На просторах ЖЖ прошла волна разоблачений Донцовой, которую обвинили в том, что она использует в своих книгах тексты из инета (даже сайт создали, где собирают все доказательства). Я не собираюсь защищать Донцову, не собираюсь упрекать ее разоблачителей. Но вот что интересно. Заимствование – весомая часть литературного процесса, главный ее двигатель. Еще древние арабы квалифицировали это явление, назвав два с лишним десятка видов и подвидов литературного заимствования. Сюжеты были придуманы и разработаны еще в доисторические времена, от пера к перу они шлифовались, обогащались, пока не попадали в руки ювелиров, которые превращали их в бриллианты. Великие мастера хватали все, что зажигало их, не задумываясь о каких-то там авторских правах, и не испытывая ни малейших угрызений совести. Вспомним самые известные примеры. Если бы литературные негры Дюма побоялись использовать известные в то время тексты, не было бы ни «Трех мушкетеров», ни всего прочего. Если бы Шекспир побоялся переработать уже известные пьесы и новеллы, не было бы Шекспира. Если бы Крылов побоялся переписать на русский лад классические европейские басни, не было бы, наверное, и русской басни. И так далее, и тому подобное. Публикуя в блогах и на литературных сайтах тексты, мы должны знать, что рано или поздно они будут использованы. Чьи-то тексты попадут в руки гробокопателей, чьи-то в руки рудокопов, которые просто сожгут накопанное в печах, а чьи-то и в руки ювелиров - и вы будете восхищаться новым ограненным шедевром, даже не подозревая, что огранен ваш труд. Мы первое поколение интернетовского самиздата. Мы сейчас создаем золотоносный пласт, который будут разрабатывать будущие поколения. Так что, говоря словами поэта, не пропадет наш скорбный труд…
Не забудем и другое: литература — проезжая дорога, и поэтому копыто часто попадает в след другого копыта.
Догадайтесь, кстати, кому принадлежит строка "как гений чистой красоты"?
http://florid-buljakov.livejournal.com/370241.html