• Авторизация


прогулки с Бродским 30-04-2008 08:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


        Прикольная манера читать стихи у современных поэтов, у этой манеры есть классическая аналогия, так читал стихи Пьеро: Пропаааала Мальвииина, принцееееса мояяя, онааа убежаааала в чужиииие краяяяя... И ещё вспоминается саундтрек к Ночному дозору: Мимобелогоя... мимобелогоя... блокалуны...блокалуны...блокалуныыы... Интересно, если такого поэта попросить прочесть "На смерть поэта" Лермонтова... Но ведь поэзия это огромный мир, и они весь его укладывают в это тупое монотонное церковно-растянутое завывание? Одинаковое для всех стихов и всех поэтов? Это типа очень модно? Но если вся их поэзия действительно укладывается в такую одну интонацию, то чего стоит эта поэзия? Сначала смешно, потом тошнотворно. Если главная идея тут - вообще убрать интонацию, чтоб слушатель сам вложил нужную, то зачем эта пародия под Пьеро?...
        Набережная неисцелимых. Великолепное название. Созвучно моему любимому названию произведения Метерлинка: Сокровище смиренных. Под монотонное блеянье стихов Бродского виды московского Кремля, потом центральной площади Венеции, о да, так отражает дух показанного, так раскрашивается в особый внутренний цвет, так меняет восприятие...
        Стоим перед рестораном: "Это ресторааан, да, так всё переменииилось..." смотрите, смотрите, как он закроет зонтик! О да, вошёл в ресторан...
... -И я эээ вышел после разговора эээ с вдовой ээээ довольно знаменитого американского поэта (за кадром называют имя поэта, поклонники помнят все нюансы каждого шага Мэтра)...
-Но я недавно прочёл, что он был абсолютно безграмотен.
- Это подожди, каким образом?
-Они были ближайшие приятели, он присылал, а Дельвиг издавал литературную газету
-Но Дельвиг рано довольно умер
-В 29 года
-Да, а Бородинский в 44м
-Одну секунду. Они долгое время жили в одной комнате
-Да
-На Загородном проспекте
-Да. В самом начале, когда обоим было лет 19-20-21.
-И до 29 года Дельвиг издавал литературную газеты, я тебе покажу завтра книгу, она у меня с собой
-Нет, я согласен но...
-Она говорит о том, что жена Дельвига переписывала все стихи Баратынского и спрашивала, до какого места переписывать.
-Это полный бред, потому что
-Ну как, завтра покажу тебе.
-Полный бред, потому что Баратынский - это человек с совершенно замечательным, уникальным синтаксисом, ни у кого такого синтаксиса нет... да
-Обожди, а Ахматова не ставила знаки препинания, она говорила, что...
-Это ты говоришь по касательной в своё собственное оправдание...
        Удивительно впечатляет разговор с Мэтром на темы высокой истории поэзии, великий русский поэт современности, на фоне Венеции спорит со своим другом о поэтах 19 века, как поучительно для масс, ловите, ловите слова Поэта, аристократа духа, приобщайтесь, приобщайтесь, внемлите...
        После беседы о поэтах мы будем смотреть, как Бродский с другом выбирают рыбу. Причём друг всегда почти на переднем плане, Бродский спрятался под шляпой с полями и ведёт себя тихо и скромно, ведь зачем, он Мэтр, на нём и так останавливаются все взгляды, а вот для друга эта съёмка -  это Шанс...
        Я знаю для кого снимают такие передачи. На каждой встрече с поэтом, писателем, художником, музыкантом присутствуют такие сверхинтеллигентные, пиетически интеллигентные тетечки среднего и старше среднего возраста. Они своей интеллигентностью противостоят хамству русской повседневности. Ещё в этот класс водят библиотекарши и музейные работницы. Они не пропускают ни слова Мэтра и обязательно какая-нибудь из них спрашивает: - А расскажите, как вы пишите, как появляются ваши стихи? Дальше следует ответ, начинающийся слов: "не знаю", и заканчивающийся описанием частной механики сочинительства - сколько он раз переписывает творение или что-нибудь подобное.
-...Анна Андреевна его обожала
-Дааа
-Он вывез списки Клюева первый, в 30-е годы...
        "Я бог Дионис..." О, Мэтр с другом развлекаются - бросают ягодки винограда себе в рот, глядите глядите, каждый шаг классика современности по этой земле имеет смысл! К тому же и мы, масса, видим, что он тоже человек, а не бог, как тетечки, наверное, думали.
"Мы думали, что Бродского из года в год так тянет в Венецию, что она напоминает ему его родной город (Петербург). Но за время съёмок в Венеции мы поняли, что наверное, это наша очередная российская иллюзия." Особенно умиляет словосочетание - "очередная российская". Смерды знают ведь своё место, перед самим Мэтром в самой Венеции. "Нашим другом по Питеру Бродского был его старинный друг, поэт Евгений Рейн. Это он показал нам дом возле Преображенского собора, в котором долгие годы жил Иосиф Александрович. Говорят, сюда приходили люди и писали масляной краской: Здесь жил великий поэт Иосиф Бродский". Ну всё, no comments. Классическая музыка, центральные каналы двух городов, философия покуривающего Бродского, плохое исполнение венецианского ресторанного оркестра русской Катюши... Красота...
        Учась в Данедине я нашёл в русскоязычном отделе Данединской университетской библиотеки книгу питерских поэтов "потерянного" поколения, среди которых был и Бродский. Эти все поэты либо жили в Питере и работали дворниками или сторожами, или жили за рубежом. Это их, конечно, хорошо характеризует, они вообще были свободны от системы. Но я сразу заметил, что эта свобода на самом деле содержит в себе такую тусовочную иерархию, что свободой то и не является. Подобно тому, как авангардная, альтернативная, экспериментальная музыка на самом деле ни против чего не протестует и альтернативой ничему не является, и эти музыканты никаких выдающихся экспериментов не производят, а производят клоны того, что принято производить в их кругах, имеют свою систему коммерческих лейблов, на которые так же трудно пробиться с улицы, как и на лейблы мэйнстрима, имеют свою систему распространения записей, свою технологию рекламы, этот процесс столь же отработан, как и процесс производства "альтернативных" звёзд, как и жёсткие рамки идеологии и поведения этих звёзд, то лишь другая сторона мэйнстрима - мэйнстрим для особо припантованных. Здесь то же самое. Конечно, их плюс, что они независимы от системы и не выполняли социальные заказы. Но то, что я слышал и читал из вещей, по крайней мере, не противоречащих социальным заказам было много осмысленней стихов этого самого потерянного поколения. После нескольких часов чтения этой книги мне стало так физически плохо, как было в те годы только после нескольких часов игры в первые версии Doom. Я весь трясся, облевался потом, у меня было ощущение, что я погрузился в грязную вонючую жижу. Я спася просто взяв том Пушкина и начав читать наугад. Буквально через 15 минут чтения почти всё прошло, ощущение глотка свежего воздуха. Я бы не назвал то, что я прочёл в книге стихов "потерянного" поколения - поэзией.  Это какое-то неформально понтовое говно, абсолютно бессмысленное. Стихи Бродского отличались от всех остальных тем, что они хоть были стихами, ну так если меня от них не выворачивало наизнанку, а просто было неинтересно и немного неприятно - уже выдаёт то, что этот человек среди "потерянного" поколения - наверное что-то вроде светоча и главного бога. Это как с ценами на квартиры в разных районах Владивостока. Если ты, оглядываясь вокруг, не спрашиваешь себя - господи, как же здесь люди то живут, а говоришь себе - кажется этот пятачок кажется не таким убогим, он ужасен, но как-то почему-то не так тошнотворен как остальные районы, так вот, если к тебе пришло такое ощущение, что именно его бы ты, немного поразмышляв, пожалуй, выбрал бы для места жительства в этом городе, знай, что ты стоишь в "элитарном" (это я пишу в кавычках, а в этом городе он вполне официально признан элитарным) районе, где квартира стоит в 2-4 раза дороже чем в других районах.
        Ещё от стихов Бродского осталось ощущение холодного мёртвого кубизма. Я не признал это за русскую поэзию. Бродский - не русский поэт. Возможно, меня от его стихов не стошнило именно потому, что они кристально мертвы, не по-русски мертвы, это западный, англоязычный кубизм. Вспоминаются слова Достоевского, предлагавшего отменить цензуру, слишком много "неформалов" того времени понтовались цензурой, а не было бы цензуры, и все бы увидели голого короля, стало бы можно говорить, и все бы поняли, что сказать то им, по сути, нечего. Так же и тут, отсутствие социальных заказав это прекрасно, но что я вижу вне социальных заказов? "Чапаева и пустоту", говоря языком современной "литературы".
        Недавно я досмотрел антологию Битлз, где тройка действительно прошедших через медные трубы человека возраста самого Бродского не ходят в шляпе на глазах - руки в карманы плаща - по Венеции, да и когда они отращивали волосы с бородами и одевали маскарадные костюмы, они были гораздо менее клоунами, чем этот русский поэт, они не проникнуты мыслью что каждый их шаг стоит увековеченья, (нет, в Бродском этого напрямую не заметно, он же Мэтр, он выше этих мыслей, это дело окружения заглядывающего ему в рот, но в этой псевдо "демократичности" и псевдо "скромности" я прекрасно вижу, что это Мэтр который по высоте своей уже может позволить себе быть демократичным и скромным, аристократически демократичным и аристократически скромным, даже аристократически незаметным) в их природе нет желания понтануться своей эрудицией, одарить человечество своими мыслями... долго подбирать слова, почему мне было так приятно смотреть на Пола Маккартни и Ринго Стар и так всегда тошнило от Бродского, в общем, это две абсолютные противоположности. Когда Битлз придумали снять процесс написания нового альбома на видео, и Пол объяснял операторам их работу: как камеры свободно вращаются над ними, то наезжают, снимая лицо кого-нибудь из музыкантов крупным планом, то отдаляются охватывая всю сцену, в этой идее и то не было понта. Эти люди как-то не способны на понт, пока они были молодыми - они были мальчиками на разогреве, когда стали известными, стали организаторами коммерческого музыкального проекта, с репетициями начинавшимися в 8 утра, какой уж там понт, только труд. Когда-то и англоязычный мир гнил клоунским аристократизмом, наверное. (Впрочем, клоунский аристократизм я разглядел в фильмах Битлз, когда они считали, что чего бы им не пришло в голову сделать: поехать покататься на лыжах или покупаться в тропическом море, всё можно снять, ведь они звёзды и можно просто их снимать и в этом будет интерес и смысл. Но сейчас они вспоминают об этом, как о юношеских иллюзиях). Потом англоязычный мир перегнил, и стал жить инспирациями других сфер, приобрел другой драйв, более живой, честный, адекватный и общечеловеческий, драйв рационального мира и демократического века. Мне нравится, поэтому, смотреть по МТВ передачи о жизни звёзд. У этих американских звёзд бывает гардероб, в котором обувь занимает три зала, но мне они не противны, они настолько порождение своего демократического века, демократической страны, что у них всё равно не получится загнить понтом а-ля Бродского, любая Бритни Спирс знает, что она - одна из тех, такая же, как и те, кто смотрят её с той стороны экрана, сегодня она со стороны объектива камеры, завтра другая, если у тебя есть способности, ты добьешься своего в этой стране. У них просто уже нет эти лишних сущностей, которыми надувают себя исторически умершие русские, одни сущности у выполняющих госзаказ, другие у дворников, одни убожестее других...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник прогулки с Бродским | Юра_К - Юрий Каретин | Лента друзей Юра_К / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»