Современный этап или постиндустриальную эпоху связывают
с научно-технической революцией середины ХХ века. Для нее характерны:
- преобладание сферы услуг, где занято более 50-70% работников;
- наука рассматривается как непосредственная производительная сила;
- повышается значение информации в экономической жизни
общества, автоматизируется физический и умственный труд;
- повышается роль научных работников, высококвалифици-
рованных специалистов, растет управленческий аппарат;
- растет значение новых технологий, позволяющих бережнее
использовать ресурсы и повышать качество продукции;
- экономика стремится к удовлетворению растущих потребностей общества как материальных, так и духовных.
Человеческий капитал – это накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, общества.
Раскрывая качественное содержание и многообразие человеческого капитала, важно выделить следующие существенные моменты:
Человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности. Обособляться
и отчуждаться могут лишь продукты умственного и физического труда, а не способности к их созданию.
Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как определенный запас или потенциал, требующий сохранения и воспроизводства.
Формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18 - 25 лет и требует значительных затрат - 100 - 150 тыс. долларов США, 400 - 800 тыс. рублей в ценах 1998 года в России.
Инвестиции (вложения) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности
и способностей к саморазвитию.
Использование человеческого капитала, степень его отдачи (эффекта) во много зависит от свободного волеизъявления человека, его индивидуальных предпочтений и ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры, в том числе экономической культуры.
В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности.
В теории предлагаются разные подходы к выделению видов человеческого капитала. Для каждого конкретного человека, особенно для студентов, формирующих свою будущую профессию и жизненную судьбу, интересно понимание видов человеческого капитала, определяемых той группой знаний и способностей, которые нужно развивать. Приведем эту квалификацию с примерами тех видов экономической деятельности, где наглядно видна роль именно данных способностей.
Капитал здоровья. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности необходимы в каждой профессии. Здоровье становится фактором эффективного труда и бизнеса, тем самым превращаясь в капитал.
Трудовой капитал. Чем сложнее труд, тем более высоки требования к квалификации, навыкам и опыту. Интеллектуальный капитал. Интеллектуальный продукт обособляется от автора, патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, который определяет направления и формы экономического использования своей собственности. В интеллектуальном капитале наиболее выпукло, рельефно проявляются особенности и значение человеческого капитала в целом.
Организационно-предпринимательский капитал. Способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими секретами становятся незаменимыми в современной конкурентной экономике. Использование предпринимательских способностей в бизнесе и в управлении становится особым видом человеческого капитала.
Культурно-нравственный капитал. Врачи принимают клятву Гиппократа и обязуются сохранить врачебную тайну. Учителя самим характером своей работы обязаны выступать примером поведения и нравственности. Деловая этика и порядочность - абсолютные требования к работе банкиров, брокеров, экспертов, консультантов. Для них культурно-нравственный капитал необходим как условие репутации и чести фирмы, а значит доверия к ней и роста числа клиентов.