"Вечерняя Алма-Ата", 10.08.1992
— Анатолий Иванович, давайте повспоминаем, как вам жилось в застойные годы, когда репертуар ТЮЗа составляли в основном либо “пионерские зорьки”, либо классика из обязательной программы (Фонвизин, Островский). Могли ли вы предположить, что когда-нибудь будет Мышлаевский, Стрельников?
— Что вы, нет, конечно! Я до сих пор толком еще не осознал, что разрешен Булгаков, Пастернак... Тогда нас терзали совсем другие проблемы. Труппа три года маялась без художественного руководителя (это после ухода из ТЮЗа Р. С. Андриасяна). Отсутствие хозяина сказалось и на репертуарной политике, и на художественном уровне постановок. Мы очень любили своего режиссера (Андриасяна – А. Г.), и я знаю, что он несколько раз отказывался от повышения. Но коли партия сказала “надо”... В принципе даже в то лихолетье актеры не сидели без дела — что-то репетировали, где-то выступали, но вот что и где — убейте, не помню. Приходят, знаете, на ум всякие противные воспоминания... Как-то специально прислали из Москвы одну знаменитую постановщицу (режиссером ее назвать язык не поворачивается) ваять “датский” спектакль к юбилею прославившейся в войну казахской героини. Шибко боевитая была барышня: на каждого актера заводила личное дело, анкету. Крови и нервов попила изрядно, а спектакль не пошел! Режиссерши и след простыл, даже не попрощалась. А сколько железа угрохали на, в общем-то, благородное дело, на немецкие каски да пулеметы, сколько денег выкинули на обмундирование! Сегодня, слава Богу, такой фокус не пройдет. Наконец-то мы освободились от гнета Минкульта и получили “вольную”.
— Я вспоминаю три очень хороших, на мой взгляд, спектакля — “Следствие”, “Три часа на сочинение” и “Ночная повесть”. Все они как бы связаны одной ниточкой — этакая комсомольско-романтическая троица. Вам, извините, не стыдно?
— За участие в этих спектаклях? Отнюдь!
— Слава Богу! Я наблюдаю, что у некоторых актеров спустя годы развивается комплекс покаянного стыда. Дескать, лучше бы я Зайку-Зазнайку выплясывал, чем Павлика Морозова играл. Не кажется ли вам, что ТЮЗ, отказавшись от такого рода постановок, в чем-то проиграл?
– Не думаю, что мы целенаправленно поставили точку на романтической драматургии для подростков. Возьмите “Речку” – ее героям по 17 лет. А все эти спектакли ушли в историю по разным причинам. Но когда мы последний раз играли “Следствие”, то десятикласснику Боброву (то есть мне) на самом деле было... 25. Интересно, что зрители не комплексовали, хотя я последнее время ужасно нервничал. Чувствовал, что начинаю врать. То же самое происходит сегодня со “Скапеном”. Честно признаться, он мне надоел до чёртиков!
— Я заметил...
— Не может быть! Просто мой герой Сильвестер по жизни такой мрачноватый, все шишки валятся ему на голову. Но “Скапен” — это еще не самое страшное. А вот от “Леопольда” меня скоро кондрашка хватит. В Уфе на гастролях 33 раза пришлось цеплять хвост. Сережка Воронцов — мой напарник — приспособился выходить на сцену без хвоста, ему легче. Я не могу — нарушается как бы правда жизни. Понимаете, как бы скверно порой не было у меня на душе, ч просто не смею обмануть ожидание ребенка! Они ведь так любят этого героя и эту сказку, после каждого представления за кулисы движутся делегации с булочками, конфетами, шариками... В такие минуты особенно ясно понимаешь: зарплата будет всегда, но такое счастье возможно только в нашей профессии.
— Были ли случаи, когда вы отказывались от предложенной режиссером роли?
— Нет. Я даже могу с уверенностью сказать, что за всю историю существования ТЮЗа такие прецеденты случались разве что пару раз. Что значит “отказаться”? Поступить так — равносильно признанию в творческой несостоятельности, в непрофессионализме. Понятно, что важно учитывать индивидуальные особенности, амплуа. Но ведь режиссер-то не слепой! Напротив, приветствуется, когда актер сам подает творческую заявку. Так было с Сашей Измайловым, когда ему показалось, что в “Плутнях Скапена” он готов играть главную роль.
— Ну, а если ваша роль — как камень на шее? Если играете ее без вдохновения, тогда как?
— Я не имею права выходить на сцену без вдохновения! Вам я могу признаться, что есть одна роль (главная, заметьте), которая абсолютно “не греет”. Это Али-Баба в одноименном спектакле. Очень радуюсь, когда играет второй состав: можно немножко отдохнуть от этой скучной обязанности.
— Но есть и противоположность ей, не правда ли? “Федот-стрелец”, например, не просто главная роль. Это ваш бенефис, ваш конек-горбунок. Правда, мне всегда почему-то казалось, что вам лучше бы играть царя—там больше возможности раскрыться. Или я не прав?
— Хм-м... и вы туда же?! Удивительно, насколько ваш вопрос созвучен моему настроению. В этой замечательной сказке я мечтаю сыграть всю живность, вплоть до Бабы-Яги.
— Кстати, как родилась задумка поставить “Федота”? Говорят, вас благословил сам Филатов.
— Действительно, это так. Замысел возник случайно: кто-то принес на репетицию журнал “Юность”. Не помню, что мы тогда готовили. Смотрю, Алик Беспальченко сидит в уголке и давится от смеха. Подбежали, почитали... Через минуту уже хохотала вся труппа. В общем, это был беспроигрышный вариант. Афористичный язык, искрометный юмор. Одессит Вадим Туманов первым в стране поставил “Федота” в алматинском ТЮЗе. Жаль, Филатов не смог приехать на премьеру, но он постоянно держал с театром связь, прислал полный вариант сказки, а в день премьеры — поздравительную телеграмму...
— А из последних работ в «Живаго» и «Белом кресте» (Стрельников и Мышлаевский) какая вам ближе и интереснее?
— Честно говоря, все три. Включая “Эскориал”
— Но это очень мрачный, такой форсированный образ…
— Ну не скажите! Эти великолепная гимнастика для ума, души и тела. Мы этот спектакль безумно любим. Дело в том, что я вообще отдаю предпочтение Новой сцене. Зритель рядом, чувствуешь его дыхание — и уже слышишь настрой в зале. Здесь просто невозможно соврать, важно выдерживать полутона, как в игре на скрипке. Обратите внимание на парадокс: категорический неуспех романа Пастернака в нынешнее время и теплое признание инсценировки ТЮЗа — что это?
— Эдуард Лимонов называл “Доктора Живаго” патриархальным, старообрядческим романом...
— Да, но спектакль идет четыре с лишним часа, а зрители почему-то не засыпают! Моя роль в “Докторе Живаго” эпизодическая, но в ней есть один кульминационный момент—со свечой, помните? Мы с Горшковым по обе стороны с протянутыми руками, и одна свеча на двоих, И мой горестный всхлип: “А что вы для этого сделали?”
— «Белый крест» вы с каждым разом играете все рассеяннее...
— Лично для меня “Белый крест» — этапный спектакль. Я до такой степени его люблю, что начинаю готовиться за 2–3 дня. Последний раз в зале творилось что-то ужасное, подобрался какой-то пустоцвет (видимо, коллективный поход какого-то ПТУ). Все первое действие в партере бубнили три умника, я не выдержал и в перерыве подошел к ним; «Пацаны, шли бы вы домой!». Думал, поймут...
— Критики ставят вам в вину отсутствие «голубой крови». Мол, все это суррогат, и лишь Тальберг — подобие “белой кости”. Что вы об этом думаете?
— Думаю, это вкусовщина. Интересно, где он, этот критик, видел настоящих белых офицеров? Да там же где и мы— в книгах и кинофильмах. В конце-то концов, сколько можно “улучшать” Булгакова? Да пил Витька Мышлаевский, порой напивался, как сапожник! Я ведь не с потолка эту деталь беру! Время штабс-капитанов и гардемаринов прошло, сегодня их можно воссоздать лишь в своем воображении.
— Вопрос щекотливый, но задать его необходимо. Кому-то сегодня на руку раздувать искусственные конфликты в ТЮЗе. Вот, говорят, будто бегут актеры из театра — в “немытую Россию”, в Душанбе... Андрюша Григорьев до сих пор пишет мне, что скучает по театру, по режиссеру, которого считает большим мастером, а прошло уже почти два года после его отъезда в Ленинград. Я другого не могу понять. Почему, когда выступают по КТК какие-то безумные монтировщики и нападают на главрежа — труппа молчит? Почему после выхода оскорбительной статьи искусствоведа Громовой Преображенский публично (!) на страницах “Вечерки” благодарит автора за урок? Я не верю, что это позиция всего коллектива.
— С монтировщиками судиться — самим замараться, это их личные с Борисом Николаевичем дела. Что же касается статьи Громовой — мы ее обсудили в коллективе. Интересные, конечно, вещи происходят в нашей стране! Человек, который не удосужился посмотреть ни одного из раскритикованных им спектаклей, позволяет себе “свое суждение иметь”! Вообще-то я к любой критике отношусь с пониманием, без эмоций, амбиций. Присутствует, естественно, момент боли за себя, но я же понимаю, что не все в нашей работе гладко. Критика нужна актеру, ибо это всегда свежий глаз. Еще Диордиев учил: подойди после спектакля к уборщице и спроси: “Тетя Клава, понравилось вам?” Никто лучше этой тети Клавы не укажет тебе на ошибки.
— А вас не тянет в серьезные “академические” театры?
— Представьте, нет, Люблю ТЮЗ! Приглашали и Омский театр, и московские, ленинградские... Только я никогда не уйду из ТЮЗа! Вот и Туманов считает, что у нас далеко не плохой театр.
— Вы — ведущий актер, окончивший АГТХИ, и рядом прекрасный актер, тоже “звезда”— Игорь Горшков. у которого все образование — культпросвет... Вас не коробит?
— Ну что вы! Игорь — удивительный актер. Мне очень приятно с ним работать. Бывает, актер с образованием, опытом, регалиями, а глаз пустой. Еще при этом пытается хохмить. Был у нас один такой, после каждого спектакля рассказывал, кто кого и как “приколол”. Для театра такие типы — бич.
– Вы в лучших театральных традициях (Высоцкий, Золотухин, тот же Филатов) сочиняете песни для спектаклей. А книгу издать не пытались?
— Я сочиняю с института. Очень люблю Высоцкого, знаю почти весь его репертуар и никогда не расстаюсь с гитарой. Для спектакля “Святой и грешный” в свое время написал 14 песен и попытался все их включить в спектакль, чем, помнится, очень удивил режиссера Андриасяна. Только книгу стихов я никогда не выпущу. Плохо делать не хочется, а хорошо — извините, уровень не тот. Для друзей, для «междусобойчиков» — пожалуйста.
— Анатолий Иванович, поделитесь, пожалуйста, самым счастливым мигом в вашей жизни.
— Это рождение дочки. Я чувствую, что Толя Марковский самый счастливый в мире отец! Если же говорить о творчестве — это все-таки ТЮЗ. Новая сцена. Там останется моя душа и после смерти.
Анатолий Марковский умер в 2000 году…
@ Алексей Гостев