• Авторизация


Культпросвет по мотивам путешествия. Часть 7. Развлечения. 03-08-2013 18:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - Закат Рима начался с замены театра греческой трагедии цирком

Любителей заламывать руки над падением современных нравов, вероятно, разочаровал бы Рим времен Империи. Ведь внезапно оказалось бы, что нравы у нас не такие уж и пропащие, и молодежь, хоть и сплошь наркоманы с проститутками, но явно не хуже римских юнцов. Воспользуемся описанием Аммиана Марцеллина, изобразившего римскую действительность около 380 года н. э. Вот что он писал про римский народ – он всего лишь «куча лодырей, бездельников», которая «погрязла в неисправимой лени». «Пить и играть, ходить на зрелища и в кабаки, предаваться пьянству и проституции – вот вся жизнь этих людей. Для них большой цирк является храмом, очагом, центром собраний, совокупностью надежды и обещаний». Едва занимается день конных состязаний, «они выказывают чудеса скорости, опережая даже колесницы, выставленные на соревнования».




Что же это за цирк? Большой цирк (Circus Maximus), предназначенный для бегов, является самым старым памятником архитектуры развлечений. Его строительство датируется V веком до н. э., но в то время он лишь отдаленно напоминал цирк. Он был реконструирован после пожара при Цезаре и мог вмещать 150 тысяч человек. Нерон расширил его еще больше, и его вместимость достигла 250 тысяч человек (!!!). Скачки на колесницах, то есть игры в цирке, являются самыми древними игровыми соревнованиями. Долгое время публика отдавала им предпочтение.


Там, где теперь растет кипарис, раньше стоял поворотный столб, там колесницы разворачивались


За цирком – развалины дворца на Палатине. Император Север мог смотреть на скачки, не выходя из дому


Колесницы, чаще всего запряженные двойкой или четверкой лошадей, принадлежали четырем разным партиям, представленным каждая своим цветом: зеленым, красным, синим и белым. Каждый из этих цветов символизировал время года, природный элемент и божество. Детали этой символики не столь важны; гораздо важнее знать, что каждый цвет также соответствовал социальному классу; например, зеленый являлся цветом народа.

Пока колесницы соревнуются за обладание пальмовой ветвью, с трибун несутся крики: один подбадривает своего фаворита, другой осыпает ругательствами возничего, не показавшего себя должным образом. Каждый помнит о заключенном пари и о том, что в конце гонок потеряет все или внезапно станет богатым. Силий Италик пишет, что крики толпы напоминают «завывания разъяренного моря». Не успеет закончиться одна гонка, как народ требует громкими криками начинать следующую. В один день бывало до 25 гонок, что вынуждало людей проводить в цирке от четырнадцати до пятнадцати часов подряд. А какие страсти там накалялись – вот например, до нас дошло проклятие, призыв к подземных богам выкрутить руки и ноги колесничим из команды противника!


Или, для разнообразия, просят медленной и мучительной смерти. Вишь, сколько записочек до нашего времени дошло – популярными были бега

Цирк являлся и местом выступления борцов. Август запретил женщинам смотреть на эти соревнования, так как борцы выступали обнаженными, натертые маслом (для придания эластичности мышцам), воском (чтобы закупорить поры и помешать потоотделению) и пеплом из Пуццолы или мельчайшей нильской пылью, делавшей тело скользким. Иногда император предлагал восторженным зрителям настоящие бои пехотинцев и кавалерии, а также бои слонов против башен, в которых помещалось до шестидесяти воинов. Никто не хотел пропустить подобные развлечения, а когда зрелища в цирке длились несколько дней, многие предпочитали заночевать там, лишь бы не потерять свое место!
Бедняки умели пользоваться своим правом на удовольствие. Народ, обычно бессильный перед политической властью, без всякой снисходительности освистывал устроителя игр в случае какого-либо промаха, даже если это был сам император, и мог вынудить его покинуть цирк.

Но была у Цирка еще одна особенность. Вокруг него, прямо в арках предлагали себя проститутки, по большей части – эмигрантки из Сирии. «Мигранты» в то время были подлинной проблемой (кто-то тут еще считает, что проблемы нашего времени хоть в чем-то уникальны?). Ювенал заявляет, что они буквально заполонили город и что сирийская река Оронт уже давно впадает в Тибр, "принося с собой язык и обычаи, флейтистов, косые струны, экзотические барабаны и девушек, вынужденных заниматься проституцией в окрестностях цирка".
Как сегодня чаще, чем в других местах, мигрантов и иностранцев можно встретить на вокзале, так и в то время подобным местом был район вокруг Аппиевой и Остийской дорог. Через эти дороги попадали в город все чужестранцы, прибывавшие из Восточного Средиземноморья и из Африки: они высаживались с судов в портах Брундизия, Путеол и Остии, а затем пешком добирались до столицы.


Ворота Рима около Аппиевой дороги – в прошлом место кучкования «понаехавших»


А чтоб их не поналезло чересчур много, Рим отгородился прочной стеной.

Конечно, прибытие всех этих чужаков (среди которых были и римские граждане, привлеченные возможностями большого города), влекло за собой увеличение арендной платы, которая, как мы уже говорили, в четыре раза превышала средние показатели по Италии. Результатом этого был бурный рост нелегального строительства; как грибы вырастали огромные "бараки", выстроенные наспех и небрежно из бросовых материалов. Следствием этого были частые падения домов.


Но вернемся к другим развлечениям. Театр, возможно, был наименее любим римлянами, хотя имел относительно древние традиции. Праздники давали повод развлечься, поэтому предпочтение отдавалось различным комедиям по образу и подобию греческих, например комедиям Плавта и Теренция или народным фарсам, имеющим корни в сельской местности. Бывало, что какое-нибудь более соблазнительное зрелище побуждало зрителей оставлять театр прямо посреди представления. Подобный случай произошел во время первого представления «Свекрови» Теренция, и автору пришлось показывать свою пьесу снова при другом более удобном случае. Зрители невежественны, глупы и готовы надавать затрещин, если им что-нибудь не по нраву. Прямо посреди красивых стихов они требуют медвежьей забавы или кулачных боев – таковы излюбленные зрелища плебса. Да и всадники не слушают больше тексты, предпочитая более легкие развлечения. Фактически, театр, как искусство, был мертв.


Театр Марцелла, строительство (вернее, расчистку территории) начал еще Цезарь, но завершил театр уже Август и назвал его в честь своего племянника.

В 19 году н. э. всем членам фамилий ранга сенаторов и всадников запрещалось «появляться на сцене театра», «подписывать контракт на сражение с дикими зверями, участие в гладиаторских боях или деятельность того же рода». То же определение запрещало любой девице младше двадцати лет или молодому человеку младше двадцати пяти лет «наниматься гладиатором, появляться на арене, на сцене театра или заниматься проституцией не за плату». Такое впечатление, что люди из высшего общества и вся молодежь без исключения дошли до того, что получали наслаждение лишь в сильных и часто постыдных ощущениях. Но как могли соблюдаться эти законы, когда их нарушали сами императоры. Нерон, как известно, заставлял слушать свое пение – судя по всему, не слишком приятное, поскольку он запрещал во время своего выступления покидать театр под угрозой репрессий.
Тем более удивительна была страсть некоторых матрон из добропорядочных фамилий к актерам. И что сказать, если даже супруга императора Домициана публично показывалась с актером Парисом? Императору пришлось отвергнуть жену и осудить Париса на смерть. Ради справедливости отметим, что женщины не были одиноки в увлечении актерами и что молодые люди и взрослые мужчины также влюблялись в них. Например, Нерон и Элагабал, не стесняясь, появлялись со своими дружками на публике.

А где же можно было узнать о предстоящих боях, гонках или театральных представлениях? Конечно же, на форуме. Соответствующие объявления писались просто краской на стенах.
Поскольку республиканский форум превратился просто в сильно застроенную парадную площадь, его пришлось расширить. Сначала этим занялся Цезарь, потом к форуму Цезаря присоединили новый форум Августа (с храмом Марса Мстителя).


Форум Августа

К ним позднее добавились форумы Веспасиана (или Мира), Домициана, Нервы


Остатки храма Минервы на форуме Нервы

И, наконец, форум Траяна. Чтобы построить его, пришлось «сдвинуть горы», практически в буквальном смысле – рабочие срыли перемычку между холмами Квириналом и Капитолием. Если бы мы могли перенестись во времени, зрелище нас ожидало бы захватывающее. Первой взору открывается длинная, выгнутая дугой стена с триумфальной аркой посредине, которую венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей. За аркой перед нами во всем своем великолепии открывается громадная, размерами 300 на 190 метров, площадь форума, вымощенного большими белыми и цветными мраморными плитами.


Мраморные плиты

В центре площади возвышается конная статуя Траяна из позолоченной бронзы. Обогнув ее, направимся к монументальной постройке в глубине площади. расположилось сравнимое колоссальное сооружение — базилика Ульпия. Заметьте, в отличие от других форумов, тут стоит не храм, а гражданское здание. И какое!
Тут все масштабно, величественно, все блистает золотом


Теперь-то уже не блистает, но все равно, оценить можно

По сторонам Траянова форума стояли две библиотеки, латинская и греческая, ради которых пришлось выбить ниши в скале. Между библиотеками стояла монументальная колонна Траяна. вершину ее венчает фигура Траяна из позолоченной бронзы (совершенно некстати замененная в эпоху Возрождения на статую святого Петра). Колонна выполнена из девятнадцати цилиндрических блоков каррарского мрамора, поставленных один на другой, весом тридцать две тонны каждый! Внутри колонна полая, в ней устроена винтовая лестница.

Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (это племена на територии нынешней Румынии).



Похожая колонна (лишь меньшего размера) была и у Марка Аврелия.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
занимательно! да, нравы не меняются, все возвращается на круги своя)
cherez_dorogu 03-08-2013-20:22 удалить
Ответ на комментарий Екатерина_Гниденко # Екатерина_Гниденко, да уж, мы ничего изобрели - если не считать технического прогресса :)
yesmish 04-08-2013-00:14 удалить
cherez_dorogu, правда же, что в те времена к геям относились весьма лояльно, примерно как сейчас в США, а вот в это межвременье они были гонимы?
cherez_dorogu 04-08-2013-11:05 удалить
Ответ на комментарий yesmish # yesmish, не совсем.
Во-первых, мы говорим не о "чистых" гомосексуалистах, а о бисексуалах. У любого римлянина всегда была жена и куча детей. И еще, скорее всего, пару красивых рабынь.
Во-вторых, в Риме никогда гомосексуальные отношения не были так распространены, как в Греции. Если два римлянина вдруг решали, что они друг друга любят чересчур сильно, то наказание было одно - смерть обоим. :)
Но если уж захотелось попробовать нетрадиционных отношений, то в качестве партнера можно выбрать только неримлянина - чаще всего раба (или проститута). Римлянин никогда не может исполнять пассивную роль, вот в чем штука. А вот мальчики рабы - другое дело. Подобная роль подходит только существу низшего ранга. Сенека: пассивность "является преступлением у человека свободного рождения; для раба это его обязанность; для вольноотпущенника это любезность, его моральный долг по отношению к своему патрону"
То есть, римский гражданин не покрывает себя позором, исполняя активную роль, а раб не покрывает себя позором, служа хозяину. Но никогда и ни в коем случае - наоборот.
yesmish 04-08-2013-11:28 удалить
cherez_dorogu, слушаю я твои лекции про Рим и понимаю, что когда буду в Италии мне вряд ли понравится ходить по развалинам. Правда неожиданное заявление и можно даже решить, что обидное для тебя? Но это не так. Я всегда в поездках не очень любил музеи, мне становилось быстро скучно и я понимал, что через полгода я все это забуду и зачем тратить на это время. А эти развалины это же музей под открытым небом. Надо искренне любить историю и знать ее, чтобы получать наслаждение днями ходя по этим развалинам. Или... чтобы рядом был человек, который тебе это все интересно преподносит. Вот, как ты, например. А так как тебя скорее всего не будет рядом в то время, когда там буду я, то я и решил что скорее всего мне не понравится.
Вот бродить по улочкам смотреть на дома, на людей (особенно местных), на природу мне понравится.

cherez_dorogu 04-08-2013-11:33 удалить
Ответ на комментарий yesmish # yesmish, каждому свое :)
А я всегда вспоминаю фильм "Как царь Петр арапа женил". И как Петр гонял всех тех, кто строил корабли, называя их халтурщиками и лентяями :) Ничего не изменилось)
cherez_dorogu 08-08-2013-08:29 удалить
Ответ на комментарий Простыми_словами # О_моем_мире, люди всегда одинаковы, но каждому поколению ведь так хочется быть в чем-то уникальным. Хотя бы в пороках )))
yesmish 08-08-2013-09:43 удалить
Ответ на комментарий cherez_dorogu # cherez_dorogu, а где следующие лекции. Студенты уже пришли, а препод молчит
cherez_dorogu 09-08-2013-10:10 удалить
Ответ на комментарий yesmish # yesmish, пусть пока студенты повторяют пройденное ))
yesmish 09-08-2013-10:54 удалить
Ответ на комментарий cherez_dorogu # cherez_dorogu, студенты сдали и забыли )
Тезис власти о: хлебе и зрелищ, актуален через века.
Получается, что способ манипулирования охлосом (плебосом) и удержания его под контролем - универсален.
Наши власти: не строят дорог, не развивают инфраструктуру, не заботятся о фундаментальной науке, образовании, культуре. НО!
Щедрой рукой выделяют (и не следят за колоссальными хищениями) средства на Универсиаду(беспрецедентный бюджет), Сочинскую олимпиаду (беспрецедентный бюджет), футбольный мундиаль и т.д. и т.п.
Ещё одна мысль6
Вот, глядя на эти руины, как важно уметь представить... Сидя на краю того Римского ипподрома, я как-то зажмурился и... явственно услышал рёв толпы в полуденный зной, храп лошадей, пыль из-под копыт и отчаянные крики болельщиков. Про сирийских проституток, увы не знал..., а то бы...тоже.
Очень важно, когда показываешь кому-либо из знакомых такие места, сказать: "Представте..." и... далее по твоему тексту. Очень подходит.
cherez_dorogu 09-08-2013-14:32 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, совершенно верно! Народ надо развлекать и отвлекать - и тогда с ним можно творить, что угодно.
А мы когда сидели в большом цирке, сплетничали о Цезаре - представили будто обмениваемся новостями. О вывезенной из храма казне, о Сервилии, и так далее. Тоже весьма атмосферно получилось. Вообще, в Риме людям с хорошей фантазией - раздолье )


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Культпросвет по мотивам путешествия. Часть 7. Развлечения. | cherez_dorogu - Vita Brevis | Лента друзей cherez_dorogu / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»