. Такие "срочные" мысли могут начать появляться лет в 19, на самом деле.
Когда показали Ипполита стало понятно, что общение даже с пьяным незнакомцем, пьяным, но на вид безобидным, и явно цивилизованным интереснее для неё, чем общение с Ипполитом. С киборгом - Ипполитом, совершенно мёртвым, совершенно безжизненно ритуальным, госапаратчиком, спустившимся до личной жизни, но на неё абсолютно неспособным, ей только холодно и дискомфортно. С пьяным незнакомцем хоть какие-то настоящие эмоции, причём необычные эмоции отдушина, хоть какое-то в жизни приключение. Ну вообще Ипполит получился совсем уж тупой, в принципе ничё не понимающий и всё делающий для того чтобы уйти. Это уже гранж. Гладкоприлизанное воплощение формальности и безжизненности. Одни формальные игры. Какие-то фразочки типа: "современные нравы". Это хуже пьяного, пьяный - хоть какое-то проявление жизни. Евгений пьяный умнее Ипполита. Ипполит чуть переиграл, ну совсем уж что-то плоское и тупое. Опереточный персонаж. Впрочем, он показан с машиной, явно совершивший большой карьерный рост, прикрывающийся формализмом от жизни, от чувств, от собственной слабости. Это персонаж Юма - инфантильный некрофил, человек-маска, закрывающийся безжизненным искусственным от непредсказуемой и неконтролируемой жизни. Впрочем, для самых непонятливых, это было озвучено на улице под ёлкой, словами.
Ипполит брезгливо отсаживается с дивана где лежал Евгений, весь издерганный, ругает её как девчонку. Иногда ругать девушку, как девочку, это не плохо, но тока при естественности отношений, где жёсткое принижение и доминирование ещё больше помогает сломать барьеры, до уровня садомазохизма, но при искусственности отношений, как у них, наезды тока усугубляют и отдаляют. И похоже он действительно принципиально ищет шанс, чтобы уйти, ему нравится капризничать, чтоб его останавливали, уговаривали, умоляли. Совершенно слабое создание. Сцены ревности, неустойчивости, истеричности. Ипполит: "Молчи. ты непутёвая". Евгений сам молчит давая ей выплеснуть эмоции - на него, и с ним связать получение такого уровня адреналина, что так нравится подсознанию, для которого адреналин - наркотик. Демонстративно-наигранные ритуальные эмоции между ними - всё совершенно искусственно. Из-за внутренней пустоты они так опираются на материальные предметы, делают на них акцент: подарки, показ платья, когда ей пришлось постоять в проходе подождать, пока он заметит и похвалит её наряд. А какое у неё совершенно безэмоциональное лицо, когда она переодевалась, прям как у Евгения перед зеркалом в начале фильма. Искусственная улыбка Ипполита увидевшего платье совершенно омерзительна, обмен совершенно казёнными комплементами. Подтягивание галстука, "намерен поставить вопрос ребром", всё так жалко. Ясно, что Евгений и невеста Ипполита так быстро сблизились от пустоты, особенно Надя. Как говаривал Эрик Бёрн: "Ребёнок в нас безошибочно чувствует и выбирает того, с кем возможны отношения более глубокие, чем ритуалы".
Перед этим Женей случайно открываются двери, он случайно спьяну делает то, что ему на пользу, что создаёт образ очень человека очень гармоничной природы, резанансирующего с реальностью. Это располагает. Он открывал шампанское, она улыбнулась на его неуклюжесть. Живая неуклюжесть лучше мёртвого Ипполита. Она улыбнулась украдкой. Если бы эта улыбка была пустой, она бы засмеялась в открытую. А так она выдала себя - для неё потеря Ипполита - разрушение намченых планов, но отнюдь на "сломанная жизнь", досадно, увеличивает неопределённость будущего, страх одиночества, но пожалуй и всё. А этот инфантильный по Юнгу некрофил гонит на своей тачке. Совершенно убогое создание.
Первая ссора с живым ч-ком (я про ссору с Евгением, после ухода Ипполита, когда Евгений отказался уходить), можно проявить ч-ческие эмоции, такая отдушина. Ссора ради ссоры, которая не портит отношения, а только эмоционально сближает и разогревает, после которой не уходят, а наоборот остаются. :-) через несколько секунд, после душевно разбитой тарелки, когда она села за стол, он уже понял, что в этих играх ему всё можно, что она его, а она поняла, что она оставляет его себе. И при подружках его уже можно вполне узаконить и даже поцеловать, и отнюдь уже не ради социума, это лишь внешняя причина.
"Какая гадость - эта ваша заливная рыба" - классическая фраза. В ней на самом деле та суть, что Евгений высказал честно, какова рыба на вкус, будучи в трезвом состоянии, а Ипполит этого бы не сделал никогда, и если он таки, будто про себя, не осознавая то, что говорит, сказал что её рыба - гадость, это показывает нам, как глубоко должен пасть этот человек, в каком потрясении находится, чтоб стать хоть немного искренним, хоть немного самим собой, с какого состояния он становится способен на правду, и то сказанную почти бессознательно.
Вот она заглядывается, как он моет посуду. Это уже просто очередной плюсик , после того, как в принципе уже всё ясно и на самом деле решено. С рыбы уже начинаются исключительно мурлыканья и игры избранника и избранницы. По отдельности комментировать каждое слово и интонацию смысла нет.
В начале второй серии возвращается Ипполит и начинается рыцарская игра. Ипполит опять выёживается и нагнетает обстановку. С ним явно плохо и трудно, когда с Женей было явно хорошо и легко. Ипполит яростно роет себе могилу и засыпает себя сверху. Она не хочет Женю выставлять, и Женя улыбается, слыша это. Он на самом деле очень силён и умеет играть в эти игры. Он уверен в себе и уже не опасается за их отношения из-за Ипполита. Ипполит вообще превращается в истеричного евнуха. Он настолько слаб, что реально вызывает в ней не симпатию, а жалость. Евгений теперь свободно может даже поругаться с Ипполитом и даже подраться, он уже видит, кто перед ним. И он играет свободно и с фантазией: "Как вам не стыдно. Если вы любите её, вы должны доверять ей. Ей не в чем перед вами оправдываться". Хотя оба знают, что ревность Ипполита имеет основу теперь, он делает из Ипполита идиота и аморального типа. Он специально довёл Ипполита до того, что тот на него набросился, показав своё моральное бессилие. Добился это, льстя ей, причём, будто отстаивая её. Ипполит так не умеючи с ним борется, что эта потасовка не принижет достоинства Евгения, хотя, если бы он избил Евгения по-настоящему, вряд ли бы ему это сильно помогло, сострадание Нади было бы на стороне Жени. Ну и, к тому же, Евгений Ипполита поборол. Ипполит облажался совершенно на каждом шагу.
Когда их обоих выгнали, и они возвращаются назад за портфелем Евгения, посмотрите, как нервничает Ипполит, и как спокоен и уверен Евгений. Он даже пропускает Ипполита вперёд. Ну и Ипполит, услышав, как Надя по телефону говорит, что ей Женя очень понравился, уходит опять. Он не может играть (т.е. бороться) больше 2-х минут кряду, не хватает его. Правда Женя остаётся снаружи, все-таки Надя говорит с его бывшей невестой, как никак, игры играми, а Галя для Жени, какая никакая, всё ж потеря. Хотя Жене тут не столько больно, сколько неловко. А вообще Галя, хотя в этом не было необходимости, и это вообще говоря, ничего не меняет, так проинтерпретировав ситуацию, как она сделала это в разговоре с Надей, утвердила эту ситуацию, как сценарий для самой Нади. Этот разговор потребовал от Нади некоторых психических усилий, но внутренний результат этих усилий для Нади был таков: ну что ж, отбила, так отбила, значит так тому и быть, как ты сказала.
Вот, когда он, взяв свой портфель, чуть не ушёл, и она его уже открыто задержала, они уже не на уровне игр, а прямо "узаконили" свои отношения. Женя от этого даже чувствует себя неловко, держит портфель сидя за столом, не может сразу освоится на новом уровне отношений. Это уже не намёки и не игры и не "случайности", это уже отношения. Вот он неуверенно просит порвать фото Ипполита, она ломается, но он утвердил уже этот уровень и видит её реакцию. Он подвергает анализу её чувства к Ипполиту, когда она сама не дала ему уйти, уже можно и форсировать события. А утверждение: я хирург, иногда мне приходится делать больно, чтоб потом стало лучше - позиционирует его в ранге доминанты, технично контролирующей развитие её чувств. Вот он ломает лёд ругая, как она готовит. Это неожиданный для неё ход. А Ипполит своими бесконечными возвращениями уже смешон и раздражает.
Разговор возле фотки Ипполита, после второго ухода подруг. Он её так смело целует при подругах, и собирается не спрашивая её остаться ещё на день. А период вызывающих игр прошёл, они уже не нужны, лёд сломлен и надо бы притормозить. Так что она охлаждает его пыл ставя фотку Ипполита на места и говоря, что она его не приглашала. Она чувствует, что всё развивается слишком быстро, быстрое скоротечно, а ей нужны долгие отношения. В общем, он мог бы и притормозить. Но он достаточно силён, чтоб форсировать. Вообще, он замечательно подстраивается, когда надо отвечает наездом на наезд, когда надо делает откат, но при этом всегда чуть более нагл, всегда доминирует, будоражит. Хотя, всё, что она делает после того, как его задержала - уже игра, так что фотку можно спокойно выбрасывать, даже при этом приятно адреналинно поскандаля. Так что он делает уже почти что хочет. Ну в общем, она не переигрывает, а то слишком быстро бежать будет курица - петух ещё не догонит, и затеряется где-нибудь. А ей он важен. Так что, даже якобы уходя она заставляет его застегнуть ей сапоги, чтоб он не дай бог это всё в серьёз не воспринял, мало ли, что ему придёт в голову пока её не будет и ситуация будет не под её контролем. Вдруг, в конце концов, невеста снова позвонит. Надо чтоб он её одел и обул, это сближающая зацепка. Она даже на улице подобрала фотку бедного Ипполита. Ясно зачем. Если бы Ипполит был уже мёртв, он бы в гробу перевернулся. Фотка бедного Ипполита ещё послужит им для их предбрачных игр. Ну и она не ошиблась, фотка Ипполита позволила им довести отношения, в принципе, уже до интимного уровня. Так что, он может смело уезжать, не боясь её тут оставить.
Вот они подустали от игр и стремительного течения событий, которые развивались всю ночь, теперь им надо их выстоять, закрепить, оттенить романтичным расставанием. В коне концов, что сейчас ещё делать, либо в постель ложиться, либо расстаться не на долго и пострадать. А для серьёзных отношений в романтической культуре второе предпочтительнее.
Забавно, как Евгений пытается даже задержать мокрого Ипполита, чтоб тот не простудился. Вообще, самый энергетически сильный и правильный мужской образ в советском кино - Гоша из "Москвы слезам не верит" - самый уверенный, естественный, мягко доминирующий. Вот по нему в своё время всё женское население страны кипятком и писало. Когда мужчина уверенно создаёт свою реальность отношений, как и при всяком уверенном создании реальности, делая это мягко, не отпугивая, угадывая желания девушки, которые она сама не впускает себе в мысли (такова женская природа, девушки нуждаются, делают, говорят и думают разные вещи. И совмещать это всё нельзя, нельзя выводить на уровень осознания то, что должно быть вне сферы осознания и пр., если попытаться сделать это, такое действие может привести к разрушению личности девушки, к психической травме, и парень должен опираться на то, что девушке нужно, не обращая внимания на её слова или внешние поступки, но при этом подстраиваясь под её состояние и гармонично держась в рамках парных игр), так вот, когда он это делает, и при этом создаёт реальность "я давно и надолго глубоко свой родной", девушка, как правило, сопротивляться не может. Здесь он оказался просто сильнее Ипполита. Он начал рыцарский турнир, в котором нужно быть внешне рыцарем, внешне благородным альтруистом, внешне уважать соперника и даже внешне уступать ему, но при этом нужно внутренне быть полнейшим эгоцентриком. Любой реальный, внутренний, энергетический альтруизм в личных отношениях приведёт к тому, что такого человека сразу разлюбят. И, как всегда, зрители симпатизируют прежде всего тому, кто сильнее. Кто смотрит на моющегося в одежде Ипполита так, чтоб возбудить к нему уничижающую жалость (но ни дай бог не сострадание!) и даже пытается задержать его, как хозяин уже, проявляя даже свою "заботу", хотя ему на Ипполита и на то, подохнет он или нет - совершенно посрать. Ипполит - давно уже мясо для их игр. В каждом фильме есть такое мясо, которым становится слабейший. Но он добивает уходящего Ипполита своей заботой, дабы упрочить своё положение.
Ипполит, вообще, не достойный противник. Ипполит изначально был ведь в более выгодном положении. Ему не надо было сильно напрягаться, чтоб выиграть. Если бы он не скандалил и не убегал, если бы "благосклонно" выслушал историю Евгения, искренне над ней посмеялся, мог даже усадить Женю за стол, так: с одной стороны сесть с Надей, с другой стороны, напротив, посадить Женю, и заставить его распинаться, развлекать их своими рассказами, как непрошенный гость, который не может молчать, он бы так и делал, он не настолько всё же силён, чтоб молчать, не теряя лицо. А Ипполит, как хозяин, мог бы тока задавать вопросы, смеяться, похлопывая его по плечу и время от времени что-нибудь тихо заботливо спрашивать Надю на ушко, типа - тебе не холодно, чай пойти поставить?, давая тем самым понять, что болтовня Евгения - всего лишь фон, тихо - типа для того, чтоб его не перебивать, но на самом деле, чтоб показать ещё, что у них очень личные доверительные отношения и он по статусу о ней заботится и с ней шепчется. Потом дать ему денег на обратный билет и сказать - до свиданья, если возникнет вопрос с транспортом, то у него вообще есть машина, он на самом деле мог бы даже не садить Евгения за стол, а сразу очень великодушно и благородно сам отвезти его на вокзал, вопрос о том, когда первый рейс, в самом начале не пришёл бы в голову Наде и она бы его при всём желании не смога бы задержать. В конце концов, он мог бы устроить его в гостиницу на свои деньги, если бы он предложил этот благородный бескорыстный шаг, глядя на них широко раскрытыми невинными благородными глазами, Наде и Жене просто нечего было бы возразить. На такое унижение, как взять деньги у Ипполита похлопывающего его по плечу и смеющегося над его историей - я даже не представляю, что Евгений мог бы ответить в своём положении, даже не представляю никакой попытки развития сюжета, кроме как униженный уход. В этом и состоят эти грязные игры - сымитировать внешнее благородство и цивилизованность, непредвзятость, альтруизм, желательно довести это всё до дружеского снисхождения к сопернику и до "заботы" о нём, при всём при том продолжая исподволь добиваться своей цели, которая вполне ясна всем. Кто победил, тому и досталась любовь красавицы и приз зрительских симпатий. Остальные пошли на мясо.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote