Рецензия к книге и частично к фильму...
========
Популярнейший сочинитель иронических социальных драм о скромном обаянии шотландского пролетариата, химиотерапевт и футбольный хулиган, обладатель кандидатской степени по бизнесу и администрированию, любитель поорать караоке в пять утра, пьяница и дебошир Ирвин Уэлш начал писательскую карьеру в 1993 году, когда опубликовал роман "Трэйнспоттинг", или, что то же самое, "На игле". За десять лет только в Англии и Америке "Трэйнспоттинг" выдержал четырнадцать изданий и был продан общим тиражом около 800000 экземпляров. На обложке оригинала напечатан убедительный вынос: "The Best Book Ever " Короче говоря, "лучшая книга, когда-либо написанная мужчиной или женщиной". Не последнюю роль в популяризации "альтернативщика" Уэлша сыграла экранизация "Трэйнспоттинга" - в 1996 году режиссер Дэнни Бойл снял по роману одноименный фильм; он считается самым успешным британским фильмом последних десятилетий. "Трэйнспоттинг" - редкий случай, когда кино получилось не хуже книги. Впрочем, это не значит, что роман после фильма читать незачем: во-первых, не все эпизоды попали в фильм - а поверьте, "Трэйнспоттинг" скомпонован из очень хороших сцен; во-вторых, черный уэлшевский юмор имеет скорее литературную, чем кинематографическую природу. Привел бы я вам пару цитат - да формат журнала не позволяет.
Герои "Трэйнспоттинга" - пролетарии с окраин Эдинбурга - разговаривают на труднопонятном шотландском диалекте, довольно отдаленно похожем на обычный английский язык.
В Штатах фильм "На игле" показывали с субтитрами - американцы не понимали речь МакГрегора и Карлайла. Уэлша довольно много переводят на русский, и каждый раз возникает проблема, как адекватно передать ненормативную во всех отношениях речь героев, с их шотландским акцентом и матом-перематом. Переводу Ильи Кормильцева я бы присвоил четыре звезды: он адекватно жесткий, с матом, но, пожалуй, не такой изобретательный, как, например, "Кошмары аиста марабу" в исполнении Д.Симановского. Режет слух некоторая искусственность кормильцевского сленга; видно, что не со всеми субкультурами переводчик знаком одинаково хорошо. В "Трэйнспоттинге" замечательно переданы куски "Рентон" и "Бегби"; чуть хуже Кормильцеву дается спотыкающаяся речь Кочерыжки.
Рентон, Бегби, Кочерыжка и еще человек пять - героиновые торчки, футбольные хулиганы, больные СПИДом, безработные - граждане Великобритании, принадлежащие к посттэтчеристскому поколению. Единственная мораль, которой они подчиняются, - правило "забей на все". Они охотятся за наркотиками, заливаются пивом, снимают на рейв-дискотеках малолеток, грабят прохожих, вешают кошек и забивают собак камнями. На самом деле все трэйнспоттинговые истории скорее смешные, чем депрессивные.
Но "Трэйнспоттинг" - роман про героин. Сюжеты - самые разнообразные: "Слезаю с иглы", "Подсаживаюсь по новой", "Опять слезаю", "Сорвался", "Развязка". Уэлш описал особую субкультуру героиновых торчков, про которую нам с вами, возможно, известно из хорошего романа "Низший пилотаж" Баяна Ширянова. Однако ж чем слушать меня, давайте-ка, дорогие читатели, все-таки вмажемся с вами небольшим уэлшевским монологом о героине. В конце концов это ведь и есть что-то вроде манифеста поколения "Трэйнспоттинг". "Героин - это честная штука, потому что он отбрасывает иллюзии в сторону. Когда тебе хорошо с ним, ты ощущаешь себя бессмертным. Когда тебе плохо без него, ты понимаешь в сотни раз сильнее, какое жизнь, в сущности, дерьмо. Это единственный абсолютно честный наркотик. Он не изменяет твоего сознания. Он просто дает тебе приход и вместе с ним ощущение полного кайфа. A когда кайф проходит, ты снова видишь, как убог весь этот мир, но уже не можешь одурманить себя никакими иллюзиями".
Судя по Уэлшу, жизнь героинщика - сплошной анекдот. Прямо-таки не жизнь, а сплошные комические куплеты, правда, довольно часто заканчивающиеся веселыми похоронами. Уэлш отменный рассказчик, в кино вам такого не покажут.
При всей своей бурной биографии Ирвин Уэлш на самом деле человек не менее вменяемый, чем какие-нибудь рафинированные сочинители из Южной Англии вроде Барнса и Макьюена. Он один из самых богатых писателей Великобитании: доходы поступают не только от продажи прав на литературные произведения, но и от инвестиций в недвижимость. Общий тираж его текстов - около 2 миллионов - это очень много для писателя, который считается "альтернативным".
После "Трэйнспоттинга" Уэлш написал "Кислотный дом", "Экстази", "Кошмары аиста марабу", "Filth", "Glue", а в августе этого года опубликовал продолжение "Трэйнспоттинга" - роман "Porno". Через десять лет один из тех эдинбургских парней становится режиссером порнофильмов. "Porno" - один из главных европейских бестселлеров сезона. Именно "Porno" станет настоящим событием в литературе, хотя бы и переводной; но начинать надо все же непременно с "Трэйнспоттинга".
Лев Данилкин, 1 декабря 2002
=========
Обложка саундтрека - там есть очень красивая песня в исполнении Дэймона Элборна (солист Blur)...
[280x280]
=========
А главную роль исполняет Эван МакГрегор - вот и фотка укурков:
[300x200]