[247x340]
Несмотря на то, что наш корреспондент сказала о том, что Олег Даль не имеет актерских званий и наград, в памяти народной он до сих пор живет. И мы продолжим сюжет о Дале беседой с киноведом Натальей Галаджевой. Она познакомит нас с только что вышедшей книгой об Олеге Дале. Еще Михаил Казаков в свой книге с огромной любовью пишет об Олеге Дале, называя его «Далёнок».
ВЕДУЩИЙ: У меня, да и у многих, до сих пор остается открытым вопрос, – почему он так рано ушёл? Почему Даль так мало сыграл? Многое, что связано с этим человеком остается непонятным. Вы, Наташа, достаточно долго занимались изучением его творчества и жизни, поэтому у вас есть объяснение и ответ на поставленные вопросы?
ГОСТЬ: Выдающийся артист – всегда тайна и загадка. До конца разгадать её невозможно. На примере Дале – это тайна таланта, которая определяла буквально всё: и жизнь, и характер, и его творчество, и взаимоотношения с людьми и актерами.
ВЕДУЩИЙ: Утверждают, что Даль – человек настроения. Ненадежен. Как клеймо припечаталось к нему: пьет, потому что все ему дается. Пишут его же друзья. Водка его сгубила. Вспомнить хотя бы Того же Высоцкого – они топили в вине понимание Того, что происходит вокруг. Это оправдание, нет?
ГОСТЬ: Во - первых, они не нуждаются в нашем оправдании, поскольку люди они выдающиеся. Пил - то потому, что как раз давалось все трудно, а не легко. Чем талантливее, тем труднее. Олег всегда ощущал ответственность. Елизавета Алексеевна Даль, жена Олега, всем рассказывает о том, как стопки сценариев укладывались в туалете, потому что играть в предполагаемых ролях Олег не мог просто физически. Он точно знал, что он может, а что не может сотворить на сцене или на экране. Врать и фальшивить он не умел, особенно в то время.
ВЕДУЩИЙ: А что за история, когда он долгое время репетировал спектакль, а потом вдруг ушел со сцены, никому ничего не сказав.
ГОСТЬ: Это был спектакль «Медная бабушка». Ему не нравилось то, что хотели создать авторы. В своих дневниках он ничего не написал об этом. Еще я хочу вам преподнести книгу, посвященную 60 - летию Олега Даля, и выпущенную издательством ЭКСМО. Это третье, значительно переработанное издание стихов, песен, и воспоминаний Даля и о нем самом.
ВЕДУЩИЙ: Олег Даль был счастлив в личной жизни?
ГОСТЬ: Любил дом. Любил свою квартиру, которую удалось получить каким - то сложным обменом на Смоленском бульваре. Олег был счастлив, наблюдая за Москвой с 17 этажа. Он для этого купил бинокль и рассматривал город сверху.
ВЕДУЩИЙ: Женщины, любовь, работа, что доставляло ему большее наслаждение?
ГОСТЬ: Работа, работа. В первом издании этой книжки был напечатан дневник Даля, в котором нет ничего личного, а только посвящено работе и тому, что происходит внутри самого актера.
ВЕДУЩИЙ: Можно ли сравнить Даля с кем - то?
ГОСТЬ: У меня иногда возникало ощущение, что они вместе с Высоцким не из своей среды вышли. Словно из воздуха соткались, пожили, и вновь ушли в воздух.
ВЕДУЩИЙ: За каждым неординарным человеком тянется шлейф мифов. Какой из них за Олегом Далем идет?
ГОСТЬ: Вот как раз миф – алкоголика. Это бред, пошлость, неправда. Пытаюсь объяснить людям, что те, кто рано ушел, это люди внутри которых все горело, у которых высокое напряжение, и надо было расслабляться хоть иногда. И в том обществе каждый хватался за свое. Олег хватался иногда за выпивку. Это самый стойкий миф о его алкоголизме. Но за двадцать лет работы на сцене им сделано много. По качеству очень высокому. Надо еще учитывать и состояние драматургии в те времена, оно ужасно. И, к сожалению, продолжает оставаться таковым. С моей точки зрения, Олега это мучило. Он писал в дневниках, что опять остаюсь со своими мертвецами, и перечисляет – Пушкин, Лермонтов, Чехов, Достоевский и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Нет Даля уже 20 лет! Целое поколение выросло. В чем притягательная сила ролей Даля?
ГОСТЬ: Полная непохожесть ни на кого. И отсутствие фальши во всех своих ролях.
ВЕДУЩИЙ: У него была любимая роль?
ГОСТЬ: Нет, но как он сам говорил, любимая та, над которой сейчас работаю. Но все соки вытянула роль Зилова в «Утиной охоте» Вампилова, а также роль шута в «Короле Лире».