14. Анализ рынков. Спрос, предложение и пути его повышения.
Цена на рынке складывается под воздействием спроса и предложения. Спрос предъявляют потребители, предложение осуществляют производители. Цена определяется в результате конкуренции между производителями и потребителями.
спрос показывает количество продукта, которое потребители купят по разным возможным ценам в течение определённого периода..
Кривая спроса имеет форму нисходящей по следующим причинам:
1) в условиях ограниченного дохода люди больше покупают товаров по низкой цене, которая увеличивает покупательную способность потребителя;
2) потребление подвержено действию закона убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше удовлетворения. Поэтому потребители будут покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения его цены.
Следует различать “изменение в величине спроса“ и “изменение в спросе“.
Изменение в величине спроса выражается перемещением вдоль кривой спроса DD от одной точки к другой, означающей комбинацию «цена-количество». Причина перемещения – изменение цены товара.
Изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса DD под воздействием неценовых факторов:
1) вкусы покупателей;
2) их доходы;
3) цены на товары-заменители;
4) число потребителей на рынке;
5) инфляционные ожидания.
Например, увеличение доходов потребителей способствует увеличению спроса и сдвигу кривой вправо. И наоборот, снижение доходов способствует уменьшению спроса и сдвигу кривой влево.
Рассмотрим второй элемент рыночного механизма - предложение, которое показывает, какие количества продукта будут предъявлены
к продаже по разным ценам (при неизменности всех других параметров) в течение определённого периода. Предложение выражает ряд альтернативных возможностей
Кривая предложения имеет форму восходящей линии по следующим причинам:
1) более высокая цена, по которой реализуется произведенная продукция, увеличивает выручку и прибыль, что стимулирует производителя расширять производство продукта;
2) производство подвержено действию закона убывающей предельной производительности, согласно которому увеличение производства какого-либо товара в условиях ограниченности ресурсов увеличивает издержки его производства, а значит, и его цену.
Так же как и при анализе закона спроса, следует различать
“изменение в величине предложения“ и “изменение в предложении “.
Изменение в предложении означает смещение кривой SS вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.
Неценовые факторы предложения:
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) ожидания изменения цен;
5) число продавцов на рынке