• Авторизация


Средние Века 18-01-2010 03:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


48. Итальянские морские республики.
Однако различные итальянские города сильно отличались друг от друга и по своей экономике, и по своей социальной структуре. Одни из этих городов (Венеция, Генуя, Пиза) в течение всего средневековья играли главным образом роль крупнейших торговых центров и занимались преимущественно внешней торговлей. Вместе с тем в них развивались и многие отрасли ремесленного производства. Другие города (Милан, большая часть ломбардских городов и ряд городов Средней Италии) являлись прежде всего центрами средневекового ремесла, хотя принимали участие и в торговле. Наконец, существовали такие города (их ярким примером может служить Флоренция), которые, будучи развитыми торгово-ремесленными центрами, выдвинулись одновременно и как центры ростовщического капитала. Различным был и политический строй итальянских городов. В Венеции господство находилось вначале в руках крупных землевладельцев, разбогатевших на заморской торговле. Впоследствии эти землевладельцы слились с тесно связанными с ними оптовыми торговцами в один слой городского патрициата. Городская знать Венеции избирала дожа, стоявшего во главе города и обладавшего пожизненной властью. Начиная с XI в. венецианский патрициат всё более ограничивал власть дожа, назначение которого стало зависеть от небольшого количества патрицианских семей. В течение XII в. представители городского патрициата образовали законодательный орган — так называемый Большой совет, члены которого с конца XIII в. стали уже несменяемыми, и их должность — наследственной. Из среды Большого совета был выделен исполнительный орган — Малый совет, или Совет сорока. Таким образом, политический строй Венеции к концу XIII в. был олигархическим, т. е. Венецией правила кучка богатых и знатных купеческих родов. Генуя была наряду с Венецией одним из самых крупных торговых городов в Северной Италии. В XIII в. генуэзские купцы проникли даже в Крым, где ими были основаны торговые фактории — Кафа (позднейшая Феодосия), Солдайя (Судак) и Балаклава. Генуэзские фактории в Крыму стали важными опорными пунктами Генуи в торговле с Польшей, Русью, Ираном, Центральной Азией, Индией и Китаем. Генуэзцы создали комитет для управления крымскими колониями и ежегодно назначали особое должностное лицо из Генуи (консула) для управления Кафой и другими колониями. В каждом крымском городе, попавшем под власть Генуи, образовались как бы две городские общины: одна — зависимая, состоявшая из местного населения, другая — привилегированная, состоявшая из генуэзцев. Это привело к жестокой эксплуатации генуэзцами местных ремесленников и к упадку местной торговли. Так же как и Венецией, Генуей управляли богатые и знатные землевладельцы, участвовавшие в оптовой заморской торговле. Ниже их стояли остальные купцы, а ещё ниже — «старшие цехи» суконщиков и производителей шёлковых тканей (к ним примыкали золотых дел мастера). Ремесленники других профессий были организованы в так называемые «младшие цехи», которые не играли в жизни городов никакой политической роли. Непрерывное торговое соперничество между итальянскими городами приводило к постоянным столкновениям и войнам между Венецией, Генуей и Пизой.

49. Соц.-экон. и пол. развитие государств Северной и Средней Италии в XIII-XV вв
Уже в начале XIII века взаимодействия города и его окружения приобрели иной характер - не только экономического, но и политического подчинения деревни - городу-государству.
Несмотря на активный процесс урбанизации, сельское население преобладало над городским и С/Х доминировало в экономике. Мощное развитие получило перегонное скотоводство.
Многие города С. и С. Италии выкупали колонов и сервов (без земли и имущества) и предоставляли им личную свободу. А на севере не только выкупали, но шел процесс укрепления прав уже свободных наследственных арендаторов на распоряжение землей.
Испольщина - стала первым шагом перехода от феодальной аренды к капиталистической. Испольщик не имел прав распоряжения землей.
Обретение городами С. и С. Италии политической независимости благоприятствовало бурному экономическому развитию городских республик, рассвету ремесла и торговли. Процесс специализации, отпочкования новых профессий.
В Итальянских городах-государствах цехи выполняли не только экономические, но и политические функции. Они были правомочными независимыми корпорациями. Цехам противосояли магнаты и купеческие корпорации. Единицей цеха была мастерская ремесленника.
Торговля приобрела очень широкий размах уже в XIIIв. Это наиболее динамичная отрасль. Но еще не сложился внутренний товарный рынок. Т.к. ориентация на внешние рынки. Зародилась мануфактура. Впервые в Европе Мануфактура возникла в крупных итальянских городах - Флоренции, Болонье уже в начале XIV века. Ремесленники оказались отторгнутыми от рынка и превратились в наемных рабочих. Так возникла рассеянная мануфактура, где ремесленники работали в своих мастерских.
В начале XIV века купцы стали основными организаторами производства. Складывалась смешанная мануфактура. Мануфактура могла начать работу только получив лицензию от цеха и обязавшись соблюдать установленную им технологию. Разделение производства на множесво частей внутри одной мануфактуры.
Обретение политической самостоятельности открыло городским коммунам пути укрепления и развития их государственных институтов - советов и различных магистратур административного, судебного и полицейского характера.
Городское законодательство - статуты - еще только начинало разрабатываться.
XIII век стал веком постоянной социальной напряженности, борьбы враждующих партий (гвельфов и гибеллинов). В этой сложной обстановке стали изменяться формы городского управления. Исполнительная власть выборных консулов стала уступать место судебно-полицейской власти иноземных чиновников - подестов. Его авторитет в городе был высок. В коммунах наряду с Большим советом возник Совет Народа.
В XV веке наиболее могущественные города-государства укрупняли свои владения, насаждали в подчиненных территориях свою администрацию - шаг к централизации государственной власти монархической (Миланское герцогство, Феррара) и республиканской (Венеция, Флоренция).
Борьба рабочих за лучшую долю. Восстание под руководством чесальщика Чуто Брандини во Флоренции (1345-1378). Из трех частей. Но не одна из них не привела к успеху. Права рабочих не изменились. Чех чомпи был ликвидирован.

Ещё с середины XIII в. в Италии началось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Своими возросшими политическими правами эти города-государства воспользовались для проведения на подвластной им территории освобождения крестьян от крепостной зависимости. Одной из главных причин освобождения крестьян городами была нужда в сельскохозяйственных продуктах, которые после ликвидации крепостного права могли направляться в город без каких-либо помех со стороны феодалов. Освобождая крестьян, города в то же время подчиняли себе сельские коммуны. Отныне города назначали должностных лиц сельских коммун, вводили принудительные низкие цены на продукты сельского хозяйства, издавали распоряжения, устанавливающие выгодную для богатых горожан оплату труда сельскохозяйственных рабочих, но свою внутреннюю организацию сельские коммуны сохранили. Города нуждались также в новых налогоплательщиках, а наиболее развитые в промышленном отношении — и в свободных рабочих руках. 1304—1307 гг. в Северной Италии разразилось крестьянское восстание, во главе его стал Дольчино. Тысячи крестьян под его предводительством заняли долину реки Сессии и решили основать здесь вольную крестьянскую общину. Их примеру могли последовать многие тысячи крепостных, и поэтому папа объявил крестовый поход против Дольчино. Восставшим пришлось уйти в горы на границе Савойи и Верчелли, где, несмотря на зимнюю стужу и недостаток продовольствия, крестьянская армия не только продолжала существовать, но и нанесла феодалам тяжёлое поражение. Восстание Дольчино было одним из первых крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV в. Дальнейший рост товарно-денежных отношений в Италии и усиление эксплуатации крестьян привели в Северной Италии в 1382—1387 гг. к новому крупному восстанию крестьян. Это восстание произошло в Савойе — области, где крепостное право ещё продолжало существовать и положение крестьян было особенно тяжёлым. Оно вошло в историю под названием восстания тукинов. Большие изменения в XIV в. произошли внутри ремесленного производства. В первый период своего существования цехи играли прогрессивную роль. Но стремление цехов сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приёмы и орудия труда и тенденция приостановить дальнейший технический прогресс, потому что технические усовершенствования содействовали развитию конкуренции, превращали цехи в тормоз технического развития, в препятствие для дальнейшего роста производства. Произошло так называемое «замыкание цехов». Звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников, только если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить требующую больших денежных затрат образцовую работу — шедевр, устроить дорогое угощение для членов цеха и т. д. Лишённые таким образом возможности стать когда-либо маетерами и открыть собственную мастерскую, подмастерья превращались в «вечных подмастерьев», т. е. по сути дела в наёмных рабочих. В период начавшегося разложения цеховой системы развивалась и эксплуатация непосредственного производителя — мелкого ремесленника — торговым капиталом. Торговый, или купеческий, капитал старше капиталистического способа производства. Он представляет собой исторически древнейшую свободную форму капитала, существовавшую задолго до того, как капитал подчинил себе само производство, и возникшую раньше всего в торговле. Торговый капитал действует в сфере обращения, и функция его заключается в том, чтобы обслуживать обмен товаров в условиях товарного производства и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. По мере развития при феодализме товарного производства и разложения цехового ремесла торговый капитал стал постепенно проникать и в сферу производства, начал непосредственно эксплуатировать мелкого ремесленника. Первое известное нам выступление наёмных рабочих имело место во Флоренции в 1343 г. Четыре тысячи чесальщиков шерсти вышли на улицы. Через два года, в 1345 г., чесальщик шерсти Чуто Брандини создал во Флоренции организацию чесальщиков и красильщиков и призывал их к политическим выступлениям, но был вскоре арестован и казнён. Его арест и казнь вызвали стихийную забастовку чесальщиков шерсти. В мае 1371 г. вспыхнуло восстание шерстяников в Перудже. Через два месяца началось ещё более грозное восстание в Сиене. Через семь лет в Италии произошло второе крупное восстание предпролетариата — восстание чомпи во Флоренции.

50. Католическая церковь в X-XIIIвв. Монашеские ордена.
Огромную роль в средневековой христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бегства из общества тех людей, которые потеряли веру в возможность избавиться от социального гнёта. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации. Труд перестал быть обязательным для монахов, а об аскетизме монашества периода его зарождения давно было забыто. На Востоке монашество стало крупной политической силой, пытавшейся влиять на дела государства. На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского (480—543), основавшего Монте-Кассинский монастырь в Италии и положившего тем самым начало бенедиктинскому ордену, монашество сделалось верной опорой римских пап и в свою очередь принимало активное участие в политических делах западноевропейских государств. В 1098 г. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырь и удалилась в уединенную местность Сито в Бургундии. Эта обитель дала название ордену цистерцианцев, основанному в 1118 г. Благодаря усилиям св. Бернара Клервоского (1090—1153) орден цистерцианцев распространился к сер. XII в. по всей Западной Европе. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации – орден. Они полагали, что старые монастыри с их давними традициями, привилегиями и связями, земельными владениями и вассалами не пригодны для «подлинного» монашества. Нищенствующие ордена - монашеские ордена, уставы которых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства, отречения от любого имущества, существования на подаяние. К нищенствующим орденам принадлежат: францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелиты, капуцины и некоторые другие. Первоначально нищенствующие ордена создавались в знак протеста против образа жизни и роскоши церковных иерархов. Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основу орденской жизни составили проповедническая деятельность и миссионерство. Нищенствующие ордена в XIII—XIV веках действовали во всех странах Западной Европы, в Палестине, Египте, на Кавказе, в Крыму, в Азии и Китае. Число нищенствующих орденов за несколько десятилетий увеличилось настолько,что II Лионский собор 1274 г. вынужден был оставить только четыре наиболее крупных (доминиканцы, францисканцы, августинцы-еремиты и кармелиты), а остальные распустить. В XIII—XIV вв. разрешенные ордена широко распространились во всех странах Западной Европы, проникли за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державу монголов в Центральной Азии, Китай, имели женское ответвление — «второй орден», и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в «третий орден». Несмотря на ряд общих черт, важнейшие из нищенствующих орденов, доминиканцы и францисканцы, имели свою ярко выраженную специфику, обусловленную личностями отцов-основателей, что в свою очередь отражало растущую индивидуализацию религиозной практики. Св. Доминик (ок. 1170—1221), испанский каноник-августинец, в нач. XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организации эффективной проповеди во имя сохранения целостности католической церкви. Официальное название доминиканцев, выражающее специфику ордена, — братья-проповедники. Апостольская неприкаянность и аскеза представлялись Доминику орудиями обретения святости, главным условием успешной проповеди. Нужды грамотной проповеди определили и другое важнейшее направление деятельности доминиканцев— изучение теологии. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали разветвленную сеть теологического преподавания, включавшего также изучение языков, необходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно доминиканцы во многом определяли, что есть истинное христианское учение. Из их числа вышел св. Фома Аквинский (1225/26-1274) - крупнейший авторитет католического богословия. Симптоматично, что большинство инквизиторов были доминиканцами, а их неистовость в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище Domini canes (лат. «псы Господни»). Св. Франциск (1181—1226), сын ассизского купца, еще в юности отказался от семьи и наследства с тем, чтобы принадлежать одному Христу. Краеугольным камнем францисканского учения была «госпожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения, что выражало официальное название ордена — братья меньшие (лат. минориты). Франциск запрещал братьям искать для себя даже минимальные удобства, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, да и то исключительно богослужебные. Следование Христу означало для Франциска и всепоглощающую любовь к ближнему, выражавшуюся в проповеди спасения. Со временем францисканцы создали свою систему теологического образования.

Аграрное развитие Сев. и Сред. Италии в XIII-XIV вв. Восстание Дольчино
В эт пер значит часть Сред Ит заним теократич гос-во рим пап Папская обл-ть. В Сев и Ср Ит, преимущ в Ломбардии и Тоскане слож неск дес независ гор-респ. С/х преоблад в эк-ке страны. Распростран поликультурн х-ва, в к-х посевы зерна сочет с виноградарст, оливководство и садоводст. Эти х-ва под'ере соседств с меж монокульт парцеллами. В 14 - 15 вв. углуб специализ-я отд р-нов по выращ зернов и технич культур:Ломбардия марена, из к-й краен краска, Тоскана вайда син краска, Болонья, Неаполь, Ломбардия лен. Мощн разв-е перегон скот-ю. Лето скот в на горн пастбищах. Мясное, молочное животноводство. 13 в -ухудшение положения колонов и сервов, их прикрепление к земле и личн зависим (возвращение в случае бегства). Мног гор Сев и Ср Ит выкуп колонов и сервов без земли и имущ и давали личн своб. —> расшир-е слоя своб арендаторов, укрепление прав свободных наследств арендаторов на распоряж землей. К 13 в наблюд постеп подчин-е сельск коммуны, защищ интересы держат-й земли, городу. К 14 в. своб сельск ком ост только в горн р-нах. В 14 в. - череда неурожайн лет, неск сильн эпидемий чумы —» сокращ-е нас-я станы. В числе наиб разв обл-й б Тоскана и Ломбардия. В 14 - 16 вв. возрост масштабы зем соост-ти горожан тенденции к укрупнению влад-й и переходу от парцелл к подере, преоблад-е краткоср аренды (издольная-с уплатой части урожая и аффикт с фиксир ден рентой). Испольщина (медзадрия) ст перв шагом перехода от феод аренды к кап. Хозяин земли предост арендат часть семян и ссуду для приобрет раб скота и инвентаря Мсполыцик уплачив ему часть урожая. Но арендатор зависим от влад-ца земли, тк вынужд брать у него в долг —>испольщ не способст прогрессу. Оч медлен движение к кап предприним. На сев-зал п-ва, в магжизатах Монферрат и Салуццо, в Пьемонте, где сохран наиб тяж ф-мы личн завис крестьян в 1303 -1307 гг. восстан гор и сельск бедноты под рук-м монахоа-францисканца Дольчино(последов еретич движ-я "апостольск татьев"). Идеи имущ и дух рав-ва, призывал к насилию над богатыми. В 1304 г. близ г. Верчелли в Пьемонте его вооруж отр победили мест феод войско. Папа Климент V объяв крест поход против восст. Дольчино - на гору Цебелло, где 0 укрепление и жизнь на оси примит рав-ва. Дважды отразили штурм рыц войска под предв-м герц Савойск, но в 1307 г. б взято. Смерть Дольчино. Далее- еще ряд крест восст-й, вызван ростом налогов, торг пошлин, резк колеб цен и т.

Соц.-пол. строй варварских государств (вестготов, остготов, бургундов, лангобардов)
К IV - V вв. у варваров из шатких племен объедин создаются крупн племен союзы, некотор(аламанский, готский, франкский) насчитав по неск сот тыс чел-к. совмести сбор всех полноправн членов союза б практич невозм. Функционир окружи и сотен собр-я, постепенно утративш полит харр. Собрание племен союза- собрание идущего войной или явивш на смотр войска (мартовские поля франков, войсков тинг лангобардов): вопросы войны и мира, провозглашение и низвержение коннунгов. Совет родоплемен старейшин уступ место совету дружинной, служилой знати, группир вокруг коннунга Выдвиг предводит подразделен племен союза -«царьки», у кажд из них - собст дружина, проживавш с ним в крепости (бурге). Власть коннунга усилилась, стала прерогативой какого-то одного рода —» накопление все больших богатств. У вестготов уже в V в. возникает казна - важнейш элемент зарожд государственности. За убийство коннунга вдвое больший вергельд, коннунга и их родня начин выделяться внешним обликом. Принятие христианства германскими племенами с середины 4 в. связано с деятельностью вестготского священника Ульфилы, переведи! Библию на готский язык Хр-во б воспринято в форме арианства После образования варварских гос-в в обществ строе варваров еще оч много первобытного, сохраняя пережитки родов связей. Еще сильны догосударствен институты власти и правосудия. Но в целом гос-во все больше отдаляется от народа Армия по-прежнему представляет собой нар ополчение с дружиной коннунга во главе.

Феодальная вотчина в VIII-XI вв
Основой хоз и соц организации общ-ва становится феодальная вотчина – сеньория, поглотившая как свободные франкские общины, так и крупные земельные комплексы галло-римского типа. Феод вотчина явл организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевлад феод ренты – оброк и барщина.Земля делилась на 2 части: на господскую землю, или домен, на кот велось хоз-во феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и сост из наделов. Земли в пользовании крестьян делились на анделы (на западе – мансы, на востоке – гуфы, на юге – колонники. Общинная организ-ия с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Но из свободной превратилась в зависимую, а сход свободных общинников – в сход зависимых крестьян, он проходил под председательством назначенного сеньором старосты. Крестьянское нас-ие: колоны, литы и рабы-сервы (2 категории – не имевшие надела и сидевшие на земле). Преобладание натурально-хоз отношений объясняется низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хоз-вом. Торг связи не играли б роли. Крестьянские восстания в 848 и 866, в Саксонии в 841-842 (восст «Стеллинга» - «дети древнего закона»). Уже к нач 9 века сложились крупная феод вотчина и осн классы феод общ-ва – феодалы и завис крестьяне.

Парижское восстание и Жакерия
После битвы при Пуатье отряды воинов - как своих, так и чужих - разбрелись по стране. Они грабили крестьян, убивали тех, кто оказывал сопротивление, жгли их дома.
Поражения в войне и связанные с ними бедствия изменили отношение французских крестьян к рыцарям. Была подорвана вера в то, что рыцари в соответствии с Божьей волей защищают родную страну и земледельцев - "всеобщих кормильцев". Крестьяне говорили, "что дворяне, которые должны их охранять, решили совершенно отнять у них все имущество" и потому "будет великим благом уничтожить всех дворян".
Обнищавшие крестьяне отказывались платить налог для выкупа короля Иоанна Доброго из плена, не желали участвовать в работах по укреплению рыцарских замков.
В 1358 г. вспыхнуло восстание, охватившее значительную часть Северной Франции. В нем приняло участие до ста тысяч человек. Вождем повстанцев был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом.
Вооруженные палками с железными наконечниками и ножами, восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд - самих рыцарей, их жен и малолетних детей. Уцелевшие рыцари вместе с семьями спасались бегством. При этом восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на знаменах королевский герб.
К крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открыли ворота повстанцам.
Восстание получило название Жакерия. Оно произошло от распространенного в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли как презрительную кличку крестьянина:
"Жак-простак".
Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовых помочь в борьбе с "Жаками". Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Гильома Каля, обещав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во вражеский лагерь, но был схвачен и казнен. Оставшиеся без предводителя повстанцы были разгромлены.
После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Средние Века | ExTrAoRdInArY_GiRl_Bi - My thoughts AND my feelings IS NOT only for ME... | Лента друзей ExTrAoRdInArY_GiRl_Bi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»