По дороге ехали через обширные районы, застроенные многоэтажками сталинской архитектуры. Кажется, в ту эпоху Питер довольно таки разросся. Оказалось, я неплохо представляю себе формы этой архитектуры, по тем нескольким не плохим образцам, которые есть во Владивостоке. Правда, разбирая фотки, многие пришлось многие из них стереть, поскольку они оказались совершенно одинаковые, благодаря чему я понял, что стандартность сталинской архитектуры немного больше, чем я предполагал, смотря на неё не привыкшим взглядом, тем не менее, это было лучше, чем всё то, что пошло после. Правда, это всё были, по сути, дворцы для народа. Трудно предположить, какой избранный процент имел возможность в них жить, поскольку и когда рождались проекты хрущёвок, главным условием тогда была экономия и только экономия, архитекторы отстаивали сантиметры, доказывая, что несколькими сантиметрами меньше и человеку невозможно будет физически повернуться в этих кирпичных норках, в которых государственные боссы изначально не планировали делать даже ванн, так вечно нищее советское государство пыталось расселить бараки и переполненные коммуналки созданные из дореволюционных дворцов, и когда оно научилось строить панельный позор из кривых бракованных панелей, люди так и ждали своей квартиры по 25 лет и жили всей семьей в одной или двух комнатах. Однако, сталинские многоэтажки, в которых даже сохранились следы архитектуры, в принципе, выглядят очень уютно среди прочих советских жилых районов.
В Царском селе было полно народа, такую плотную толпу я видел в Питере после только в Эрмитаже. Наша компания заказала экскурсии, я был тоже рад послушать экскурсовода, но, к сожалению, экскурсия оказалась несовместима с фотографированием. Во-первых, невозможно фотографировать в толпе, во-вторых, эта толпа не просто стояла вокруг, люди выстраивались в очередь и фотографировали друг друга на фоне всего, что имело смысл попытаться хоть как-то художественно сфотать. Мне приходилось ждать пока они все уйдут, экскурсия при этом уходила далеко вперёд. Мне кажется, примат индивидуального «я» в западной культуре имеет свои плюсы, минусы это «я» пытаются устранить практически все реальные духовные учения, а тут они видны как на ладони. Не понимаемы, а именно видны визуально, когда все эти людишки последовательно запечатлевают свои рожицы на фоне всех исторических и культурных ценностей, которые им последовательно показывают. Попытки обессмертить себя. Это что-то вроде надписей на заборе. Смотрятся рожицы большинства из них на фоне этих творений так же забавно и тошнотно одновременно, как и фотоколлажи с ними в обрамлении царских одежд, такие коллажи сейчас делают все фотомастерские. Если короли старых времён, которым с рождения внушали, что они чем-то особенны, имели выработанный естественный понт, делающий их гармоничными в этих одеждах и в этом окружении, то рожицы этих туристов смотрятся совершенно нелепо. Я всё время спрашивал себя, что лучше, чтоб в таких местах ходили те императоры, которые их заказывали или чтоб в них ошивалась вся эта толпа? И то и другое либо принципиально не правильно, либо вообще нелепо. Хотя, то, что эти места доступны сейчас всем, это всё же немного лучше. Потому что среди этой толпы таки попадаются люди, которые достойны здесь пройтись, и которые смотрятся здесь гармонично. Когда эти места были закрыты и ходили в них только император и их холуи, которые по сути никто и звали их никак, возможностей побывать здесь достойному человеку было гораздо меньше. Конечно правильнее всего, чтоб в таких местах жили те, кто их создавал, то есть сами архитекторы и их творческие друзья.
Осматривая отреставрированные комнаты дворца, я задавался вопросом: почему некоторые металлические работы, как и некоторые лепнины, одни выглядят гладкими и аккуратными, а другие грубыми? Я с детства различаю эти два типа в глиняных и в металлических скульптурках и нэцкэ, грубые работы всегда воспринимаются мной как подделки. Что-то типа советской железобетонной архитектуры, обманки, в которых есть форма, но нет самой идеи творчества. Позолоченная лепнина в комнатах дворца, которые так сверкают издали, оказалась очень грубой, по сути, сейчас так может сделать почти любой подрядчик занимающийся интерьерами, даже и с оригинальными узорами, которых сейчас тысячи в обычной библиотеке векторных изображений Corel. Тот же вопрос у меня возникал по поводу некоторых предметов внутри дворца, они были тонко сделаны, в основном, конечно, это были объекты с мелкими деталями - часы, вазы, столики, но встречался то тут, то там какой-нибудь подсвечник грубый как китайский ширпотреб. Быть может, это зависит от технологии изготовления, и не зависит от качества, может это лишь визуальные различия? Может стены и должны быть такого качества, ведь мы говорим о настенной лепке, а не ювелирных узорах настольных часов? И вообще, оно такое и было всё в оригинале или это так отреставрировали?
Необычное впечатление произвела комната, стены который полностью покрыты картинами. Не слишком ли это утилитарное отношение к картинам, использовать их как фотообои? Впрочем, они всё равно были отделены друг от друга рамочками, что не даёт этой концепции низвестись до фотообой. Короли явно утопали в картинах. Ещё удивили камины. Языки пламени двигались в них медленно, художественно, как при слегка замедленной съёмке, и вообще огонь был слишком красив, конечно, огонь был какой-то технологичный, не произведённый от горения дров, но не представляю, как такое можно сделать. Можно было бы посмотреть в интернете, но не хочу. Пусть останется маленьким, не разгаданным чудом.
После Царского села мы попали в Мариинский театр. Шла Жизель. Билеты нам продал добрый дяденька, рекламирующий балет прямо в экскурсионном автобусе перед отъездом. Правда, эти билеты, которые он нам продал по 2 тыс. за штуку в самом театре стоят 600р., но мы на него не в обиде. Во-первых, сами мы до театра так бы и не дошли и, во-вторых, не факт что там эти билеты были бы. Полюбовались мы на позолоченную залу с императорской ложей. Я специально подошёл к потолку на верхних этажах галёрки и разглядел позолоченные вензеля вблизи, они были ещё грубее, чем в Царском селе. За затылками впередисидящих сцена была видна хуже, чем трибуна лектора в лекционном зале университета, так что архитектура театров в годы строительства Мариинского театра была не так отработана, как архитектура амфитеатров университетов. На балете я постарался не заснуть. Пожалуй, этот тип искусства самый потребительский для меня. Я считаю, искусство нельзя потреблять, по самой его природе. Искусство перерабатывается, становясь частью тебя, преобразуется в твои собственные творения, чем бы они ни были, хоть сама твоя жизнь. Так вот, в плане балета я чистейший потребитель, вряд ли я как-либо смогу отдать миру полученный от просмотра балета опыт. Но я попытался это сделать: хотел стащить бинокль, чтоб показывать его гостям, рассказывая о своей поездке в Питер, таким образом, сделав Мариинку частью своей жизни, но когда пошёл получать куртку, гардеробщица по номерку увидела, что я должен вернуть его, тем, кто взял бинокль, она даёт особые номерки. А я-то сидел в зале и думал - в биноклях что, магнитные бирки? Я что, запищу, когда попытаюсь вынести его? А оказалось вон оно как. Надо в следующий раз прихватить с собой старую свою курточку и оставить её в гардеробе. Они взяли с нас 100р за бинокль, у этого старого бинокля себестоимость – 100 рублей! Но понятно, что не с их ценами. Мариинский театр поставил наш личный рекорд по цене бутылочки Кока Колы (личный потому что мы лично не встречали цены выше, но могу предположить, что где-нибудь она существует): 0,3л бутылочка Колы там стоит 120р., на втором месте был автомат с напитками в аэропорту, в котором 0,5л бутылочка стоит 100р., столько же в Мариинском стоила бутылочка воды. Да, были там ещё бутерброды с икрой, сколько стоили не помню, моя память вытеснила это в подсознание, но помнится, что цена была такой, что покупали их, видимо, те, кто в ближайшие несколько минут рисковал впасть в кому от недостатка в крови какого-то вещества, содержащегося только в красной икре. При этом на фотках я обнаружил, что интерьер театра во многих местах довольно повреждён и облез. Это не бросается в глаза, но я соотношу это с видами повсеместных ремонтов, строек и реставраций, которым окутаны Питер и особенно Москва. То есть, конечно, это всё несравненно лучше, чем в совке, по крайней мере, город в целом выглядит нормально, ещё в 1988, когда снималось Собачье сердце, руины времен военного коммунизма снимали в сотне метров от Невского проспекта. Но, надеюсь всё же, мафиози научатся отмывать свои деньги с ещё большей пользой для общества.
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x408] |
[700x466] |
…- посреди кабинета стоял большой письменный стол заваленный бумагами, когда места для рукописей не хватало, снизу выдвигались дощечки и стол становился вдвое больше. На столе чернильница с арапчонком, подарок на Новый год Нащёкина со словами: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек проницательный». Конечно же, Нащёкин хорошо знал интерес Пушкина к романтической истории его прадедов. Нож для разрезания бумаги, колокольчик для вызова слуг, шкатулочка, визитная карточка, где только инициалы и фамилия: А.С.Пушкин, гусиное перо, одно из последних, которым писал поэт, рабочее кресло Пушкина механическое, спинка откидывается и выдвигается подставочка для ног, по старой лицейской привычке Пушкин любил писать за низкой конторкой, полулёжа на диване, теперь на конторке масляная лампа, при свете которой Пашкин писал в Михайловском. Около трети произведений при жизни Пушкина были не опубликованы, тот же «Медный всадник», возможно, эти рукописи Пушкин хранил в старинном ларце – подголовнике, по приданию Ганнибал брал его с собою в военный поход. Пушкин, мечтающий, как и его прадед, участвовать в военных походах, там был лишь раз, когда в мае 29-го года… миленькие мои, во- первых чтобы фотографировать, нужен специальный билет, во вторых, я вот стаю, значит, вы фотографируете, вот о чём я должна думать, как я выгляжу в вашем кадре или шо? Попало ли моё бедро туда или шо? Почему вы хотите, чтоб я адекватно себя вела, а вот вы как хотите, так себя ведёте? У меня тоже проблемы, может, я тоже думаю о своих там делах. Вы студенты же или кто вы? Вообще кто вы? Взрослые люди? Взрослые люди. Тоже может дети дома, шо, пытайтесь своим личным примером воспитывать нормально всех окружающих. Я вот забыла уже, о чём я говорила. О чём я рассказывала? – О шкатулке. – О шкатулке. Да, о шкатулочке. Потому что, мне тяжеловато тоже, духота, я хожу уже четвёртую группу, давайте я тоже, ну как бы, расскажу, что у меня… - Можно проветрить, да? – Можно, но это не ко мне, тоже, понимаете, я говорю, что у всех проблемы есть свои, но надо, когда мы все вместе… вот тоже обнимаетесь, стоите. Прошу ж прощения, но вот тоже неприятно может, понимаете, у каждого, как говорится, чтоб все культурно провели вот досуг свой, надо всем хорошо себя вести, понимаете? Всем, и мне, и вам тоже. Так вот, хранил рукописи в шкатулке, и теперь мы здесь видим стальную турецкую саблю и картину художника Черницова «Вид Дарьяльского ущелья»…
[700x375] |
[700x466] |
[700x466] |
[475x700] |
[700x409] |
[700x466] |
Петропавловская крепость на Заячьем острове. На подходе, на траве разлёгся заяц. Шесть метров в длину, два в высоту. Сделал голландский скульптор Флорентин Хофман из реек специально к фестивалю «Современное искусство в традиционном музее». Тюрьма. Кто там только не сидел, и революционеры-народники, и, позже, эсеры, и члены депутации, протестовавшие против расстрела демонстрации 9 января 1905 г., и члены Петербургского Совета рабочих депутатов, и бывшие царские министры, после большевистского переворота 1917 года, и члены Временного правительства, и лидеры партии кадетов. Экскурсовод рассказывает про некоторых самых ярких личностей заключённых, не прекращавших многие годы своего заключения процесс самообразования и творчества.
… -Выжил Морозов благодаря своей философии, как будто свободы не существует. Он жил тем, что есть, каждый день по камере выхаживая более 10 километров. Делал упражнения, чтоб тренировать тело, занимался наукой, чтоб тренировать ум: химия, биология, история, астрономия. Морозов был человеком разносторонним. Здесь появились его многочисленные труды, и он не знал, что когда-нибудь его выпустят на свободу, он просто очень хотел жить, любил жить по-настоящему, он выучил 11 иностранных языков. И Морозов вышел все-таки на свободу в 1905 году, после первой русской революции, правительство объявило амнистию шлюсербургским и многим другим революционерам, и тогда Морозову уже был 51 год. Через 2 года он женился на молодой 27летней женщине, у них был счастливый брак. Когда Морозову было 85 лет, он пошёл на снайперские курсы, закончил их, а к тому моменту он уже был почётным членом Академии наук СССР. Когда началась Великая отечественная война, Морозов ушёл на фронт, он пережил войну, умер в 1946 году, когда ему было 92 года, вот такой вот удивительный человек, принадлежащий к первому поколению партии Народная воля, представителем второго поколения стал старший брат Владимира Ильича Ленина – Александр Ульянов…
В принципе, мне в тюрьме крепости понравилось. Уютно. Хотя, в те времена, когда тюрьма была действующей, наверное, ещё не было надписей «Выход» у входных дверей и исторических табличек на стенах. Жаль, в камерах темновато, если учесть, что электрического освещения не было. Кое-кто отставал от группы, чтоб прилечь на железную кровать. Удивил Петропавловский собор. Я думал, раз это военная крепость, всё внутри должно быть более менее аскетичным. Но собор самый, что ни на есть золоченый. И стоят там каменные гробы всех императоров послепетровского времени до Александра III включительно. И кресты на них бронзовые позолоченные. Смотрится восхитительно.
Проходим через сквер, фотографируя, я опять отхожу далеко от группы…
-По-русски говоришь?
-Да.
- Отлично, пойдём. (мы идём вглубь сквера) Вот эту вот беду фотаешь, (у забора стоит конструкция из брёвен), а потом знакомым говоришь, и это действительно так, ни одного гвоздя, ни одной скобы. То есть метр двадцать на метр десять, и вот стоят они, всё собрано, вот так, кстати,… в Кижах был когда-нибудь?
- Нет.
- Нет? Так вот, по такому принципу без единого гвоздя собираются.
- Классно
-Все законы можно обмануть, кроме законов физики, а есть ещё очень страшная вещь – сопромат.
- Это я знаю. J
-Не, реально, изгиб, но глубина проёма не более 2/3, а это сосна, а а у сосны коэффициент, если ты говоришь знаешь, какой? 1,74, да?
-Угу.
-Вот она, просушенная сосна, стоит и стоять будет. Вот отсюда возьми её.
-Спасибо.
-Не, а вот это ты знаешь, да? Это так, поделка (подходим к кругу из 12 металлических стульев, некоторые со стеклянными витражными спинками, сделаннымиВалерием Галкиным и его товарищами-кузнецами из Гильдии мастеров). Во времена Вали Стакана, она, как всякая блядь, в рот брала всё, и карикатуру на Петра бронзовую и эту хуйню. А вот реально это вот, ну естественно, там есть следы более поздней культуры, это вот типа «наши дебилы» называется, в общем, 12 кресел, каждый художник, вот он как видел и что-то хотел сказать…
-Угу…
-Плюс, помимо этой ковки, я почему знаю, знаешь откуда такие ожоги берутся?
-Без понятия.
- Бывает, увлечешься, когда работаешь, перчатку не оденешь, ну бывает, плюнул и… Ребята делали, ну пойдем, подойдём. Каждое кресло это естественно авторская работа. Но наши дебилы есть наши дебилы, опять же, зенит-чемпион, в сумасшедшем доме не всем места хватает, поразбивали. А были вот эти спинки стеклянные на многих. Но основной вот этот. Видишь, они сориентированы по сторонам света. Кто-то болгаркой вроде не попал, не слишком ровно, но если вывести на середину, то знак Зодиака получается. Единственно, что вот тут уроды выбили, там тоже выбили. Охрана, вроде как ловят по оплате, и тут вроде как всё под видеокамеры, но, это ж не Америка, это Россия. Ещё в 32 году было написано: в России советские люди большие творят чудеса. Дальше ещё страшнее: нам нет преград на суше и на море. До 22:00 пуск на крепость. А Нева замерзает. И вот не лень же дебилам лезть сюда, водку жрать и потом вот хренью заниматься.
- Ммм, вот как сюда можно попасть.
- Ну, вот в чём вопрос. Я тебе могу рассказать… да наверное тебе не интересно… Берётся железка, мягкая, её нагреваешь, становится живой. Ты ей просто объясняй, и она становится! И начинает жить. Хотя она - кованная. Крепость вообще знаешь?
-Слегка.
- Значит, там будут Петровские ворота.
-Мы в них заходили – отвечают подошедшие Саша с Розой.
-Сударыня, вы знаете, тот самый случай, смотрят все, видят не многие. Там есть такой уголочек, когда-то он был кабак, в 90-е годы, надо зарабатывать, с обычного буфета сделали чего-то, но, там был уникальный человек, он давно погас, и вот у него кованые работы, то, что осталось, четыре хозяина сменилось, то что осталось, это даже не крохи, хм, как вам сказать, вот кованую разу знаете как делают? Кажется, смотрится, просто как апельсин, берётся полоса, берётся зубило, набивается, собирается, но, когда умеешь, это всё просто. «Аустерия» называется. То есть, вот пройдёте по главной улице, Петровские ворота, вправо, а вот это всё называетс я батертоф, подсечка десанта, там должно было быть мокро, но вот сейчас отлив, и вот в правом углу, начиная от ручек двери, я не знаю открыто там сейчас или не открыто, но часто так обычно заходишь: ребята, мы только посмотреть. Люстры – поленились их снять. Стойки под одежду. Это всё кованая работа и работа… я вам могу фамилию сказать, вам будет не интересно, вы в Пскове были?
-Нет
-Нет. Значит, там есть Псковский кремль. Значит, вот этот дяденька последним в войну уходил с Пскова, теперь он на своём танке вломился туда. И он дал себе слово, что вот если он жив останется, он восстановит кремль. Он его восстановил. В 90-е годы там уроды начали в башнях кабаки ставить, и они периодически горели, так вот, что-нибудь про боевые флюгера слышали? Это сейчас мобильники, средства связи, а раньше стоят башни, на них флюгера, опасность пролома стены или захвата – флюгера поворачивались туда. Вот он все флюгера подковал сам. Не сам один, естественно, тут есть ещё два художника, один ещё живой, он на Дворцовой иногда рисует, он помогал. Потом дальше, центральные ворота в Псковский кремль, когда заходишь, там герб, щит и меч. Представьте себе, какая масса, и это всё сделано врукопашку. Вот так же как вот это, понимаете…
Вообще, странных людей в Питере хватает, и похоже, они разнообразнее, чем во Владивостоке. Видимо, из-за того, что больше ингредиентов в этом культурном котле.
Замёрзши и находившись, мы пошли в Республику кошек. Кафе, где можно гладить кошек. Кошачье меню, стеллажи с кошачьими сувенирами и изображениями кошек, многие очень милые, правда, все дорогие, хотя мы таки купили себе там висюльки на шею, и наконец, пара больших комнат, где гуляют и спят кошки разных пород. Там я впервые погладил бесшерстных кошек, они оказались очень не плохи на ощупь, очень дружелюбны. Когда посетители кафе уселись в рядок на скамеечке, слушая рассказ обо всех этих кошках, одна египетская прошлась у всех по коленям и остановилась на мне, улёгшись у меня на коленях.
А прямо через дорогу от нашей гостиницы мы нашли китайскую чуфаньку! Со старой надписью «Китайская кухня» в подтёках, в подвальном помещении с ржавым козырьком. Внутри всё очень просто, как-то по-перестроечному, с ценами как во Владивостоке или дешевле. Мы заказали несколько блюд на пробу, и похоже, у этих блюд таки не было китайско-владивостокского, китайского или какого либо ещё этнического вкуса, правда не было в них и глутамата, который хрустит на зубах во всех китайских кухнях Владивостока. Пожалуй, если какой-нибудь народ исчезнет с лица земли, а кухня его останется, когда-нибуь она выродится в нечто безликое и по ней уже никогда никто не сможет представить что же из себя действительно представляла реальная кухня этого народа.
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[466x700] |
[700x466] |
Вот мы снова на Московском вокзале. Покупаем наш последний в Питере йогурт и бублик. Бублик называется «украинский». Он облеплен сверху маком, что уже вызывает подозрения, сверху облепляют обычно, чтобы внутрь не класть. Он толще Владивостокского, и, как я и предполагал, гораздо менее вкусный, какой-то хлебный, вкус бублика у Владивостокских бубликов гораздо концентрированнее. По плацкарту ходит бортпроводница и декларирует: - Кто желает ехать в отдельном купе, кто желает ехать в отдельном купе… Мы поинтересовались её предложением. Она перешла на заговорческий шёпот. Будто сейчас только не рекламировала это на весь вагон. Стоит это, оказалось, 2 тысячи, как и несколько лет назад. Я думал, она реально отведёт нас в вагон с купе и отдаст нам целое пустое купе, но она отвела нас в своё собственное маленькое купе в начале вагона, с одной кроватью, а сама ушла к подружке в соседний вагон, а к нам всю ночь стучались пассажиры, искавшие проводницу. Кажется, это не совсем правильно.
Мы поселились в квартире друзей Сашиных родителей. Новый жилой район в Кузьминках, 25-этажные дома, подстриженные газоны. Два стадиона, детские сады, школы, магазинчики, всё чисто, аккуратно, удобно, каждый день по дорожкам и площадкам гуляет куча мамаш с колясками. Всё очень физиологично. Если уж и растить ребёнка, то я бы делал это в центре Москвы, в условиях реального города, с его домами начала прошлого века, улицами имеющими историю, его красотами и отвратительностями, в настоящем городе с настоящей жизнью, а не подобном районе, физиологически предназначенном для комфортной жизни и смерти млекопитающих и выращивания их потомства. Хотя, в историческом центре Москвы, как мне рассказали, квартиры стоят дороже, чем в таких ухоженных новых микрорайонах, так что, оказывается, не я один такой умный, судя по спросу, к тому же, туда можно просто ездить.
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x466] |
Сначала мы доехали на метро до станции Царицыно. На выходе из метро, как и на выходе на любой другой станции, прям под землёй расположилась стена ларьков. Носки, трикотаж, пирожки и чебуреки, бижутерия и бытовая химия, сувениры и посуда. У ларьков торчат выходцы с Ближнего востока. Выходим на поверхность. Попадаем на ж.д. вокзал. Все подходы к вокзалу заставлены ларьками и навесами с торгующими азиатами. Мы ходим по их лабиринтам и, наконец, выходим к перрону. На перрон не пройти, только с билетом, значит, мы сбились с пути. Никаких указателей или вообще узнаваемых пешеходных магистралей, которые могли бы вести к столь значимому месту, как Царицыно, везде движется зомби-толпа, как на любом русском вокзале, не склонная смотреть по сторонам, разве что для покупки чего-нибудь в ларьке. Толпа обильно перемешана с тёмнолицыми выходцами с Ближнего востока, которые тут же торгуют, отовариваются и просто тусят друг с другом. Некоторое время мы ищем способ перейти на другую сторону железнодорожных путей, так как по карте Царицыно должно быть с другой стороны, и вообще может быть только с другой стороны, так как на нашей стороне невдалеке за деревьями торчат крыши многоэтажек. Это явно не Царицыно. Наконец, мы находим тоннель под железной дорогой. Два потока людей идут навстречу друг другу по пешеходной дорожке вдоль дороги, проходящей в тоннеле, пешеходная дорожка шириной метра полтора. Мы проходим тоннель и попадаем на целый ларёчный рынок, какие во Владивостоке были во времена перестройки, но сейчас почти все перевелись, то же море ближневосточных азиатов, дешёвая китайская техника, зарядки для телефонов, чебуреки, перестроечный азиатский колорит. Проходим мимо рынка и попадаем на перекрёсток. За светофором стриженая полянка и забор. За забором – Царицыно. Пришли. Такова вся Москва, это её дух. До поездки в Москву я нашёл сайт с длинными списками достопримечательностей, мероприятий и прочего, собранными на одной странице. Под достопримечательностями там понимались памятники, дворцы, храмы, музеи, даже любопытные статуи. Понятно, что тратить день на то, чтобы съездить на другой конец Москвы и взглянуть на памятник вы, скорее всего, не станете, особенно, если у вас не много времени. Но концептуально страница очень правильна. Москва - это скопление объектов. Будь это памятник, музей, исторический парк, институт или клуб. Объектов разбросанных среди бесконечного вокзала. К ним даже часто нет вменяемых подходов. Во дворцах Царицыно мы встретили апофеоз духа этого города: на каждом шагу стояли таблички: «ПРОХОД ЗАКРЫТ» и «ВХОДА НЕТ». На эту надпись беспрерывно натыкаешься в метро, на вокзалах, на мостах, в храмах, в музеях. Город здесь организован не интуитивно, как на Западе, где идёшь так, как представляешь себе и там где идёшь, как правило, и оказываются проложены дорожки именно туда, куда тебе надо. Здесь всё наоборот, и ты ходишь между знаками «ВХОДА НЕТ» пытаясь найти, где ж он все-таки есть то, этот вход, или выход, и местоположение его чаще всего бывает совсем не очевидно.
У входа висит большое объявление: «Фотосъёмка в залах музея платная. Фотографирующий имеет право проводить съёмки только интерьеров и экспонатов на постоянных экспозициях музея, исключая жанровые портреты». Основной девиз «запрещено!» встречаешь на каждом шагу, им буквально пропитано всё и чувствуешь его на каждом шагу всем сердцем, начиная от плана города и заканчивая такими вот объявлениями. Зачем им эти тупости? Может они боятся что кто-то, фотографируя, будет выпускать и продавать открытки и альбомы, на которых они планируют зарабатывать сами? Ведь если я плачу деньги, я имею право фотографировать как мне хочется. Но нет: «Профессиональная фотосъёмка с использованием специальной аппаратуры и видеосъёмка с использованием видеокамер запрещена». То есть ты платишь деньги только чтоб сделать дерьмовые фотки, которые ты точно не сможешь нигде использовать. Причём стоимость съёмки в выходные и праздники выше. Какой-то безусловной идеи, которой они пользовались бы в своих запретах, здесь точно нет, потому что эта дурь распространена была не всегда и сейчас распространена не повсеместно, в каких-то питерских парках - дворцах, типа г. Пушкина фотографировать можно всё и отдельно платить за это не надо, где-то раньше было можно и стало нельзя в последние годы, а где-то придумывают совсем дурацкие правила, разрешая фотографировать одно и не разрешая другое, как в Кунсткамере. В таких случаях маленькие бесшумные цифровые фотоаппараты и телефоны удобнее, чем мой фотоаппарат. Ими в кунсткамере фотали все, быстро и незаметно, а моим фотоаппаратом пока пожужжишь и пощёлкаешь, музейная бабулька обязательно услышит и заметит.
Царицыно покрыто слоем жёлтых листьев. Пытаюсь найти идеальный лист, чтоб высушить и сделать из него картину. При близком рассмотрении листьев без изъянов гораздо меньше, чем кажется издали, ведь каждый лист отработал, снабжая растение углекислым газом и фотонами, целый сезон. Забавно, но оказывается, у обычных тамошних клёнов, Acerplatanoides, с большими яркими листьями, семена и листья которых я и собирал, довольно большая норма реакции, есть листья с очень глубоким разрезом листовой пластинки, а есть слабо рассеченные, причем, чем меньше разрез, тем оказывается идеальнее сохранившимся лист, как назло. В Царицыно мы встретили несколько видов очень красивых клёнов, в том числе с такими тонко разрезанными листьями, какие я всё пытаюсь заказать в Америке, чтоб прорастить (оказалось, черенкованием он не размножается, веточка этого клёна завяла в воде уже к следующему утру), также клён с удивительными, красивыми, идеальными листьями, полностью зелёный и свежий, будто сейчас не осень и он не собирается увядать, и клён с тёмно бардовыми листьями. Кроме семян основного platanoides привёз семена Acerpseudoplatanus, Pterocaryarhoifolia, и дубов Quercusrobur, Quercusrubra, которые не обитают во Владивостоке, какой-то чёрной ягоды, которой было усыпано дерево по дороге от метро до дома и ранетки из парка Кремля. Буду интродуцировать.
[700x442] |
[700x466] |
[700x466] |
[700x569] |
[700x466] |
[700x466] |
Стоим в очереди за билетами. Несколько касс, несколько очередей, проходит слух, что в одной из них очередь в какую-то турфирму для покупки билетов на экскурсию, на всякий случай перестраиваемся в другую очередь. Пока стоим, образуется третья очередь, которая не движется, видимо они стоят за чем-то другим. Билет в кремль – 450р, отдельно билеты для посещения Оружейной палаты – 700р. и Алмазного фонда – 700р. Никаких скидок гражданам России нет. Мы решили брать билет в алмазный фонд, нам его не продали, сказали, что ещё рано, сказали приходить в 16:30. Конечно, второй раз приходить сюда стоять в этой очереди мы не захотели, тем более, что, скорее всего, в это время мы будем ещё внутри Кремля. Маразм. Потом стоим в очередь на вход, в Кремль теперь впускают не через главный вход, а где-то сбоку, оказалось, меня даже с моим рюкзачком не пустят, пришлось сдавать его в камеру хранения на входе, потом прошли такой же таможенный контроль, как в аэропорту при полёте заграницу, и, наконец, мы внутри. Я надеялся, что, по крайней мере, я наконец обойду весь Кремль изнутри, осмотрю всё, что там есть, я ведь видел план кремля на картинках, но я разогнался. Для обычных людей там открыли небольшой пятачок с тремя церквями и парком. Открыли бы ещё меньше, но Алмазный фонд расположен поодаль, надо пройти мимо небольшого парка, что автоматически расширяет пространство прогулок. Везде стоят менты и указывают, куда можно ходить, а куда нельзя, чтоб никто не сворачивал с предназначенных для посетителей дорожек. При этом вне этих дорожек туда-сюда вполне ходят весёлые кремлёвские мафиози в костюмах. За парком, вдали от глаз посетителей, ближе к внутренним дорожкам Кремля, где снуют местные бонзы, среди деревьев привязаны несколько орланов, они время от времени пытаются улететь, но оторвавшись от земли, повисают на верёвках и падают. Наверное, кремлёвские мафиози так развлекаются. При входе в каждый храм нам делают отметку на билете. Зачем? Это значит, что за свои немалые деньги за билет я смогу войти туда только раз? Какой в этом смысл? В старом храме с росписями 16 века стоят гробы с царями допетровской эпохи, в музее кубки и вазы гамбургских мастеров 15 века и царские наряды из горностая с хвостиками. Когда-то это всё жило и путник приходил к Кремль, словно в центр всей Земли, и заходил в полутёмный мрачно-таинственный храм, когда все росписи были ещё свежи, и храм этот, наверное, был для него воплощением непредставимой красоты, величественности и совершенства, каких он никогда раньше не видел и после уже не увидит. И будет вспоминать он потом до самой смерти этот храм, как самое неземное переживание, самое чудесное, что случилось с ним в его жизни, и даже в кабак пойдёт он с этим чувством и смрадный жаркий шумный кабак это чувство в нём не развеет. -Дааа, - будет сидеть он, погружённый в свои светлые торжественные воспоминания, -Дааа…
На Красной площади всё по-прежнему уставлено ларьками с горами убогих шапок ушанок и матрёшек. Я всё думаю, если они продают одних и тех же матрёшек и шапки как «русские сувениры» десятилетиями, неужели в русской культуре нет ничего другого, чем можно было бы заменить этот убогий набор? Или это такое представление у русских о своей культуре? Кого-то не тошнит от этих гор матрёшек? Меня, например, в первую очередь эти горы отталкивают от магазина. У площади расположились убогие подражатели Ленина, Сталина и Путина. По сравнению с ними матрёшки это ещё терпимо. Вокруг подражателей стоит толпа, они зарабатывают тем, что фотографируются с желающими, а в качестве представления говорят всякую сальную чушь, состоящую из бессмысленных повторений наиболее известных фраз этих людей. В храм Василия Блаженного и в Мавзолей нам попасть не удалось, так как вся Красная площадь была перекрыта, бесконечные уличные работы охватили и её.
Кстати, именно лубочный entertainment отталкивал меня и на улицах Питера, возле Казанского собора ходят какие-то люди в театральных одеждах царя и императрицы и бесконечно предлагают сфотографироваться, причём довольно настойчиво. Особенно они пристают к тем, кто ходит с фотоаппаратом, поэтому я старался быть не очень заметным, мне не хотелось с ними снова общаться. Вообще на Невском то тут, то там сидят, стоят и ходят зазывалы турфирм, некоторые из них не зазывают вживую, а включают запись, кричащую на полной громкости ужасным скрежещущим голосом через дешёвый громкоговоритель. Эти зазывали так привязчивы, будто это проходимцы, которые пытаются тебя развести, хотя они всего лишь продают билеты, правда происходит это примерно так: «Вообще-то билет стоит 900р., но вам, по секрету, я продам детские, по льготной цене, по 800р., сейчас вечерами никто не проверяет». Подходишь к другому представителю этой же фирмы в нескольких метрах поодаль: «Билеты стоят 800р., но вам, так и быть, продам сегодня со скидкой, за 700». Понятно, что они могут сами варьировать цену, но обязательная ложь, которой они с искренним видом это всё обставляют, не приятна.
[700x466] |
[700x463] |
[700x638] |
[466x700] |
[700x466] |
[466x700] |
Зашли в пельменную, выполненную в советском стиле. Похоже, советский дизайн сейчас в моде. Он, как и кирпичные лакированные стены, довольно дёшев. Полки со старыми книгами, которые в своё время считались полным отстоем, теперь, именно в силу своей отстойности, стали стандартным сэмплом ушедшей эпохи, как валенки для прошлых веков. Гранёные стаканы с заточенными карандашами, будильники, старые радиоприёмники на стенах, советские пропагандистские плакаты, фотоаппараты, светильники, уличные телефоны. Невдалеке кафе «Шестидесятые», в котором тусуются байкеры, у кафе всегда полно больших мощных мотоциклов. Трансконтинентальные корпорации тоже вполне освоились на знаковой улице, Dunkin' Donuts, Wendy's, узнаёшь названия направо и налево. В принципе, улица Фокина во Владивостоке теперь, после реставрации, выглядит не хуже, чем московский Арбат, хотя у зданий меньше этажей и нет на домах табличек, типа «Тут жил Пушкин А.С.», «А тут зато жил Андрей Белый» и прочее. На улице полно народу, как и везде, но улица достаточно широкая и столпотворения нет. Плохо только, что постоянно пристают мальчишки зазывалы, рекламирующие какие-то кафе и пиццерии. Агитируют с фантазией, спрашивают, пьём ли мы пиво, острят, но мне всё равно не нравится, что они постоянно пристают и им что-то надо отвечать. А среди этих трансконтинентальных корпораций на Арбате есть и мои любимые. Starbucks, как всегда, уютен, интересен, красив и вкусен. И с интернетом внутри. Правда дорог. По 200р. за кофе я могу отдавать только по праздникам, впрочем, посидеть там для меня было приятным событием. И что-то среднее между чаем и кофе – чай Латте – это было прекрасно, потому что кофе я не очень люблю, а тут чай, но с насыщенностью и вкусом сладкого кофе с молоком. Ну и, конечно же, Макдональдс, не только на Арбате, но и на Манежной площади, где все цены только начинаются с цифр 300 или 400, бургеры стоят везде стандартно: чизбургер – 45 рублей, вот, правда, фишбургер самый дорогой – 86 рублей. Но мне нравится и сам стиль Макдональдса, непринуждённость его атмосферы, все эти коробочки, и воздушность бургера, такого качества я нигде больше не встречал. Но это же качество и причина того, что Макдональдс вряд ли появится во Владивостоке. У них собственное производство, а цеха будут окупаться, только если на расстоянии 300км в округе будет жить пара миллионов человек. Это всё я узнал, когда ввёл в Google вопрос: «Когда появится во Владивостоке Макдональдс?» Попробуйте ввести это название в русскоязычном интернете и окажитесь на многолюдном перекрёстке русской современной мифологии. «Зачем вам это пластиковое дерьмо?», «Ожирения не хватает?», «Чем вас не устраивает здоровая русская кухня, хотите американского дерьма?». Ничего не хочу сказать о варёном борще с пузырьками жира на поверхности или о блинах из тяжёлого теста, жаренного и пропитанного жиром, я сам это всё ем и второе особенно люблю, ничего не хочу сказать о традиционной русской кухне вообще, наверное, почти любая традиционная кухня в наше время становится вне конкуренции, потому что никто её не оценивает, это что-то вроде живой культуры, никто же не оценивает, насколько эффективны русские народные танцы для поддержания фигуры. Англо-немецкие завтраки из жареной яичницы, колбасок, жареного бекона, кофе… традиция есть традиция. Но, когда дело касается мифов, в наше время, это имеет связь только с какими-то социальными комплексами, и только через них с реальностью. Если рассматривать миф, как объективную информацию, то, как правило, информация, заключённая в мифе, противоположна объективной реальности. И что бы вы не чувствовали во рту, откусывая фишбургер, как бы вы после этого себя не чувствовали, что бы не было написано на бумажке с полным перечнем калорий в каждом продукте Макдональдса, которую подстилают в каждый поднос, мифы не имеют отношения к реальности. Мифы нужны для другого, они выполняют свою функцию в психологии масс, а какую, это уже другой вопрос, требующий отдельного обсуждения. Кстати, никогда не называйте фишбургер фишбургером. Не зря он так и не называется. Заказав, в последний наш приход в Макдональдс, пару фишбургеров мы получили пару чизбургеров. В кафе было шумно и девушка на кассе не расслышала заказ. К счастью, когда мы готовы были уже взять нашу Колу и уйти, девушка вызвала менеджера и нам бургеры заменили, так что, запомните: филет-о-фиш, а не фишбургеры, которые в шумной обстановке звучат почти так же как чизбургеры. Но, надо оценить девушку на кассе с Ближнего востока. Кассовый оператор Нового света, принимающий заказы, просто бы не понял меня и стоял бы как зомби. Уровень интеллекта у парней и девушек, работающих в Макдональдсе на Западе такой, что они не понимают слова Кока Кола, реально не понимают, потому что стандартное сокращённое произношение, к которому они привыкли: Кок. И это не шутка. Короче, Макдональдс – это то, что мне больше всего понравилось в Москве. Впрочем, не смотря на русскоязычный мифологический срач, торговля в каждом реальном Макдональдсе в Москве идёт непрерывным потоком на максимальной скорости. На Манежной площади девушка принимает заказы в очереди прямо на улице с беспроводным пультом в руках. Американское качество и сервис, ну что ж, зато у нас, во Владивостоке, есть китайцы. И те и другие – прекрасная альтернатива «традиционной русской кухне». Итак, вернёмся на Арбат. Певцы, танцоры, музыкант, чудесно играющий на гитаре с усилителем, 2 пьяных мужика, которые полчаса навязчиво поддерживают музыканта, потом идут дальше, чтоб зависнуть у следующего артиста. Весело, у улицы есть своя атмосфера. Кстати, «корпорации» пришли на Арбат не только с Запада, но и с Востока: Шашлык-Машлык, Кебаб и так далее вдоль по Арбату. Впрочем, такое же обилие их я видел и на Queen street в Окленде. Ещё Арбат заполнен сувенирными, пожалуй, сувенирных там больше всего. У большинства из них витрины уставлены штабелями всё тех же тошнотных матрёшек. Нам повезло найти единственный сувенирный на Арбате, который держат китайцы, выбор тот же, но цены ниже. Мы закупились там футболками с концептуальными рисунками по 200р штука, тогда как во всех окружающих магазинах они же были по 350. Правда, после первой стирки открылся секрет этих футболок. Нет, там не проявился новый рисунок, просто начал сползать и смазываться старый. Да, зашли с Сашей в Hard Rock Cafe и даже посидели там за барной стойкой (за столиками не было места) и выпили пива и коктейльчика. В прошлый раз, когда я был на Арбате 3 года назад, места не было ни за столиками ни у бара, так что в этот раз нам повезло. В окошко была видна московская высотка, по стенам были развешаны артефакты знаменитых рокеров и их концертов, а ещё нас обслуживал хороший бармен. Ещё раз поразглядывали стену Цоя, жаль что мы там были после заката, мне хотелось бы отфотать её целиком с лучшим качеством моим теперешним фотоаппаратом, очень уж она художественно многослойно расписана. Кстати, идея – отфотывать её раз в несколько лет, и наблюдать, как она меняется. Но зато я пофотал кусочками расписанную надписями и рисунками стену в подъезде квартиры-музея Булгакова. Стена расписана с фантазией, тоже эдакий народный стрит-арт.
[700x466] |
[700x466] |
[466x700] |
[700x558] |
[700x466] |
[700x466] |