В отличие от "новых" российских компаний, не обремененных неиспользуемыми активами, устаревшими технологиями и избыточным персоналом, большинство промышленных компаний пока что имеет существенные ограничения в деле изобретения новых бизнес-моделей. Поэтому им прежде всего следует снять эти ограничения, перейти в состояние нормального бизнеса, убрав все лишнее и к бизнесу не относящееся. Набор "оздоровительных мер" достаточно универсален и прост, хватило бы только воли осуществить их до конца. С выработкой эффективной бизнес-модели для компании все сложнее. Риск наломать дров большой, а проверенных подходов и успешных примеров "бизнес-моделирования" пока практически нет.
Попытаемся обозначить здесь определенный подход к нахождению и опредмечиванию новой бизнес-модели компании.
Бизнес-модель понимается как принципиальная модель работы данного бизнеса. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет
- ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании,
- ее соответствия стратегическим целям развития компании и
- согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.
Соответственно можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные вопросы, требующие удовлетворительного ответа:
1. Анализ бизнес-модели отрасли
Как устроена наша отрасль? Какой тип конкуренции преобладает? Какие типы игроков (бизнес-модели) в ней представлены? Как они связаны между собой? Какими рыночными ключевыми компетенциями они должны обладать? Каким образом и почему изменяются компании-лидеры отрасли?
2. Анализ существующей бизнес-модели компании
Как устроена наша компания? Каков бизнес (бизнесы) компании? Каким образом мы встроены в бизнес-модель отрасли? За счет чего мы сохраняем конкурентоспособность? Каковы наши фирменные ключевые компетенции? Что не эффективно в существующей бизнес-модели? Какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели? Какие рыночные ключевые компетенции нам необходимо приобрести?
3. Ориентиры стратегии развития компании
Какую базовую стратегию мы реализуем? Как формулируется наша стратегия? Какие стратегические цели мы планируем достичь? Каких изменений в существующей бизнес-модели требует реализуемая стратегия? Какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует нашей стратегии? Как мы будем позиционировать себя по ряду ключевых параметров: степень вертикальной интеграции, степень диверсификации, степень "интеллектуальности" готового продукта и др.?
4. Определение новой бизнес-модели
На какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании? Каковы ее особенности? В чем ее преимущества и недостатки? Как она встроена в бизнес-модель отрасли? Каковы основные параметры работы бизнес-модели? Какова предполагаемая экономическая эффективность новой бизнес-модели?
5. Конкретизация новой бизнес-модели
Как соотносятся между собой основные компоненты бизнес-модели? Что целесообразно сохранить в новой бизнес-модели от старой? Как должны быть устроены производство, инновации, маркетинг и т.д.? Как должна быть построена система управления? Каковы механизмы и процедуры, обеспечивающие эффективность работы бизнес-модели?
Естественно, в результате такой работы возможные варианты "изобретательства" значительно сократятся. Однако при этом мы избавляемся от узкого, ограниченного реальностью своего предприятия, видения своего бизнеса и у нас появляются немногие, но реальные альтернативы того, как мы можем делать этот бизнес лучше.
Иcточник:
http://www.marketer.ru/node/768