[302x450]
Несколько лет тому назад во Франции торговцы антиквариатом обратились к гражданам и представителям прессы с довольно странной просьбой. Они категорически не рекомендовали коллекционерам приобретать старинное кривое зеркало с надписью на раме: "Луи Арпо, 1743 год".
ГИБЕЛЬНАЯ ОПТИКА?
Причиной предубеждения явилась неожиданная пропажа этого антикварного изделия. Дело в том, что зеркало Луи Арпо почти целый век находилось... в заключении. А точнее - хранилось на складе полицейского управления Парижа, поскольку с ним связывали гибель 38 человек. В 1997 году профессор криминалистики попросил разрешения взять зеркало для демонстрации на лекциях, но оказалось, что на складе его нет... И антиквары предположили, что зеркало попытаются продать. Погибшие в разное время люди были владельцами зеркала, а констатируемой причиной их смерти являлось неожиданное кровоизлияние в мозг.
Наиболее научным выглядит предположение об особой оптике зеркала Арпо, которая заставляет лучи света отражаться таким образом, что они самым негативным образом воздействуют на смотрящего в него человека. Но никаких документальных подтверждений этой "злой хитрости" не нашлось. Тогда, возможно, владельцев антиквариата погубил какой-то редкий яд? Еще великий врач и ученый Средневековья Парацельс был уверен, что все зеркала способны притягивать и осаждать на собственной поверхности ядовитые испарения. Мистики эпохи верили и в то, что отраженный образ может отделиться от оригинала и вступить в контакт с темными силами, и даже якобы существуют особые магические зеркала, способные затягивать души умерших.
СТРАШНЫЙ ЯД?
По старинной легенде, из двух красавиц состарилась быстрее именно та, что чаще смотрела в зеркало? Но что стало причиной? Откуда же страшный яд мог взяться на поверхности зеркала? По мнению средневековых мистиков, откуда угодно. Так, например, итальянский философ Томмазо Кампанелла весьма мрачно описывал свойства "волшебного стекла". "Старые женщины, - считал он, - поглядевшись в зеркало обнаруживают, что оно помутнело, ибо капли влаги от их тяжелого дыхания пристают к холодному и ясному стеклу и конденсируются". Уж не это ли погубило почти 4 десятка людей? Вряд ли. Ведь если опасаться ядовитых испарений, то зеркало просто можно чаще мыть.
АМАЛЬГАМА?
С другой стороны, при изготовлении зеркал долгое время использовалась амальгама - сплав ртути с другим металлом, и только с середины 19 века ее сменило серебро которое осаждается из раствора на тыльную поверхность стекла. Ртуть, как известно, ядовита, так что в определенной степени справедливо назвать старинное зеркало небезопасным предметом. Но амальгама, выделяя вредные вещества, сама по себе портится, и, соответственно, зеркало теряет "ясность", что снижает его ценность и делает, в конце концов, предметом бесполезным.
ТЕМНОЕ ОТРАЖЕНИЕ?
Всем известно, что в состоянии стресса все человеческие чувства обостряются, причем вне зависимости от того, чем стресс вызван: болезнью, волнением, испугом. И, естественно, в такой момент усиливаются способности, так или иначе, влиять на окружающих, а также на предметы. Кроме того, ученые уже давно пришли к выводу, что все материалы и, стало быть, вещи, из них изготовленные, обладают свойством хранить информацию. Согласившись с первыми двумя предположениями, легко можно себе представить, что и флюиды, направленные на зеркало в зависимости от состояния, в него глядящего могут быть положительными, отрицательными, болезнетворными, и, не исключено, даже убийственными. То же, соответственно, касается и поверхности самого волшебного стекла.
ПАМЯТЬ О ПОЖАРЕ
В середине 19 века группа французских ученых сформулировала гипотезу о том, что выплеск накопленной зеркалом энергии способен оказывать влияние не только на самочувствие и сны, но даже на поступки человека. Особенно сильно это воздействие на людей, которые отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью или же страдают нестабильностью психики. А случилось, в частности, следующее: счастливые молодожены купили за небольшую сумму на аукционе красивейшее старинное зеркало и повесили его в спальне. Оно прекрасно вписалось в интерьер комнаты. Но не прошло и недели, как супруги обратились с жалобой к семейному врачу на то, что каждую ночь их мучают кошмары, причем абсолютно одинаковые у мужа и жены. Молодым людям в медовый месяц снилось, что в доме бушует пожар и они абсолютно беспомощны. Зовут на помощь и не в состоянии вырваться из пламени. Доктор, человек образованный, но мистик по натуре, отчего-то сразу усмотрел причину в недавно приобретенном зеркале. Оказалось, что зеркало, купленное молодыми супругами у одинокой пожилой женщины, досталось ей по наследству от внезапно погибших родственников. Когда-то оно принадлежало богатой семье и по воле случая явилось единственным свидетелем страшного ночного пожара, когда никто из 10 человек в огромном доме спастись не смог. (Кстати, каким чудом уцелело, даже не треснув, стекло - тоже загадка.) Едва зеркало вынесли из спальни молодоженов, как кошмары перестали их мучить.
КАМЕРЫ ВИДЕНИЯ
Загадки зеркала в разное время изучали и пытались раскрыть и в Англии, и в Америке, и в России такие практики, как ученый Раймонд Моуди, который первым начал систематическое изучение посмертных состояний, и русский психотерапевт Ветвин. Ученые эти оборудовали специфические "камеры видений" - зеркальные кабинеты, которые напоминали психомантеумы древнегреческих оракулов (туда приходили, чтобы получить совет от духа умершего). Они ставили опыты, во время которых добровольцы пытались встретиться в глубинах волшебного стекла с душами своих дорогих умерших. Рассказы об этих экспериментах, правда, не всегда убедительны, но некоторые из них просто поражают. Не случайно столько примет, гаданий и загадочных историй связано с зеркалами. Это и традиционное крещенское узнавание в отраженном образе будущего жениха, и ужасные несчастья, которые сулит разбитое "волшебное стекло", и полночные видения прошлого и грядущего, которые приходят из Темного Зазеркалья.