На прошлой неделе по ТВ показали две экранизации «Дачников» Горького, интересно было сравнить. Правда, мне все равно пришлось взять пьесу, чтобы хоть немного разобраться в персонажах с самого начала, это ведь не Чехов, у которого «отец умер ровно год назад, в твои именины, Ирина», «у меня тройная фамилия», «подполковник Вершинин», а потом, если кто вдруг не понял, по второму-четвертому разу: «вы Ольга, старшая, вы Ирина, младшая», нет, здесь толпы – дачники, варвары, мещане – и все одинаково малоприятны. «Дачники» Бориса Бабочкина (который сам играет Суслова, причем таким гадом, что смотреть противно) – это классический Горький, по крайней мере, при прочтении мне он видится вот именно таким: тяжеловесным, угловатым. Урсуляк в «Летних людях» фильтрует пьесу, оставляя чеховские характеры. Все нелепые, неприспособленные, всех жалко (даже Суслова). Но в тоскливое стенание не дают скатиться вставные эпизоды из старых немых фильмов и «человек, похожий на Вертинского», заходящий иногда в кадр.
«Дни Турбиных» сравнивались невольно со спектаклем, причем в пользу «Белой гвардии», хоть и разболтанной клоунской игрой актеров. Фильм очарователен, романсы прекрасные, кремовые шторы опять-таки. Но спектакль мне ближе: и дом-мост-корабль, и надрывная сцена в финале, эта катастрофа, которая уже почти перевернула все с ног на голову. И Шервинский-Белый очаровательнее, и сцена соблазнения хмельной Елены-Кутеповой изящнее. Большая надежда у меня была на Лариосика, но в фильме хоть он и мил необычайно, но играет все тот же самый характер, что и Семчев. Конечно, я страшно необъективна, возможно, чтобы любить фильм, надо было сначала посмотреть именно его.
«Явление» мне совсем не понравилось, уж лучше бы на «Гнездо жаворонка» пошла. На афише нашла рецензию
«вы посмотрели великий фильм, и ничего не поняли». Даже поспорить не с чем. Разве что со смехом в зале, у нас общественное чувство юмора явно подкачало. Но неинтересно мне на чужой зоопарк смотреть, у меня свой собственный вокруг в полный рост.
Этому кино пара – книжка. Михаил Шишкин «Записки Ларионова» (другое название «Всех ожидает одна ночь»). Там пара страничек тоже про явление – про эпидемию холеры в середине 19 века в Казани. За исключением нескольких деталей все то же самое, только читается пострашнее.