Без заголовка
04-09-2007 00:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Потихоньку просматриваю привезенные из Питера спектакли. Кстати, из всего, что видела, «Владимир третьей степени» – самого гадостного качества, и единственный без титров. ктобысомневался
«Машенька» В.Набоков
реж. С. Виноградов
В ролях: Евгений Стычкин, Елена Захарова
Это не съемка спектакля, а телеспектакль. Я вообще такой жанр не очень люблю, но здесь смешение театра и кино очень удачно: условность, театральность не выражается в картонных декорациях или неестественном поведении, а служит дополнительным способом передать мысли, чувства главного героя.
Виноградов практически дословно инсценирует Набокова. Главный герой (Евгений Стычкин), эмигрант, сбежавший от революции, томится в маленьком пансионе в Германии. Неуютное пристанище, жуткие соседи, романчик от скуки. Кстати говоря, эта сторона показана на отлично, до содрогания. Внезапно он узнает, что к неприятному, неопрятному соседу должна приехать жена – Машенька (Елена Захарова), в которой он узнает свою первую любовь. Фактически их роман начинается заново: в воспоминаниях Ганина. Он так и говорит: «Я влюблен». Чистые, возвышенные отношения, полудетская свобода и вседозволенность, юношеское счастье. Герой Стычкина расцветает, он уже не так раздражителен, готов «работать, много работать», решается помочь старику, пытающемуся уехать на родину. Все в нем в предвкушении приезда.
Но постепенно, пережив уже и то, прошлое, расставание, и возможное разочарование от встречи, Ганин понимает, что не вернуть ему ни юность, ни любовь, ни прежнюю радость. Но осознает: «если любовь была, то ничто не может ее сделать небывшей». Он уезжает заранее, не увидев Машеньку – какой бы она ни была – но не с чувством подавленности, а, наоборот, полный сил и энергии. Это бывшее счастье примиряет его с собой, и дает надежду.
Показать на экране первую любовь, увы, не удалось. Там, где говорится о трепете, нежности – беготня и поза. Еще и сцены встреч решены «оригинально» - в форме танцев. Хотя вот Стычкину веришь. Может, конечно, имелось в виду, что это только воспоминания так романтичны, на самом деле все было более чем обыденно, но и такого эффекта нет. Но вся заграничная часть снята замечательно, поэтому даже просто вид свежести природы /на фоне которой резвятся влюбленные/ создает нужный контраст.
В отличие от просмотренного не так давно фильма по мотивам «Защиты Лужина», где авторы основательно подзабили на второй пласт смысла и сосредоточились только на проблеме человека, здесь символов, «знаков» - причем как для персонажей, так и для зрителя предостаточно. Первостепенная проблема – вынужденная эмиграция. Снова появляются шахматы. Синее-синее платье Машеньки. Ну и танцы опять-таки:)))))
P.S. Очень мне понравился моментик, когда Ганина, гуляющего по саду с Машенькой, окликивают соседи по пансиону. Он отмахивается: «Не мешайте». Не мешайте вспоминать. Но это вообще мой любимый прием, особенно когда к месту и ненавязчиво, и всегда интересно его встречать, особенно в очень старых фильмах.
«Любовные письма» Альберт Гурней
реж. Е.Каменькович
В ролях: Олег Табаков и Ольга Яковлева
Два человека пишут друг другу письма. Сначала это мальчик и девочка («Я нарисовала нас с тобой голыми. Угадай где ты, а где я»), потом юноша и девушка («То, что у нас не получилось - это потому, что я в тебя влюблен. У меня такого никогда не было. Ни разу. Спроси у моей подружки, я заставлю ее ответить»), они взрослеют («Любовь была. Заметь, «была» – глагол в прошедшем времени»), заводят семьи (« - Поздравляю с ребенком номер два! – Ребенок номер два, самое подходящее название»), разочаровываются или – наоборот – процветают и потихоньку стареют. Со времен влюбленной юности встречаются только раз или два – для бурного короткого романа-воспоминания о молодости. Заканчивается спектакль письмом пожилого героя Табакова - Эндрю - маме Мелиссы, в котором он говорит, как важна была для него эта женщина.
На сцене два освещенных «пятна» - два стола, разнесенные, по всей видимости, по разным углам (доблестные операторы увидеть в точности этот момент не позволили). Сами письма, которые читают и отправляют герои, сделаны тщательно, другой вопрос – видно ли их дальше первого ряда. Табаков скуп на эмоции и телодвижения, оставляет всю мощь для финальной сцене, Яковлева же наигрывает за двоих. По сути это моноспектакль, только для двух персонажей, поэтому и все впечатление складывается под воздействием именно актеров – насколько они свом обаянием, силой игры смогут удержать внимание. Возможно, живьем все это и присутствует, но вот в записи смотреть было скучновато. И это несмотря на интересную историю. Как радиоспектакль – это все очень даже замечательно, а как видео – совсем никак. Да еще пара совсем не подходит друг другу, они вообще в разных пространствах существуют: Табаков читает письма скорее вспоминая их, проживая заново, а Яковлева на сцене – наоборот - постепенно превращается из девочки в бабушку. Можно это, конечно, отнести к тому, что Мелисса читает письма именно в мыслях Эндрю, но смотрится все равно несколько странно.
Удивительно переживать такие впечатления от вот этих трех фамилий в программке. Тем более сами-то «Любовные письма» хороши: в нескольких словах, строчках – характер, событие, чувство. Судьбы героев постепенно расходятся все дальше и дальше, все яснее видна разница в положении, воспитании, природной натуре. Постепенно обрисовывается и становится все более ясной суть героев, их стремления и желания, цель в жизни. И в конце – непонятная горечь: то ли от того, что так и не сошлись, то ли от того, что это вообще вряд ли возможно.
«Голливудская улыбка Михаила Чехова»
Передача из цикла «Великие русские иностранцы». Интересный рассказ, отрывки из кучи фильмов, в т.ч. немых, фотографии, воспоминания американских актеров-учеников Чехова, кусочек из книги Мэрилин Монро (которую он тоже обучал).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote