Настроение сейчас - Если чешется нос, то это к выпивке, если чешется ладонь, то это к деньгам, а если чешется всё тело, то это к бане.Вот уж дней пять не случались в семье культурные вечера и родственники расслабились, заблажили под влиянием вкусной еды, теплых летних вечеров и прочих отпускных удовольствий. Поэтому мое появление в парадной столе с диапроектором подмышкой породило немую сцену из «Ревизора». Но даже самые стеснительные были извлечены из-за шкафов, где они пытались спрятаться от неумолимого прожектора культуры, и усажены за стол.
Что ж, дорогие мои (в буквальном смысле) родственники, а перенесемся-ка с вами (к сожалению, мысленно) во времена расцвета Империи. Вам это время показалось бы близким и привычным по духу, я бы сказала, даже очень желанным – ведь в это время народ пребывает в праздности, не интересуется больше войной, поскольку армия стала профессиональной, а из завоеванных стран в Рим потоком хлынули богатства, позволяющие жить без малейших усилий. Производя мало, потребляя много, Рим превратился в огромный город-паразит (нет, я не намекаю на присутствующих, хотя и могла бы), предающийся самым разнузданным наслаждениям. Римский плебс – в основном, составляют люди без определенных занятий, фланирующий по Риму туда-сюда. Толпа требует хлеба и зрелищ. Парады, грандиозные постановки, похороны людей и животных являются повседневными развлечениями публики. Но самый приятный момент дня наступал, когда римлянин отправлялся в термы – эту «виллу для бедных». Термы – это воплощенное наслаждение Великого Рима.
Знаете, как появились первые термы? На морском побережье неподалеку от Везувия быо несколько термальных источников. Их пары, имевшие на выходе температуру 6о градусов, направляли по трубам в маленькие комнатки, куда люди ходили, чтобы попариться и пропотеть (их так и называли "потелками"). Римляне, как и многие адепты современной нетрадиционной медицины, считали, что вместе с потом из тела изгоняются всяческие шлаки. Богатый и предприимчивый римский гражданин Гай Сергий Ората понял, что природу можно улучшить, устроив подземные топки и пустив тепло под полом и внутри стен. Теперь, чтобы попариться, больше не было нужды переться к Везувию — подходило любое место. Так родились термы.
Во II же веке до н. э. появляются публичные бани, доступные и для мужчин, и для женщин. Они работали в рыночные дни, и плата за вход была весьма умеренной – всего четверть асса. Однако к хорошему привыкаешь быстро, бани начинают расти, как грибы. Появляется привычка ходить в бани ежедневно, и Агриппа делает их бесплатными (для римских граждан, естественно, не пускать же в бани всякую приезжую шушеру) и преобразует в термы. В 33 году до н. э. в Риме насчитывалось 70 бань, а два века спустя их число превысило 950. Любопытно, что богачи, хоть и имеют собственные домашние бани, посещают термы чуть ли не чаще других, и понятно почему: здесь назначаются встречи, здесь устраиваются сделки, здесь можно показаться на людях со свитой клиентов. Это одно из ключевых мест общества, светская тусовка, где вероятность быть увиденным и замеченным выше, чем где-либо еще. Энергия и ресурсы, потраченные на возведение и украшение терм, не имеют себе равных среди современных общественных зданий. Тогда стандартами были величие, красота и комфорт, а не бюджеты и калькуляции, как сегодня
Сегодня путешественник может посетить термы Каракаллы, раскинувшиеся на 11 гектарах, и термы Диоклетиана, занимающие 13 гектаров. Термы эти возводили императоры как подарок народу. Они обошлись им в целое состояние, были вопиюще роскошны – и абсолютно бесплатны. Термы Диоклетиана больше, зато творение Каракаллы сохранилось лучше, да еще и считались в свое время одним из «чудес Рима», поэтому именно на их примере поговорим о том, как приятно было в римской баньке.
Итак, уже восьмой час (примерно два часа дня по нынешнему исчислению), в Риме звонит колокол, который возвещает об открытии терм. Идем к главному входу по аллее, обсаженной кипарисами.
Оставив в
аподитерии (раздевалке) одежду под присмотром маленького раба (поскольку процветало воровство), гражданин, входил внутрь.
Перед ним появлялось огромное водное пространство. Это
natatio громадный бассейн глубиной один метр. Словно залили водой целую площадь. Многие люди пользуются этим местом просто, чтобы расслабиться, поболтать с друзьями, окунуться в прохладную воду в жаркий день. Действительно, мы видим в воде беседующих между собой людей, другие сидят у основания колонн или на бортике
natatio, опустив ноги в воду. В воде кто-то брызгается, кто-то играет в догонялки, тут есть родители с детьми, патриции в кругу рабов и клиентов, занятые какими-то разговорами… Никто, не плавает. Неужели?.. Так и есть: в античном Риме почти никто не умеет плавать. Плавание не существует ни как спортивная, ни как образовательная дисциплина. Лишь те, кому приходится иметь дело с морем, реками или озерами, умеют держаться на воде. Причем каждый делает это по-своему.
вот это углубление справа - и есть бывший бассейн
В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте.
Немного осталось от прежней роскоши
Привыкнув к жаре в среднем зале –
терпидарии, можно наконец перейти в другие парильни –
кальдарии. Этот зал круглый. Как лепестки вокруг цветка расположились вокруг круглого бассейна ванны с горячей водой. Вдоль стены тянутся ниши с мраморными ложами. Но самое замечательное — распростершийся над залом купол. Полушарие купола было разбито на глубокие квадратные кессоны, которые уменьшались снизу вверх. От этого сферический купол вытягивался и казался яйцевидным. Внутри кессонов поблескивали позолоченные бронзовые розетки. Они похожи на крупные звезды и придают куполу еще большую легкость. Пары уходили через круглое отверстие в центре купола, это же отверстие служило и окном, через которое опускался вниз столб света.
Дааа, фантазию приходится напрягать
Гражданин окунался здесь в горячую ванну, где смывал пот и скреб тело при помощи скребницы – разновидности скребка из рога, слоновой кости или какого-то драгоценного металла, изогнутого как ложка, форма которой прекрасно подходила к выпуклым частям тела. Эту операцию сложно было выполнить в одиночку, и бедняки, которые не могли воспользоваться услугами раба, терлись у стены. Рассказывают, что император Адриан увидел однажды, как ветеран армии трется подобным образом около стены, и спросил, зачем он это делает. Узнав, что он не может оплатить услуги раба, император тут же снабдил его деньгами. На следующий день множество стариков принялись тереться о стены, едва появился император, но тот просто посоветовал им помогать друг другу.
Помещением еще горячее,
лакоником, пользовались в основном больные. В узких проходах регулярно появляются еле живые мужчины и женщины, которые усаживаются на лавки, чтобы прийти в себя.
Лаконик - настоящая сауна с горячим и сухим паром.
После горячей ванны приходит время ванны холодной, охлаждающей плоть, –
фригидария. Женщинам не рекомендуется посещать эти холодные помещения, испытывая на себе столь резкий перепад температур, что, кстати, и вправду уберегало их от некоторых болезней.
Тот, у кого были средства, мог заказать массаж – иногда до, иногда после холодной ванны, а самые бедные довольствовались простым растиранием. Клиент растягивался на ложе, и массажист (часто мальчик или евнух) разминал ему мышцы. Растирания могли занимать много времени и сопровождались эпиляцией подмышек, проводившейся с помощью специальных маленьких пинцетов и мазей. Затем использовался крем, приготовленный из топленого сала и белой черемицы, предотвращающий зуд. Наконец тело умащали ароматными маслами и растирали подогретой шерстяной или льняной тканью.
Кстати, на счет эпиляции, чтобы вы не думали, что принципы, пропагандируемые журналом «Космополитен», это порождение нашего века - римской культуре забота о теле играет значительную роль. Использование восковых полосок на натуральных основах, к примеру, было весьма распространено, в том числе и у мужчин. Для многих мужчин важной проблемой становится забота о своей шевелюре. Когда волосы седели, многие подкрашивали их черным. А появление лысины — для некоторых подлинная трагедия. Решения могут быть разные. Начинают с зачесов, которыми прикрывают проплешины: Юлий Цезарь, например, зачесывал волосы вперед, чтобы скрыть заметные залысины. Если голова покрыта лишь редким пушком, многие красят кожу головы сажей — издалека выглядит как темная шевелюра. А когда от волос на голове уже и следа не остается, упорствующие прибегают к парикам и накладкам разных цветов. Конечно же, и в то время в избытке предлагаются и применяются "чудодейственные" снадобья для восстановления волос. Как и в любую эпоху — результата не дающие.
Все эти массажно-эпиляционные операции проходили в расслабленной и часто чувственной атмосфере. Ну, еще бы – представьте, что рядом с вами разминают какую-нибудь полуголую даму. После, забрав свои туники и тоги у гардеробщика (если те не были украдены или заменены на дешевые изношенные одежды каким-нибудь сообразительным вором), римляне могли отдыхать, беседовать и прогуливаться, читать или есть, прежде чем все они отправятся восвояси: богатые – в закрытых носилках, а бедные – пешком.
Чем же еще занимались посетители в термах Каракаллы, кроме мытья и гигиенических процедур? С торцов здания находились просторные прямоугольные дворы, покрытые зеленью газонов и цветочными коврами.
Люди бродили под сенью деревьев, любовались статуями - в термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского. Под колоннадами вокруг дворов велись философские споры и ученые беседы.
Спорящие любили подкреплять свои рассуждения ссылками на произведения древних писателей. Чтобы найти нужную справку, они отправлялись в библиотеку, которая занимала весь угол здания. Это та самая библиотека, которая раньше располагалась на форуме Траяна. В центре ее стояли большие столы из белого мрамора — для чтения. Читателей, знакомящихся с сочинениями, составляющими сумму знаний эпохи, тут немало. В этой библиотеке представлены латинские тексты, а в "раковине"-близнеце, что расположена напротив в трехстах метрах, хранятся произведения греческих авторов.
Баня это не только место для наслаждений, здесь почти все занимаются спортом. Позади здания терм расстилался ровный зеленый ковер — поле стадиона для гимнастов. Трибуны, встроенные в склон, были обращены на северо-запад, поэтому никому не приходилось щуриться или прикрывать глаза от солнца ладонью. Тут посетители любовались состязаниями профессиональных атлетов, а при желании и сами могли принять участие в не слишком утомительных играх.
Остатки трибун
Надо сказать, что спорт, столь превозносимый греками, сначала был презираем римлянами. Долгое время он признавался всего лишь средством для лучшего потоотделения перед парильней. Стыдливость римлян была вначале шокирована теми упражнениями, которые греки выполняли обнаженными. Однако вместе с эллинизацией каноны мужской красоты постепенно занимали свое место в жизни римлян. С течением времени молодые люди обретали вкус к атлетизму: во времена Империи проводились юношеские соревнования, собиравшие на стадионе толпы народа. Публика криками выражала свое восхищение накачанными торсами любителей и профессиональных атлетов.
Мозаика из терм Каракаллы, изображающая атлета. У нас такой атлет теперь в министерства сидит. Правда, похож наш министр? Хотя в бане от него, наверное, было бы больше толку.
Самыми излюбленными играми в термах были игры в мяч. В них играли в любом возрасте, а некоторые знаменитые персонажи являлись признанными мастерами – например Цезарь, Август, Меценат… Если бы вы пришли сюда в третьем веке нашей эры, вы наверняка увидели бы некое подобие нашего пляжного волейбола. Пересекая площадку, мы видим трех женщин, упражняющихся со свинцовыми или каменными грузами в форме гантелей,
halteres. Современность увиденного ошарашивает. Цель тренировки — укрепить руки и "накачать" грудь…
Несколько мужчин наблюдают за ними, отпуская веселые комментарии. Еще бы, ведь повороты тела и интенсивная работа грудной клетки во время выполнения упражнений порой невольно выставляют напоказ женские формы. Ягодицы и бедра тоже частенько оголяются. Играющие в мяч женщины одеты в туники, на других мы видим самые настоящие бикини. Результат всегда один и тот же: груди колышутся, обнажаются, притягивая мужские взгляды.
В течение нескольких столетий присутствие женщин в термах оставалось в центре жаркой полемики. Первоначально (II век до нашей эры) для разных полов были расписаны раздельные процедуры. Но уже при Цицероне эта норма не соблюдалась, и его сетования на забвение старинных обычаев вошли в историю. Нам известно, что через несколько лет Адриан издаст указ о раздельном посещении терм — либо в разных помещениях, либо в разное время. Женщины смогут принимать ванны с рассвета до 13 часов (седьмой час по римскому счету), затем с 14 до 21 часа (с восьмого до второго ночного часа) вход будет открыт для мужчин. Однако и эти ограничения в действительности не будут выполняться.
В исследуемую нами эпоху "смешение полов" — уже норма. Женщины могут сами выбирать линию поведения: уважать ли традиции или же преступать их, принимая ванны вместе с мужчинами. Многие, как мы увидим, выбирают последнее.
Закончим знакомство с античной спортплощадкой, напоследок с удивлением обнаружив тут мужчину, тренирующего удар о наполненный мукой (или песком) мешок, точь-в-точь напоминающий наши боксерские груши, и двух мускулистых женщин, сошедшихся в борцовском поединке…
Термы Диоклетиана были устроены по тому же принципу, только еще роскошнее, еще круче, еще изысканнее. Сейчас один только главный зал терм Диоклетиана переоборудован в немаленькую церковь (ох, видало это место события повеселее церковных песнопений). В остальных залах – внушительный музей.
Внешний вид
Вот так, приблизительно, все должно было выглядеть
Дворик терм Диоклетиана.