Свистковый регистр (в англоязычных источниках пишут "whistle") - это самый высокий участок человеческого голоса, лежащий выше фальцета. Звук, издаваемый с помощью этого регистра напоминает пронзительный свист. Вокалист должен быть отлично подготовлен, чтобы использовать этот вокальный эффект, так как только в случае отменного владения голосовым аппаратом свистковые ноты звучат эстетично. В противном случае можно основательно подпортить выступление. Поэтому использование свисткового регистра - один из показателей сильной профессиональной подготовки вокалиста. Грамотный "свист" всегда впечатляет и выглядит как сверхъестественная суперспособность.
Когда вокалист поёт в этом регистре, он не может формировать согласные звуки. Поэтому на свистковом регистре поют только вокализы - фрагменты мелодии на протяжные гласные звуки, чаще всего на "а".
Свистковый регистр со временем набирает популярность. Он всё шире используется в поп-музыке, преимущественно англоязычной. Но и на русскоязычном пространстве стали попадаться исполнители, которые используют этот эффект. Иногда его называют "флейтовый звук".
Из самых исторически давних примеров этого эффекта известная песня "Loving You" исполнительницы Минни Рипертон, вышедшая в 1974 году. Однако эта песня популярна и сейчас, и звучит вполне современно. Свистковый регистр идёт после 50й секунды. Он очень гармонирует со звуками птичьих трелей в аранжировке песни.
Первопроходцем широкого использования свисткового регистра стала Мэрайя Кэри, которая владеет им просто виртуозно. Обратите внимание, как Мэрайя не только поёт этим регистром как таковым, но и технично перескакивает с голоса на свист и обратно.
Вслед за Мэрайей Кэри много молодых исполнительниц стали внедрять в своё пение этот эффект. Например, мегапопулярная Ариана Гранде тоже сделала "whistle" своей фирменной фишкой:
И блистательная Кристина Агилера!
А что у мужчин? Они тоже используют свистковый регистр, хотя он встречается несколько реже, чем в женском вокале. Певец Адам Лопез прославился как раз тем, что с помощью свисткового регистра взял самую высокую ноту мужского голоса (до диез пятой октавы), и попал в книгу Рекордов Гиннеса. Пение в видео с 2:15.
Димаш Кудайберген также использует свистковый регистр:
И конечно же Витас в "Опере №2". В своём знаменитом вокализе он очень технично и незаметно сочетает переход с фальцета на свистковый регистр и обратно.
Источник
Серия сообщений "азбука вокала":
Часть 1 - Уникальный концерт двух звезд классической музыки Дмитрий Хворостовский и Рене Флеминг.
Часть 2 - Хосе Каррерас — испанский оперный певец, тенор. Видео.
...
Часть 20 - Вокальные эффекты: Йодль. Примеры йодля у звёздных вокалистов. Видео.
Часть 21 - Жанры вокальной музыки: классикал кроссовер (pop-opera). Самые яркие кроссовер-исполнители мира. Видео.
Часть 22 - Вокальные эффекты: свистковый регистр. Кто из вокалистов круче всех берёт сверхвысокие ноты? Видео.