27. Заработная плата, принципы ее организации и регулирования.
Организация оплаты труда на предприятиях должна базироваться на выполнении следующих принципов:
1. Самостоятельность и согласие в определении форм, систем
и размеров оплаты труда между работником, предпринимателем
и профсоюзом. Это право закреплено Гражданским кодексом и КЗОТ.
2. Эквивалентность цены труда фактическим расходам работника и его семьи на воспроизводство человеческого капитала. Прожиточный минимум может использоваться только как низшая граница оплаты труда.
3. Производительный характер заработной платы, т.к. труд есть производительный фактор, а зарплата - элемент себестоимости. Значит, с пересмотром зарплаты уточняется и себестоимость продукции, и ее цена.
4. Учет экономических и социальных функций заработной платы, как средства регулирования экономических пропорций и социального согласия в обществе.
4.1. Компенсаторная роль зарплаты через доплаты работнику для возмещения повышенных расходов человеческого капитала в более тяжелых и опасных условиях труда, в вечернюю и ночную смену, в тяжелых природно-климатических условиях, в ситуациях риска и вредности.
4.2. Социальная роль зарплаты как источника средств для содержания детей и других иждивенцев семьи. Попытка решать проблемы здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и страхования только за счет госбюджета исторически себя не оправдала. Заработная плата всегда была и должна оставаться важнейшим источником семейных доходов и семейных расходов, в том числе на удовлетворение социальных запросов.
4.3. Мотивационно-стимулирующая роль зарплаты как главного стимула трудовой активности и качества работы. За достойный заработок можно и работать качественно.
4.4. Статусное значение зарплаты как одного из важнейших показателей общественного положения человека, его жизненного успеха.
Названные принципы организации заработной платы призвана осуществить практически новая тарифная система оплаты труда.
1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством РФ. Ставки (оклады) работников остальных разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
2. Профессия рабочих тарифицируется в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8 разряды ЕТС.
Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ и Минтрудом РФ.
3. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.
Таковы обязательные установки Правительства. Им же рекомендованы и должности работников и диапазон установления им разрядов по ЕТС.
Положительные следствия введения ЕТС нельзя недооценивать: возникает упорядоченность оплаты труда в межпрофессиональном
и межотраслевом масштабах; упрощается тарификация работ и должностей; возникает возможность оценить образование и опыт, а значит, стимулировать стремление к качественному росту квалификации рабочих; наполняется реальным содержанием понятие карьеры или служебного роста с соответствующим вознаграждением. Есть и другие достоинства ЕТС при ее грамотном применении.
В то же время порядок утверждения и применения ЕТС страдает рядом принципиальных недостатков.
Во-первых, размер тарифной ставки (оклада) первого разряда должен устанавливаться в Генеральном соглашении между Правительством и профсоюзами, а в отраслях - в отраслевых тарифных соглашениях.
Во-вторых, требуется более детальная дифференциация профессий и должностей с утверждением интервалов устанавливаемых разрядов оплаты труда по ЕТС в отраслевых тарифных соглашениях и в коллективных договорах крупных фирм.
В-третьих, недостаточно обоснованы тарифные коэффициенты дифференциации оплаты труда. Работники и профсоюзы должны бороться за нормальную тарифную систему оплаты труда на следующих основах:
1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливать пока на уровне бюджета прожиточного минимума, а в перспективе на уровне стоимости региональной потребительской корзины, согласованной в трехсторонних соглашениях. Тогда появляется объективная основа, уменьшаются возможности для произвола и волюнтаризма в программах так называемой финансовой стабилизации за счет работающих. Свобода действий работодателей и чиновников будет выражаться в согласовании самого состава потребительской корзины, ее постепенного качественного обновления и роста.
2. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС автоматически пересматривать в соответствии с индексом потребительских цен, включенных в состав корзины. Не надо ждать милости от власти. Уровень жизни и качество воспроизводства рабочей силы не должно зависеть от некомпетентности и политических амбиций депутатов и чиновников.
3. Необходимо установить размер тарифной ставки высшего разряда. Его объективной основой может быть утвержден бюджет достатка, в 6 раз превышающий, по нашим расчетам, бюджет прожиточного минимума.
4. Надо сохранить в ЕТС интервалы оценок сложности и квалификации работ, привести в соответствие с современными требованиями перечень профессий и должностей, стандарты качества при квалификационной и производственной аттестации работников.
Уровень заработной платы оценивается через сравнение с объективными пределами расходов на воспроизводство работоспособности, всего человеческого капитала.