Взгляд мистика на воспитание
17-11-2007 23:47
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Настроение сейчас - веселое
Что мы делаем, когда говорим друг другу: «Нельзя!», «Так никто не поступает!», «Ты молодец», что скрывается за этими попытками исправить человека? Что скрыто за обидами, укорами, одобрениями, наказаниями? Что это за процесс – воспитание? Зачем это нужно и нужно ли вообще? Наверное, мы слишком мало знаем о себе и об этом мире, чтобы ответить на эти вопросы. Хочу предложить очень нестандартный взгляд на вопрос воспитания...
Так что же происходит с человеческим существом в младенчестве? Оказывается, все окружающие учат его вести непрекращающийся диалог. Постепенно диалог этот уходит внутрь и превращается в фактор, фиксирующий точку сборки в изначальном положении. Каждый ребенок окружен сотнями учителей, которые учат его, в каком точно месте следует зафиксировать точку сборки.
Вначале точка сборки ребенка не фиксирована. Эманации внутри его кокона перемешаны и находятся в суматошном движении. Точка сборки при этом плавает по всей человеческой полосе. Поэтому ребенок может с необычайной силой сфокусировать внимание на эманациях, которые в дальнейшем будут начисто изъяты из употребления и напрочь забыты. Но ребенок растет. Его окружают взрослые человеческие существа. Они имеют над ребенком значительную власть. Посредством усложнения внутреннего диалога они делают фиксацию точки сборки ребенка все более и более жесткой. Внутренний диалог – это процесс, все время поддерживающий положение точки сборки. Ведь ее позиция – вещь произвольная и нуждающаяся в постоянном укреплении.
Дело в том, что очень многие дети видят. Но большинство из тех, которые видят, считаются детьми с отклонениями от нормы. И окружающие прилагают все возможные усилия к тому, чтобы сделать фиксацию их точек сборки более жесткой.
Интересный факт: первоначально ребенок считает, что сон – это реальность. Просыпаясь, он находит следы невиданных монстров, которые пытались поймать его во сне. Через некоторое время ребенок понимает, что сон – это внутреннее состояние, но оно доступно для наблюдения других людей. Например, если мама спит с ним рядом, она обязательно видит тот же самое, что и он. И в конце концов ребенок приходит к тому, что сон – это внутреннее и недоступное для созерцания другими явление.
Можно провести параллель между понятием «внутреннего диалога» и «эгоцентрической речью». Ребенок не сразу может прятать свои мысли. Эгоцентрическая речь – это речь для самого себя; она не имеет функции общения; это просто проговаривание каких-то его действий, событий, связанных с ним. То есть такое интересное явление, замеченное Пиаже, как эгоцентрическая речь, является этапом формирования внутреннего диалога.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote