Настроение сейчас - Чтобы завладеть Капитолием, мало напасть на гусейНу что, дорогие, чувствуете, как свет знаний медленно, но верно проникает в ваши головы? Где бы вы еще узнали столько необыкновенно важных и при этом чрезвычайно, просто-таки вопиюще бесполезных в обычной жизни сведений из древнеримской жизни?
Продолжаем нашу радостную прогулку по ниве знаний.
И сегодня пришла очередь еще одного важнейшего для жизни древних римлян места – Капитолийского холма. К нему вела с Форума священная дорога, на нем заканчивались все процессии, собственно, там размещался главнейший храм Рима – храм Юпитера Оптимуса Максимуса . Используя велеречивую манеру итальянских чичероне, скажем, что если на Форуме билось сердце Древнего Рима, то на Капитолии располагался его мозг.
Капитолий – наименьший из семи холмов Рима, но, наверное, самый разрекламированный, не в последнюю очередь благодаря Капитолию вашингтонскому. (В последние годы, надо сказать, мне вообще везет на Капитолии). Еще в незапамятные, доримские времена на нем были какие-то древние святилища, т.е. место, как сейчас бы сказали, намоленное.
На холме, как я уже упоминала, стоял Храм Юпитера, величественное строение, сооруженное еще в запредельные времена – в 6 веке до нашей эры. Как только те самые древние святилища развалили, так сразу свой храм и отгрохали, застолбили место.
Чтобы Юпитеру не было скучно, рядом пристроены еще два храма – Минерве и Юноне. Вернее, Юноне Монете, что значит «Советчице» или «Предупреждающей». В этом храме ("ad Monetam", т.е. «у Юноны Монеты»), кроме всего прочего, располагался римский монетный двор, где чеканили денежки. И именно потому мы по сегодняшний день называем деньги монетами – корни у этого привычного нам слова растут прямиком из Капитолийского холма. Да и не только в русском языке – английский money, испанские moneda, французские monnaie того же поля ягоды.
Что же происходило внутри римских храмов? Увы, но точно никто не знает. Одно можно сказать наверняка – храмы были не только культовыми сооружениями. Во-первых, государственная казна с давнейших времен размещалась в храмах. Награбленные трофеи тоже свозили, как правило, в храмы, так что они были еще и своего рода музеями, куда знающие ценители стекались, чтобы полюбоваться достоинствами какой-нибудь греческой статуи, украшения, золотой чаши или картины. В-третьих, обычные граждане, боясь воров, частенько отдавали в храмы на хранения свое золото-серебро. Ха, не странно, что ворвавшаяся в город армия первым делом летела обдирать святые места!!!
В храме Юпитера частенько заседал Римский Сенат, потому что общественные дела можно было решать только в прямоугольном здании, которое освятили авгуры. Так что, скорее всего, в храме были какие-то скамейки.
Ничего похожего на религиозные службы в нашем нынешнем виде, не было. Религия вообще была делом монополизированным, к служению обычные граждане с их грязными руками не допускались. Любые церемонии, песнопения и т.д. исполнялись исключительно официальными жрецами и вместе с ними канули в лету. Многие священнодействия – например, принесение скота в жертву или гадание – исполнялись вне стен храма в специальных святилищах. Например, в задачу авгуров входило по особым знакам понимать, понравилось или не понравилось богам некое предложенное действо. Эти знаки читались либо по полету птиц, либо по раскатам грома, либо по тому, как священные цыплята клевали свой корм. А гаруспики специализировались на гадании по внутренностям жертвенных животных. Очень выгодная должность, надо сказать, недаром всякие жреческие гадания просуществовали довольно долго и в эпоху христианства.
Обычные люди приходили в храм (кстати, вход в храмы был платный) только с конкретной практической целью – например, помолиться об успехе некого предприятия. Или проклясть кого-то – но тут уже дело имели не с Юпитером, а с подземными богами.
Вот эта черная записка – проклятие неверному возлюбленному и его соблазнительнице. Яростное такое проклятие, со знанием дела.
Но, увы, увы, практически никаких напоминаний о славном античном прошлом на Капитолийском холме не осталось. На смену ему пришло другое, тоже достаточно славное прошлое. Сейчас там вполне средневековая площадь, правда, не совсем обычная: дизайнером Дворцовой площади выступил сам Микеланджело (ну, мы помним, что без него в Риме и вода не освятится). Именно он придумал проект Нового дворца (Palazzo Nuovo) и усовершенствовал фасады Дворца консерваторов (Palazzo dei Conservatori) и Сенаторов (он же Ратуша). Все три дворца теперь составляют Капитолийский музей.
А вот и Тимошенко удобно примостилась на фасаде Нового дворца.
Посреди площади – копия статуи моего любимейшего императора Марка Аврелия. Оригинал находятся рядом в Капитолийском музее. Это единственная (!) конная статуя, уцелевшая в Риме после христианской вакханалии. Ранние христиане по уровню похвального религиозного рвения не уступали некоторым нынешним мусульманам. Движимые учением любви и добра, они последовательно и рьяно изничтожали статуи императоров-язычников. Прекраснейшую статую Марка Аврелия спасла только неграмотность истовых верующих – они приняли его за Константина, т.е. за «своего». И только в 15 веке ватиканский библиотекарь удосужился сравнить изображения на монетах и распознал личность всадника. Но в 15 веке привычка громить идеологически неправильные произведения искусства уже отошла в прошлое.
Статуя Марка Аврелия и Дворец Сенаторов на заднем плане
Капитолийская волчица. Раньше считали, что она невероятно древняя, а потом доказали, что появилась статуя где-то в веке ХІІІ. Подделка, хоть и не китайская! Хотя статуя волчицы в Риме действительно была, упоминают ее и Плиний, и Цицерон, но какая именно – сие остается загадкой.
Хоть и подделка, а хороша
Лестница, которую (ну, вы догадались) тоже спроектировал Микеланджело, известная как Кордоната. По бокам ее сверху Кастор и Поллукс, они были обнаружены при раскопках театра Помпея
Не знаю, кто из них кто
Кола ди Риенцо, почитатель античности, еще в 14 веке пытался превратить Рим в республику.
А снизу лестницы – гранитные египетские львы.
Дворцовая площадь и поныне играет важную роль в жизни римлян – в частности, сюда ездят фотографироваться молодожены. Нам повезло, мы застали процесс фотосьемки. Итальянские свадьбы очень напоминают по духу кадры из фильма «Крестный отец»: жгучие девушки в ярких платьях, отчаянно жестикулирующий фотограф, парни, все как один похожие на мафиози, смех и быстрая итальянская речь.
Обратите внимание на парня за невестой – он плохо справлялся со своими обязанностями и его фотограф прогнал в конец.
Если чуть пройти, на склоне Капитолийского холма мы обнаружим другой важный для Италии монумент, но уже новейшего времени (конец 19 – начало 20 века). Это Витториано, монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II.
Под громадной статуей короля находится могила неизвестного солдата, т.н. «Алтарь отечества».
Статуя
Алтарь отечества
Сам монумент очень «богатый», игривый и темпераментный. Видимо, автору хотелось набросать в него все самые лучшие архитектурные приемы, что накопил Рим со времен античности. В результате вышло сооружение, безусловно, пышное, но несколько избыточное. Не даром придирчивые итальянцы именуют его то «Свадебным тортом», то еще суровее «Вставной челюстью».
Ну, и еще одна сторона Капитолийского холма – та, что ближе к форуму – Мамертинская тюрьма. По легенде, туда был брошен святой Петр, но мало того, что его явился освобождать лично ангел, так еще горячей проповедью он сумел обратить в истинную веру стражников. История сия крайне сомнительная, даже сам факт пребывания Петра в этой тюрьме, не говоря уж о прочих странностях, документальных подтверждений не имеет, так что оставим ее на совести верующих.
На фотографии огрызок тюрьмы – лучше снять помешал табун верующих.
Я обещала себе порадовать вас проповедью покороче, а спохватилась уже спешно дочеркивая десятую страницу, с высунутым от старательности языком. У нас так в Риме с прогулками выходило. Только скажем себе: «Всё, завтра отдых, будем ходить совсем немного» - так и отмахаем втрое против вчерашнего. Заколдованное место какое-то. Не терпит полумер.