=))) Все верно. Во первых.. температурные колебания.. кстати знаете почему колеса стучат? :) просто между шпалами стыки оставляют, зимой шпалы короче становятся, летом длиннее, и эти промежутки компенсируют расширение. Второе - жесткость. Особенно на поворотах. Представляете - поезд поворачивает, и вагон по сути всю центробежную силу прикладывает через колеса, а они давят в свою очередь на шпалы. Если бы кстати те не были закопаны, уехали бы точно в напралении центра окружности поворота. Кстати повороты на железных дорогах закладывают не просто по окружности, а стараются как раз вот это боковое воздействие уменьшить, иначе вагоны на такой скорости могут опрокинуться (видели наверное на игрушечных паровозиках, они иногда на поворотах падают), а по специально дуге (не помню как называется), где эта боковая составляющая минимизирована.. Ой расписался, извиняюсь. В кратце в общем тк :))
mooltik, экономическая целесообразность - во первых, леса дофига, и он везде у нас есть. Во вторых его пропитывают спец. раствором чтобы не гнил, так что лет на сто хватит :). В третьих, оно гораздо легче бетона, что очень удобно для транспортировки. Кстати на станциях, обрати внимание в основном бетонные шпалы.