Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая - сквозь правую, а третья - через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центры и узлы нервной системы.
И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое - левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.
В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум - одна система, жизненная сила - другая, а дух и душа - третья. Свара йога называет ум читтой, силу жизни - праной, а дух - атмой. Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана - пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.
Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы чипы, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздря - положение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.
Движения сварыСвара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину - это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу - это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или чтолибо планируете - это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к комуто или вы рассержены на кого-то - это также умственное действие Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары. Левая свара осуществляет контроль над умственными действиями, правая свара контролирует физические действия, а обе свары вместе следят за духовными действиями. Это означает, что, если вы медитируете тогда, когда у вас активна правая ноздря - возникнут физические проблемы и дискомфорт тела. Если у вас активна левая ноздря - физически вы не будете испытывать беспокойства, но ум будет блуждать. Но когда обе ноздри открыты - ум однонаправлен и готов к процессу медитации.Поэтому в свара йоге очень важно соотносить ваши желания с вашими возможностями - иными словами, совершать те действия, которым благоприятствует свара. Для этого необходимо научиться контролировать свару так, чтобы она содействовала тем действиям, которые вы желаете предпринять или приспосабливаться к тем потокам свары, которые будут благоприятствовать вашим действиям. Так наука свара йоги гармонизирует ум и тело, согласуя их функции с активностью свары.
Ида, пингала и сушумна
До сих пор мы говорили о дыхании, которое создает энергетический поток в теле. Этот поток йога называет нади. Сквозь ноздри проходят три различных потока энергии: ида, пингала и сушумна. Левая ноздря связана с ида нади, правая - с пингала нади, но когда обе ноздри свободно функционируют вместе, стимулируется сушумна.Потоки энергии, возникшие в левой и правой сваре, действуют наподобие положительных и отрицательных полюсов в электрической цепи. Левая свара похожа на отрицательный полюс, а правая на положительный полюс. Когда активна правая ноздря, пингала стимулирует физическое тело. Когда активна левая ноздря, ида стимулирует ум. В тот период времени, когда происходит чередование потоков свары, обе ноздри активизируются одновременно и тогда сушумна нади стимулирует атму или духовный потенциал. Но это обычно происходит только в течение двух минут.В сушумне происходят все духовные действия, и все йогические и тантрические системы нацелены на активизацию этого канала. Сушумна расположена внутри позвоночного столба и соединяется с идой и пингалой в аджна чакре, в области межбровья. Высшая духовная мощь кундалини шакти должна быть направлена именно в сушумну. Когда обе ноздри становятся активны, это указывает на то, что канал сушумны свободен. Поэтому очень важно иметь уравновешенное дыхание, которое открывает сушумну для той цели, на которую она предназначена.Когда сушумна активизирована, психофизические энергетические потоки становятся четкими и ритмичными, мысли безмолвствуют, ум спокоен. Поэтому подобное состояние называют шунья свара. Слово шунъя означает пустотностъ. Для йогина этот тип свары очень важен, потому что он непосредственно и практически приближает его к дхьяне. Следовательно, цель свара йоги заключается в том, чтобы развивать шунья свару посредством попеременного дыхания.