Забавными путями движется моя читательская мысль иногда.
Вот читаю нынче "Конгрегацию", вспомнила, что меня занимало во время чтения первого тома, который прочитала ещё весной, второй начала сейчас, но речь не об этом.
Читаю и не могу отделаться от сравнений с инквизиторским циклом другого автора, Яцека Пекары. Причём сравнение это не в общем и целом, а вообще в мелочи и которая, по ходу, существует только в моём воображении.
Поясню.
Кроме Конгрегации и двух переведённых у нас книг Пекары, про инквизицию или аналогичные ей организации я не читала ничего.
И в общем-то, кроме этой темы инквизиции, общего у них нет ничего, потому что у Пекары вселенная настолько альтернативна, что...
Я просто процитирую аннотацию:
"Это опасная стезя, но таков уж тяжкий крест инквизитора… сломанный крест. Ведь в этом мире Иисус Христос спустился с Голгофы и отомстил своим обидчикам."
Вот эта фраза, про Иисуса, спустившегося с креста, отомстившего своим обидчикам, принесшего огонь и меч врагам своим, меня в своё время весьма заинтересовала.
А теперь представьте себе инквизицию, выросшую из таких вот догм и какие там ереси могут быть? Ну и вот.
А знаете, в чём я всё-таки эти циклы сравниваю?
Пекара как будто нарочито выставляет физиологическую сторону средневекового бытия: грязь, отношение к гигиене, к теме насилия и прочая. Этого у него с избытком. Мне лично подобные вещи не очень нравятся, я не слишком люблю такие подробности и прекрасно без них бы обошлась (и это совершенно не значит, что я не буду читать продолжение, если оно появится. Как раз наоборот, потому что про эту версию религии мне интереснее и это перевешивает).
В Конгрегации (по крайней мере в том, что я успела прочитать) в таких подробностях этого нет, что меня неизменно радует. Пекару я читала незадолго до, и весь первый том К. подсознательно и напряжённо ожидала подобного, и очень радовалась, когда не находила.
То есть, понимаете, да?
у Яцека Пекары совершенно вывернутая наизнанку религиозная система и выросшая из неё инквизиция, у Поповой вообще речь об ином идёт, это принципиально разные циклы, а я почему-то про себя сравниваю, как подробно они описывают средневековый быт, угу.