Средние Века
18-01-2010 03:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
37. Особенности и формы средневековой торговли
Рост гор-в в 3 Евр в XI - 14 вв=» развит внутр и внеш торг. Гор формир рынок, где осущ-ся обмен с селами. 1) Прост тов-е пр-во. -Тов-е отн-я - пр-во на продажу и обмен - игр огр роль и в гор, и в дер. Но оно не д-но отождествляться с капиталистич-м тов пр-м. Основано на личн труде мелких обособленных тов-произв-й, не эксплуат-х чуж труд . Т пр-во не знало расшир=то пр-ва. Возникло еще в античн эпоху. Выросло на почве феод-ма. По мере развит-я ф-ма, предприн-ва, отдел мелк произв-и от ср-в пр-ва прост тов пр-во =» в капиталистич-е.2) внешн? торг. Огр роль прод-ла играть транзита торг с Виз и Вое . В Ран Ср-е странники и ин-е купцы ей спос-ли. В 11-15 вв она сформиовалась вокруг 2-х крупн перекрестков торг путей: 1)Средиземномор (Исп, Ю и Ц Фр, Ит с Виз, Вост, Черноморьем). В 11-13 вв в связи с Крест пох первенство в эт торг перешло от виз-в и арабов к генуэзцам и Венеции, Барселоны. С Вост - пряности, шелк, вино, зерно. С Зал -ткань, зол, сер, оружие. Рабы. 2) Балтийск и Сев моря.: С-3 Русь, Польша, Воет Балтика - Рига, Ревель, С Герм, Сканд, Фландр, С Нид-ды, С Фр, Анг. Торг-ли рыбой, солью, мехами, шерстью, льном, пенькой, воском, смолой, лесом хлебом. Связи м-ду этими регионами - через Альпы, по Рейну, по Атлантике.Оптовая торг тов повыш-го спроса - на ярмарках, (в Шампани - в 12-13 вв, в Брюгге - в XIV - XV вв). Из Вен и Ген - воет тов, из Флам и Флор - сукно, из Герм - лен. Чех - кожа+ мет, Анг и Шотл - шерсть, олово, ртуть. Но в дер еще господ низк пр-ть труда и натур х-во. Огр пошлины с купцов за пересеч-е границ. Разбойники. Накопление ден- х ср-в в руках бог=х рем-ав и купцов. Операции по обмену огр разнообразия денег, т.к. их чеканили государи, феодалы, епископы и др. Д/этого -особая проф-я менял: перевода ден-х сумм, кредитные операции. Ростовщичество, 1-е банковские конторы - в С Ит, в Ломбардии. Рим-я курия - сам бол ден операции. 3) Гор торговцы. Купеч-е объед-я. Проф-е торг=цы: мелк лавочники, разносчики, купцы(элита), кот-е зан-сь транзитом и оптовыми сделкам т.е. «торг гости». Сам богатые жили в Коест, Лонд, Марсель, Венеция, Генуя, Любек. Объед-я купцов 1 гор - гильдии -по проф-м интересам . Они обеспеч-ли купцам прив-и, правовую защиту, б религ-ми и военными oрг-ми. Б объединены родств-ми и корпоративн связями. «Торг-е дома» - семейные купеч-е компании. Паевые товарищ-ва - складничество, компаньонаж, комменда. В 13 в - возник торг консулы - для защиты интересов и личности купцов в др гор и странах. В с 15 в - биржа, где заключ-сь коммерч-е контракты. Ганза - торг-полит союз купцов герман и зап-слав городов, (сев-евр торг). Купцы управл в муниципалитетах, уч-лши в общегос-х форумах., в колонизации новых земель. Рост торг капитала в купеч верх-ке =» зачатки капиталистич-х отн-й в ремесле. Постеп торг-й капитал начал проникать в сферу пр-ва. Купец оптом пок-л сырье, прод-л его рем-м и в готовом виде покупал свнова у них эт продукт. Рем-к попадал в завис-ть от купца. Это явилось 1-м источником капиталистич-й мануфактуры. А также превращ-е подмастерьев и учеников в пост-х наемн раб-х - 2-й ист-к Но это происходило лишь там, где б оч широк рынок сбыта.
38. Церковь и раннее средневековье
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию. В результате превращения христианства в господствующую религию и в Восточной, и в Западной Римской империи сложилась сильная и централизованная церковная организация во главе с епископами, управлявшими отдельными церковными округами (епархиями). К середине V в. образовалось пять центров христианской церкви, или пять патриархий, епископы которых получили титулы патриархов,— в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Дальнейшая история христианской церкви в Византии и на Западе развивалась по-разному, в соответствии с особенностями развития в них феодализма. В странах Западной Европы, где произошли весьма существенные перемены после падения Западной Римской империи и исчезновения императорской власти. Принятие христианства «варварскими» королями и знатью способствовало тому, что церковь, внедрившаяся в «варварское» общество, которое переживало процесс феодализации и закрепощения крестьян, смогла занять в этом обществе особое положение. Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борьбой, епископы Рима, с IV в. именовавшиеся папами, очень рано присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти римских епископов — пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчинённых им монастырях. Во второй половине VI в. номинально зависимые от Византии римские папы стали фактически совершенно самостоятельными. Средневековая христианская церковь в своей структуре воспроизводила феодальную иерархию. Так, на Западе главой церкви стал римский папа. Ниже папы стояли крупные духовные феодалы — архиепископы, епископы и аббаты (настоятели монастырей). Ещё ниже находились священники и монахи. Небесный мир средневекового христианства являлся точным воспроизведением мира земного. На самом верху небесной иерархии, по учению церкви, находился всемогущий «бог-отец» — копия земных владык,— окружённый ангелами и «святыми». Феодальная организация небесного мира и самой церкви должна была освятить в глазах верующих феодальные порядки на земле. В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии. Этот спор и послужил поводом к окончательному разрыву между восточной и западной церквами. В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, созванный императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением разрыва между западной и восточной церквами, после чего они открыто провозгласили свою полную независимость друг от друга. Так окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви — западная и восточная. Одним из основных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослужении) признание ею римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианская церковь в равной мере претендовали на значение единой вселенской церкви — «католической» по западному произношению, «кафолической» — по восточному. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную — греко-кафолической; восточная церковь, кроме того, присвоила себе наименование «православной», т. е. правоверной. Период с X до середины XI в. — время наибольшей слабости папства. Оно стало игрушкой в руках феодальных клик в Италии. В это время за папский престол нередко боролись одновременно два-три претендента, каждый из которых провозглашал себя папой. Знатная римлянка Мароция сажала на папский престол своих родственников и возлюбленных. Один из них, Сергий III (был папой в 904 — 911 гг.), начал свою деятельность главы католической церкви с того, что велел задушить двух своих предшественников, свергнутых с папского престола и брошенных в тюрьму. В 1049 г. Генрих III посадил на папский престол другого немецкого епископа, который стал папой под именем Льва IX. Германские императоры установили, что избранный папа может вступать на папский престол лишь после принесения присяги императору. К середине XI в. положение папства, однако, начало резко меняться. Церковь к этому времени сделалась одним из крупнейших земельных собственников и имела свои владения во всех западноевропейских странах. Монастыри принимали активное участие в торговле и выступали нередко в роли ростовщиков. Своеволие феодалов, неизменно стремившихся поживиться за счёт огромных богатств церкви, наносило ей серьёзный урон. Опасности, подстерегавшие путников на дорогах, не только мешали торговле, которую вели монастыри, но и препятствовали паломничеству к церковным «святыням», что также уменьшало церковные доходы. Вот почему начиная с X в. церковь на своих соборах ратовала за установление «божьего мира» и «божьего перемирия», т. е. за ограничение войн между феодалами и запрещение военных действий в определённые дни недели. Активным проводником этой программы в XI в. явился клюнийский монах Гильдебранд, ставший папой под именем Григория VII (1073—1085). Ещё до своего избрания на папский престол он оказывал большое влияние на папскую политику. Осуществлению его планов способствовало то обстоятельство, что императорская впасть в Германии после смерти Генриха III находилась в упадке. В целях противодействия германским феодалам Гильдебранд в 1059 г. заключил союз с норманнами, утвердившимися в Южной Италии. Норманские графы Ричард и Роберт Гюискар признали папу своим сюзереном и обязались защищать его от врагов. Гильдебранд добился реформы папских выборов: на созванном в 1059 г. Латеранском церковном соборе в Риме папа Николай II огласил декрет о том, что отныне папа избирается только кардиналами, т. е. первыми после папы сановниками церкви, назначаемыми самим папой; светские феодалы Римской области и германские императоры от участия в папских выборах отстранялись. Гильдебранд выдвинул законченную программу папской теократии, т. е. верховной власти папы как в церковных, так и в светских делах. Эту программу он сформулировал в 1075 г. в так называемом «Папском диктате». В этом документе, изложенном в виде тезисов, Григорий VII выдвигал положение о том, что римская церковь, как «основанная самим богом», является непогрешимой и что лишь римский папа может называться вселенским, ибо только он может назначать епископов и издавать вселенские уставы. Григорий VII утверждал, что папа имеет право низлагать императоров и освобождать их подданных от присяги. Григорий VII ставил папу выше не только любой светской власти, но и выше церковных соборов.
39. Ереси раннего и развитого средневековья
Ереси раннего средневековья преимущественно носили богословский хар-р (арианство). Накал милленаристских упований народа, связанных с ожиданием наступления тысячелетнего «царства божия» и несомненно имевших еретическую окраску, пришелся на 10-н11в, однако был несколько приглушен клюнийской реформой. Два типа ересей: умеренные, порожденные нарастающим протетом граждан против феод порядков. Так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-плебейские, отражавшие настроения наиболее угнетенных, беднейших слоев феодального общества – городского плебса и неимущего крестьянства. Первые требовали морального очищения церкви, ограничения ее богатств, упрощения обрядов, упразднения духовенства как особого привилегированного сословия, противопоставляли «истинную народную веру» официальному учению церкви. Вторые были направлены на установление имущественного и социального равенства и отмену наиболее ненавистных феодальных порядков и привилегий. Крестьянско-плебейские ереси нередко становились знаменем массовых антифеодальных выступлений, крестьянских восстаний. В 11в во Франции и Италии зародилось движение патаров, они осуждали богатство церкви, пороки ее служителей, практику продажи индульгенций, выступали против городской верхушки. В 12 в. большое распространение получила дуалистическая ересь катаров, которой был охвачен весь юг Франции и отчасти области Северной Италии. Это было учение манихейского толка, абсолютизировавшее роль зла в мире. Они считали мир порождением сил тьмы, дьявола. Катары верили, что за пределами земной жизни души всех людей соединятся в братской любви. Они отвергали установления общества, государство и особенно церковь. Они перевели Евангелие на народный язык и отринули все формы официального культа и богослужения. К учению катаров была близка ересь вальденсов, или «лионских бедняков». Петр Вальдо, ее основатель, призывал упразднить церковь. Вальденсы отвергали насилие, войну, суд, смертную казнь, религиозные преследования. В 13 в движение распалось на 2 течения: более умеренное пошло на союз с католической церковью, более радикальное переселилось в Германию, австрию, Швейцарию, Чехию, Польшу, Венгрию. В 12 – н 13 ересь альбигойцев (катары+вальденсы) получила такое распространение, что к ней примкнули многие феодалы юга Франции. Папа Иннокентий III призвал феодалов Сев Франции и др европ стран к крестовому походу против альбигойцев, пообещав, что им в награду достанется имущество уничтоженных еретиков. Расправа с альбигойцами была неслыханно жестокой. Среди бюргерских еретических движений особое место занимают «интеллектуальные ереси», связанные с ростом европейского свободомыслия, подъемом городской культуры (Петр Абеляр, Сигер Брабантский. Амори Бенский (Шартрский)). Сторонники Амори Бенского объединились в секты амальрикан, по своим воззрениям близкие к катарам. В 1210 амальрикане были осуждены церковью, руководители приговорены к сожжению. К числу бюргерских ересей принадлежали учения Джона Уиклифа и Яна Гуса. Своеобразное радикальное еретическое направление зародилось и распространилось затем и на секты бедных братьев, «фратичелли», бегинов и др. Калабрийский монах Иоахим Флорский в своем «Вечном евангелии» разделил историю на три эры: бога-отца, бога-сына и бога-духа святого, с последней он отождествил время истинного христианства. Учение развивал Петр Оливи, открыто призывавший к выступлениям против церкви и соц угнетения. Из среды спиритуалов вышел народный проповедник Сигарелли, сожженный в 1300. Его учеником стал вождь восст в сев Италии Дольчино (в последние десят 13 в в р-не Пармы возникла новая секта – «апостольских братьев» во главе с монахом Сегарелли. Они отдавали свое имущ общине и призывали крестьян к непослушанию господам. Его ученик Дольчино требовал ликвидации католической церкви. В 1304 Д с многотыс отрядом появился в Пьемонте и вскоре разгромил ополчение феодалов. В 1305 повстанцы ушли на труднодоступную гору. Папа объявил крестовый поход против них за прощение грехов. Когда крестоносцы окружили повстанцев, армия Д обосновалась на горе Цебелло, превратив ее в неприступную крепость. Войско верчелльского епископа штурмовали гору, но были отбиты. Тогда выселили жителей соседних деревень, обрекая восставших на голод. – Д вышел из убежища. В сраж 23 марта 1307 на открытом поле около деревни Ставелло повстанцы были разбиты. С крупнейшим народным восстанием Уота тайлера были связаны учения Джона Болла и «бедных священников» лоллардов. Почвой возникновения ересей прежде всего был город с его многочисленным плебейским населением, а также низшие слои недовольного обмирщением церкви монашества. В целом ереси воплощали в религиозной форме антифеодальные настроения масс. Но лишь радикальные, крестьяно-плебейские ереси выдвигали требования ломки всей с-мы отношений, ликвидации эксплуатации чел-а чел-ом. Большинство умеренных, бюргерских ересей ограничивалось проповедью морального очищения, духовного совершенствования. Для борьбы с ересями церковь создала инквизицию. Феодосий Великий еще в 382 учредил институт разыскания врагов церкви и религии. До 12 в преследования еретиков не носили такого планомерного и истребительского х-ра, какой они приобрели в ходе Альбигойских войн и после создания Григорием IX (1227-1241) инквизиционных судов – свящ трибуналов, непосредственно подчиненных папе, а на местах отданных в руки нищенствующих орденов (доминиканцев)
40. Борьба городов с сеньорами в XI - XII вв. Формы городского самоуправления
Среднее гор возн на земле феодала и —> долж о подчин ему. Больш гор-в снач - несвобода министериалы (служил люди сеньора), кр-не. Нередко в личн завис от сеньора, в руках к-го гор власть. Гор промыслы дав феод больш дох. Общин устр-во оказ на город б вл-е. Стремл-е феод-в извлечь из гор как можно больше дох-в привело к коммунальному движ-ю - борьбе между гор и сеньор в 10 - 13 вв. снач - б-ба за освоб-е от наиб тяж форм феод гнета, сокращ поборов, за торг привил. Затем - обретение гор самоупр и прав. Исход опред-л степень независ гор по отн к сеньору, его экон процвет и полит строи. Вольности и привилегии достиг-сь либо покупкой их у феодала, либо путем долг вооруж б-бы, в что обычно вмешив короли имп-ры, круп феод. В разл странах коммун движ-я проходили порази. В Юж Фр-и горож добил без кровопрол независ уже в 9 - 12 вв. Графы б заинтерес в процвет гор-в и раздав вольности, но стар не допуст чрезмерн усилен гор-в. Мног гор Сев и Ср Ит стали в 11 - 12 вв. гор-г-вами. В германии аналогичн коммунам полож-е заняли в 11 -13 вв. наибол значит из имперс г-в. Они управл гор советом, имели право самостоят объявл войну, закл мир и союзы, чекан монету. Мног гор Сев Франции и фландрии в рез-те упорн в-ны с сеньорами стали самоуправл гор-коммунами. Выбир совет, мэра, его главу, имели собст суд и воен ополч, ев финансы, устанавл налоги. Горожане не несли никак повин-и в пользу сеньоров. Взамен ежегодно уплачив опред ден ренту, а в случ в-ны выставл сеньору в помощь небелый отряд. Гор- коммуны сами выступ как коллект сеньор по отн-ю к крест-м, живш на окруж город тер-и. Но немало городов, даже весьма значит не могли добиться полн самоуправл, в оси на королевск землях, в странах с относит централиз власти (Париж, Орлеан, Нант, Лондон, Оксфорд, Кэмбридж, Глостер). Города, наход под властью духовн сеньоров, тяж угнетались. Несмотря на получ привилегии города остав в феод системе, состав замкн корп-и и превыше всего став мест интересы. Рез-т: подавл больш горожан добились освобожд от личн завис («Городской воздух делает свободным»).
41. Скандинавские страны в XII-XV вв
Со 2/2 Ив. возвыш-е служ. знати;+дух-во, стар, знать; <<сильн. люди>>, «могучие бонды»(своб. кр-во) -феодалы.Короли-круп. землевлад. 12-13в. превращ-е кр-н в держателей на земле феод-в и короля. Налог-прод., соб. служ. люди, кот. стоят во гл. округов (форму не счит-ся их наслед. достоянием). Слабо разв. землед-е=>нет связи с землеи=>сложно втянуть в позем. завис-ть.Т.к. бонды сост. ополчение, с ними счит-сь. Войны=>разорение кр-ва и переход под покр-во круп. феод, (оброк). Кр-н не прикреплен к земле и феодалу, но лишен юрид. обеспеч-ти держания. Сохр. своб. кр-во (налог). Норвегия. Разв-е феод-ма=>соц б-ба. Гр. в-на к.Г2-13в.: снач. б-ба за престол, затем 5-ба разн. соц. слоев. 1177г.восс-е биркебёйнеров(«берестенников» -бедняков во гл. с самозванц. Сверриром). Он захв. власть, политика -в инт. кр. феод. Конфликт с церк. Восст-е кр-н подавл. после примир ст. знати, церк. и потомк. Сверрира. Магнус Законодатель ~ укрепл-е корол. власти. 1274 - перв. общенорв. Свод права. Во главе мест, правл-я стоят ленники короля, но нет сеньории, вассалитета, барщины, иерархии, иммун-та вотчинного суда. Преобладала гл. обо. прод. рента в пользу гос-ва: самый слабый феод-м. Швеция. Много своб. кр-ян. 12в. -склад-е служ. сословия, мест, знать теряет власть. Укр-е полож-я ярла(правитель кор-ва и нач. ополч.) Ярл Биргер осн. нов.династию.Ввод-ся нов. налоги. Ухудш. полож-е бондов. 2/2 1Зв.- феодалы -фрельсы - госп. сословие. Несут рыц. службу. Дания 12в - междоусоб. б-ба. победа короля Вольдемара!. Бол. влияние ц-ви(иммунит. привил-и). Влияние феод-ма Зал.Евр. 2/2 1/в - созд. рыц. войско из ср. и мелк. феод-в - опора кор.власти. Позем, подать, налог с плуга -1250 крест, восс-е против корля -«Плужный грош». Жест-ть крест, походов против славян Поморья: насильств. крещение. Вальдемар 11(1202-1241) - подчинил нек. терр-и Сев.Герм., но вскоре их потерял. Н. 13 в. -перв. записи дат. права, позем. опись.Города - относ, слабость разв-я. Мало ремесл-в. 12-13в. -ремесло и торг. разв-я. Экспорт рыбы, мех, кожи.Ярмарки в Сконе. У нек. гор. - кор. хартии: част, самоуправл-е. Бюргерство им. слаб. эк. и полит. вл-е.Немцы преобл. в торг, и произ-ве=>тормоз разв-я мест.куп-ва. Полит б-ба к. 13-н.14в Центр-я власти, против-е феод. 1282- дат. король Эрик Клиппинг подпис. хартию: ежег. созыв данехоф - общегос. совет из магн-в, собл-е прав феод. 1320 - ущемл-е власти кор. знатью. 1284 - в Швеции созыв, совет феод, и епис. - риксрода. Магнус Эриксон(с1319) -первые общешвед. законы.Реал, власть в Сканд-и -у феод. 1/2 14в -ухудш. полож.кр-н. Застой с/х. После чумы (1347) - упадок. Война Дании с Ганзой. Вольдемар укрепл, кор.власть. Захват о.Готланд=>война с Ганзой( 1367-1370), после кот. Ганза получ. торг, привил-и и госп. на Балтике. Кальмарская уния Угроза со ст.сев.Герм.следов дин. уния Дан., Шв., Норв.1397 -собр-е представ, 3-х кор-в в Кальмаре: Эрик Померанский - король 3-х стран. Акт о вечной унии 3-х гос-в:воен. пом., сохр-е собств. законов. Наиб, выгода унии - Дан. Норв. -нам.выгод.=>упадок. Дат. феод, получ. земли в Шв. и Норв. Уния -усил-е кр. феод, и кор. власти.Эрик огранич. нем. купцов.Полож-е кр-н Уния - усил-е феод. зав-ти. 14в. -прикрепл-е кр-н к земле.В Дан. и Шв. - увел, поместья, оарщ., налогов=>восс-е.Ущемл. Данией самост. Шв. и Норв. - оппозиц.купцов и рудокопов. 1434 - восс-е в Шв. в Далекарле(рудник) Во гл. - Энгельбрект Энгельбректссон: умен.налог против засилья дат., немцев. 143 5-созыв осл.-предст.собр-е(дух, феод.бюр, бонды)=>риксдаг.Энгельбрект убит, восс-е подавл.=>нар. движ-я в Нор. Фин, Дан.Король Эрик (дат) бежит из стр.=>ослабл-е кор. власти.С 1468-в Дан.созыв сосл. собр-е(нерегул-но) 2/2 15в.Слаб. норв. бюр-во, потеря нек. о-вов,в Шв. -б-ба за разрыв унии;часть дв-ва и дух-ва «за»(имеют земли в Дан.), бюр-во и крест, -«против». Освобод.дв-е=>шв. феод. Кнутссон захв. престол. 1471- пораж.дат.войск от шв. кр-ян и бюрг.во гл. со Стуре=>патр. подъем Регенты из дома Стуре 1471-1520:огран. вывоза драг.метдорг.в руках шведов.Огран-е земли церк.Появл. тенденции Шв. к полн. самост-ти. Дания -рост вл-я бюрг.Уничтож. привил. ганзейцев.Дан. сближ. со Шлезвигом Голштин. и Сев.герм. Кристиан! -избир.герцогом Шлезв иГолшт.(1460) 1493 - согл. Дан. с Иваном! !!:поддержка против Ганзы и Шв. 2/2 15 в. - закреп-е дат. кр-ян и увел. барщ.
42. Соц.-пол. развитие Англии в XII - начале XIII вв. «Великая хартия вольностей»
Усиление центр, вл-ти, в чем заинт. все феод. слои .Союзники короля- рыцари, ц-вь,своб. кр-во (фригольдеры). При Генрихе! (1110-1135): б. роль кор. совета (высш. долж. лица+феод.) - суд., адм., фин. функц,, разъездные суды, казначейство («Палата шахм. доски»); восстанавл. староанг. собрания своб. жителей сотен и графств (суд по мелк. делам, налоги) для уменьш-я полит, вл-я феодалов и упрч-я вл-ти шерифов. 1135г -феод, усобица, претенденты на престол - жена Генри и племян. 115 Зг.-соглашение, по кот. король - Стефан, после него сын Матильды - Генрих!! (1154-1189). Огр. терр. - Анг Нормандия и нек. обл. Фр. Подавил смуты феодалов, шерифы из мелк. и сред, феодалов. Судеб, реф.: кор. курия- высш. аппеляц. суд, что выгодно бог. своб. крест., горож, рыцарям, мелк. и ср. феодалам. Ухудш. положения вилланов У завис, кр-во). Выраб-ся общ. кор. право. Воен. реф. Определен небол. срок службы. Взамен остальной - выплачив. «щитовые» деньги. Восс-ся ополчение своб. кр-ва. Контроль над церк. судами - неудача. 13 век: развитие тов-ден. отн-й. =>тяж. полож. кр-ва. Коммутация ренты=>имущ. рассл.-е: зажит, верхушка м. выкуп, на волю. Коттеры - вилланы, работ, по найму. Зажит, своб. кр-не примыкают к низш. феод. Увелич. налогов, барщины=>сопрот-е народа (лок. х-р: побег, уход, отказ платить). Антагонизм баронов и рьщ. Ч-ть рыц. - сельские хозяева - сближ. с горож. и бог. своб. кр-нами. Др. ч-ть рыц-ва - служба, грабежи. Возн. купечество - много городов, гор-не союзн. короля но недов-во налогами. Б-ба 2/2 13в. ремесл. и гор. олигархии за упр-е городом. Полит, б-ба 1-й этап: правд. Иоанна Безземелен 99-1216) -нажим на все слои нас-я=>оппоз-я баронов из-за субсидий и «Щит.» денег + рыц-во и гор-не. Потеря франц. владений. Конфликт с папой -капитул, перед папой. 1215 -война народа против короля. 15.06.1215 - Вел. хартия вольностей. Интересы баронов и церк. ф-лов: своб. церк. выборы, не повышать поборов, не собир. «щит.» денег без согл. «общ. совета кор-ва»(из оаронов). Суд над баронами - только пэры. Учр-ся «Комитет по надзору за исполн. Хартии» из 25 баронов. Не повыш. службы и платежи с рыцарей. Защита своб. людей от чиновн. и штрафов. Сохр-е вольностей для гор-в. своб. въезд ин. купцов. Х-р Хартии - феод, реакции, но и прогресс, знач-е -огранич-е кор. произвола. Не осущ-на - нач-сь война и он умер.
43. Культура Западной Европы в VI-XI вв
Называют «темными вв.», т.к. по срав. с Античн. - это время упадка и варварства. Но в эт. период заклад-ся основы евр. цивилизации (Евр. как культ.-ист. общность), вр. начала евр. культ, истории (синтез Рим. к-ры и христ-ва + народ, культур варваров), новые формы к-ры. Христ-во -та, оболочка, кот. вобрала разнообр. взгляды, настроения; отвеч. потребностям масс, сознания. Аврелий Августин- огр. знач., обосновал догмы ц-ви(больш. роль в становлении катол-зма), «О граде Божьем», философ, и педагог, соч-я. Сохр. лат. яз. и рим, школьн. традиция: система 7 свобод, иск-в -тривиум (ниж.ур-нь) - грам-ка, диалект., ритор.; квадриум (высш.ур-нь) - арифм., геометр' музыка, астроном. С XI в. - подъем школ: монастыр, кафедральн., приходские. Тшзже - свет., город, части, гильдейские и муниципальн. (не подвласт. ц-ви) Учебник - неплатоник Марциан Капелла «О браке Филологии и Меркурия». Боэций (1-й мин. остгот, короля Теодориха) - «отец схоластики», оч. почит. (музыка логика, теология; перевод. Аристотеля); «Об утешении философии». Флавии Кассиодор соед. христ. теологию и ритор, к-ру; «Варии» - со. док-в, делов. и дин. переписки. На юге Ит. основал Варий- культ, ц-р (шк, скрипторий, библ.). Бенедиктинские мон-ри со 2/2 VI в. превр-ся в хран. культ, традиции (м-рь Монтекассино, Ит.). Исидор Севильский «Этимология» - свод антич. авт. Против антич. трад. в хр-ве и суетн. свет, знания выступал пала Григорий Велик.! С ним связ. распр-е агиографической л-ры, кот. отвеч. СВ сознанию. В усл. страш. реальности это - люб. жанр святые - люб. герои (чудо). Со 2/2 7 в. -упадок культ, ж-ни (т-ко в м-рях и в Ирланд., где учителя-монахи). IV -7 вв. - нач. склад-ся героич. эпос. кот. заменял историю. Мрач. фантазия: злые карлики, чудовища-оборотни, феи. Боги - и добрые, и могучие чародеи, волшебники.=> причуд, орнамент, звер. стиль. Боги - олиц-е соц. сил. Гл. герм, пантеона -Вотан (0дин) - бог бури, вождь-воитель. В светлой Валгалле - души. При христ-ии боги сливались со свят или бесами. 2 слоя в эпосе: ист. и сказ. 1-е записи VII-IX, всяз. с раза. воен. поэзии. «Сказ-е о Беовульфе» . 1000 г - мол.воин побежд. чудовищ, погиб, в схв-ке с драк. Отраж. пр-сс феод-ции у нар. Сев.Евр.У герм. - опр. система нрав, ценностей: верность, мужество, сакральн. отн-е к предводит-ю, ритуалу + эмоц-ть. Появл. 1-е «истории» (о варварах): «Ист. франков» Григ. Турского (6в.), «Ист. о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (7в), «церк. ист. народов англов» Беды Достопочтенного (к.7-н.8 вв.), «Ист. лангобардов» Павла Диакона (8в.). Каролинг. Возрожд.-подьем культ, ж-ни при Карле Велик. (768-814). Цель-консолидация рзноплем. орг-ии на осн. христ-ва. Унифик-я Библии, единообр-е литургии. Забота о разв-ии обр-я в г-ве. 787 г. - «Капитулярий о науках», по кот. школы д.б. при кажд. м-ре(обуч-сь и миряне). Реф-ма письма. Манускрипты с миниатюрами разнообр. по стилю (Аахен. Еванг., Еванг. Эбо, Утрехтская псалтырь). Гл. ц-р образ-ти -придв. академия в Ахене. Крупн. деят. эпохи - Алкуин (Брит) призывал не игнор. небогосл. науки, обуч. деети грам. и филос. Его пр-я напис. в форме диалога . При дворе Карла своеобр. ист. школа, ее ярк. пр-ли Павел Диакон (ист. лангобардов) Эйнхард (Жизнеописание К. Вел.), после см. Карла спад к-ры. IX век -монаст. релит, поэзия. Свет, л-ра - «ист. поэмы и славословия в честь королей, дружинная поэзия.» 1-е записи герм, фолк-ра -основа эпоса Вальтарий. В к. р.Св. -расцвет поэзии скальдов (Норв.. исланГ). Жития св. и видения - отпеч. нар. созн. К 10 в. полит, упадок гос-ва=> культ, безмолвие до Оттонова возрожд. Хр-во - осн. идейн. стер-нь. Теология для элиты; «практ.» культ, релит, для простецов. Фил-я тяготеет к универ-му. Гл. вопр.: бог, мир и чел. Петр Дамиани: разум ничтожен перед верой. Его оппонент - Беренгарий Турский, защищ. чел. разум. В 11 в. схоластика -шир. Интел, движ-е (осмьюл. догм Хр-ва с рац. позиции) 3 напр: реализм (универсалий сущ. извечно., универсалий+материя=конкр. вещи), номинализм (общ. понятия извл-ся разумом из един, вещей), концеп-зм (общ. пон-я сущ. в вещах), с И в. центры культ, ж-ни - города. Антицерк. вольнолюб. напр-ть. Гор, к-ра способ, пр-су превр. нар. нареч. в нац. языки. Нар. к-ра - пит. среда к-ры. Дуализм мира, зем. сущ.-е -отр. выш. бытия «Иной» мир присут. в земном=> символизм, аллегоризм. Фантазия пробл. над набл. Ист.- прям, дв-еот сотв. мира до Стр. Суда. Иск-во многозначно, отр. высш. красоты=> символ, Алл-я.Св соборы - камен. Библии. 10-12 в. - роман. стиль(Фр.Ит.Терм.) Соборы с кам.свод. перекрытиями просты строги, с мощ. стенами. Цель -ед-во и гарм. мира. Ром. ск-ра - лики реал, ж-ни и реал, людей. Ваятели - простые неграм, люди.
44. Образование городов-государств в Северной и Средней Италии в XI-XII вв
В пору развитого средневековья Италия вступила страной городов, где статус города имели более 300 епископских центров. С XI века ускорился демографический рост в городах. Ремесленники и торговцы предпочитали селиться по принципу профессиональной принадлежности, "по цехам", группируясь вокруг определенных приходских церквей. Тогда же многие города начали войну с Замками (изгоняли крупных феодалов). В 1125 году была разрушена мощная крепость Фьезоле, представлявшая особую угрозу для Флоренции. Флорентийская коммуна приобрела фактическую независимость. Переселение нобилей в город (пик пришелся на конец XII-XIII века) знаменовало победу над замками городских коммун, набиравших экономическую и политическую силу.
К началу XI века вся полнота власти в итальянских городах принадлежала как правило епископам. Их опорой были коллегии консулов, которые постепенно ограничивали власть епископов и сосредотачивали в своих руках ее основные прерогативы. В конце XI-XII веках коммуны с консульским правлением сложились в десятках городов С. и Ц. Италии. Формировались основные властные структуры городских коммун. Высшим законодательным органом стал Большой Совет (300-600 членов) - представители городской знати и торгово-ремесленной верхушки. Исполнительная власть - консулы. Их контролировал Малый Совет. К концу XII века города-коммуны превратились в самостоятельные городские республики со своим законодательством и администрацией.
Этот период - время бурного роста торговой активности многих городов Северной и Центральной Италии. Они занимались кредитными операциями международного масштаба (Сьена, Ломбардия).
В XII веке городские ремесленники стали объединятся в цехи. Происходила специализация отдельных городов.
Экономически сильные и политически независимые города-коммуны постепенно подчиняли своему влиянию небольшие соседние города.
45. Возникновение сословной монархии во Франции. Генеральные штаты
Мамеш Е.Х
Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства форм эксплуатации крестьянства. В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начинают заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньора предпочтительным становиться лично свободный крестьянин-держатель наследственного земельного надела - цензивы. Это вызвано тем, что в это время в Европу хлынул поток товаров с Востока, они были безумно дороги, но феодалы быстро привыкли к роскоши. К XIV веку в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз).
Во время Столетней войны с Англией было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним феодалам, активно поддерживавшим королевскую власть.
В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий.
Первым сословием во Франции считалось духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.
Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV веках играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги.
К XIV-XV векам в основном завершилось и формирование "третьего сословия", которое пополнялось за счет быстрорастущего городского населения и увеличения крестьян-цензетариев. Это сословие было весьма пестрым по классовому составу, и практически объединяло в себе все трудовое население и формирующуюся буржуазию.
В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV было объедено ? территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самоуправства отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила большую часть своего самостоятельного политического характера.
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составляющих "королевский случай", существенно ограничивалась феодальная юрисдикция. В XIV веке была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент, и этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
Большую роль в юридическом обосновании ликвидации сеньориальных прав феодалов и возрастания авторитета и политического веса короля сыграли легисты - выпускники юридических факультетов средневековых университетов, активно поддерживающих власть короля. Со ссылкой на принципы римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. К началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего. Политическим выражением союза короля и представителей различных сословий, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения (собрания сословного представительства) - Генеральные Штаты и провинциальные штаты. Впервые общефранцузское собрание сословий было созвано в 1302 году . Его стали называть Генеральными Штатами в отличие от штатов (собраний) в отдельных провинциях.
Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Все вопросы рассматривались Генеральными Штатами раздельно по палатам. Решение выводилось простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия (духовенство и дворянство) всегда имели гарантированное большинство . Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Вопросы выносимые на рассмотрение Генеральных Штатов, и продолжительность их заседаний определялась королем. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявление королем войны, переговорами о миле, заключением договоров, обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году королем Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то как и прежде требовалось согласие Генеральных Штатов.
Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных Штатов нужного ей решения. Однако, это не значило бесконфликтного подчинения велениям короля. Наиболее острый конфликт между Генеральными Штатами и королевской властью произошел в 11357 году. В момент восстания горожан в Париже и пленения англичанами короля Иоганна. Генеральные Штаты, в работе которых главным образом приняли участие представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий Мартовский Ордонанс. Взамен предоставленных королевской власти субсидий, они потребовали, чтобы сбор и расходование денег производились самими Генеральными Штатами, которые должны собираться три раза в год и без созыва короля. Были избраны генеральные реформаторы, которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их вплоть до применения смертной казни. Однако, попытка Генеральных Штатов оставить за собой постоянные финансовые, контролирующие и законодательные функции не имела успеха. Вскоре после подавления в 1358 году крестьянского восстания Жакерии и Парижского восстания королевская власть отвергла все требования, которые содержались в Великом Мартовском Ордонансе.
Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции . С точки зрения правящих кругов, Генеральные Штаты выполнили предназначенную им роль. Начиная с XV века, Генеральные Штаты практически перестают созываться.
Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не подвергли центральные органы управления существенной реорганизации. Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1413 по 1497 год). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.
Стремясь к централизации местного управления, короля вводит новые должности губернаторов. Они назначались в бальяжах, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.
В XV веке появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV века начал называться провинцией.
Централизация на местах затронуло и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Над городами была установлена система административной опеки. В 1445 году получив возможность взимать постоянный налог (королевскую талью), король Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой организации. По всему государству были расквартированы постоянные гарнизоны, которые были призваны пресекать любые попытки феодальной смуты.
Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию.
Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV веке в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная власть находилась в руках короля и его администрации. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по судебным делам любой важности.
Наряду с осуществлением чисто судейских функций, парламент в первой половине XIV века приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация королевских актов становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могла использоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами.
Сословно-представительная монархия служила интересам основной массы феодалов. Она была важным этапом на пути политического объединения страны. В этот период власть вотчинников-сеньоров ослабла, так как основные функции подавления крестьян перешли общегосударственным органам. Генеральные Штаты полностью утратили былое значение в период абсолютной монархии.
Вместо Генеральных Штатов король стал созывать Совет Нотаблей. В нем заседали высшие представители трех сословий. Формально решение Совета Нотаблей не было обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С согласия нотаблей стали вводиться новые налоги, которые собирались чиновниками короля. Появилась многочисленная армия.
По мере усиления власти королевской власти централизовалась система местного управления
46. Южная Италия в XI-XV вв
В Ю.И. политические процессы развивались иначе чем в северной. Крупные города (Неаполь, Палермо, Салерно) по размаху торговой активности и уровню ремесленного производства не уступали городам Центральной и Северной И. В XI веке начался процесс формирования городских коммун. Но полной самостоятельности города Ю.И. добиться не смогли. Когда в 1130 г. норманнский правитель Роджер II образовал Сицилийское королевство (Сицилия и Ю.И.) и был вынужден подтвердить хартиями прежние привелегие городов. При норманнах завершился процесс складывания феодальных отношений. Значительная часть земель была отобрана у местных владельцев (магнатов и мелких собственников) и роздана норманнской знати на правах феодов. Оформилась структура всего слоя феодалов (графы, бароны, рыцари). К концу XII века Сицилийское королевство достигло высокой степени централизации. Пышно расцвела столица - Палермо. В поземельных отношениях наметилась унификация. Широкое распространение имели виды держания с полным или частичным прикреплением работников к земле.
Важную роль в урегулировании отношений взаимоотношений крестьян и вотчинниками в XI-XII веках играла община.
В XI-XIII веках Италия была главной ареной борьбы двух универсалистских сил - германской империей и папства. В первой половине XI века в их отношениях тон задавали императоры. В последующие десятилетия папская власть оказывалась во все большей зависимости от воли германских императоров.
Решительный шаг к укреплению позиций папства сделал Григорий VII (1073-1085).
В ожесточенной борьбе последних десятилетий XI века был достигнут компромис - Вормсский конкордат 1122г. - обе стороны были озабочены поддержкой итальянских городов и потому жаловали им право самоуправления. В XIII-XV веках Ю.И. так и входила в состав Сицилийского королевства, развивавшегося по пути централизованной монархии.
47. Крестьянские движения в 12-15 вв.
Крупнейшим крестьянским восстанием во Франции XIII в. было так называемое «восстание пастушков», разразившееся во время неудачного для крестоносцев седьмого крестового похода (в 1251 г.) и охватившее всю территорию северной и средней части страны. Волнения начались в Северной Франции сразу же после получения известий о том, что король Франции Людовик IX попал в плен к египетскому султану. Поэтому крестьянское восстание 1251 г. приняло форму своеобразного «крестового похода». Толпы крестьян — мужчин, женщин и детей — ходили из деревни в деревню, провозглашая: «Освободим короля. Вперёд — на завоевание Иерусалима!». Однако движение очень быстро обнаружило свою антифеодальную сущность. Предводителем восставших «пастушков», как они сами себя именовали, был некий Яков, старый человек неизвестного происхождения, произносивший пламенные проповеди на французском, фламандском и латинском языках. Он называл себя «учителем из Венгрии» и призывал народ к немедленной расправе с попами и феодалами. Из Фландрии и Пикардии восставшие крестьяне под предводительством «учителя» двинулись к Парижу. Всех попадавшихся на пути служителей католической церкви восставшие убивали. Поддерживаемые городскими ремесленниками и беднотой, крестьяне захватили ряд городов и наконец вошли в Париж. Антифеодальное движение разрасталось. К ним примыкали всё новые и новые крестьянские отряды. Потом восставшие разделились. Часть их из Парижа ушла на север — в Руан, а главная масса с «учителем» во главе направилась на юг — в Орлеан. Городские ремесленники везде принимали их хорошо, и «пастушки» беспрепятственно расправлялись с католическим духовенством. Из Орлеана восставшие отправились в Тур. Там их гнев обрушился прежде всего на богатейшие церковные ордены так называемых «нищенствующих монахов» — доминиканцев и францисканцев. Турская церковь подверглась полному разгрому. Лишь после этого феодалы и королевский совет, находившиеся в панике, собрались с силами, направив против восставших рыцарские отряды. Движение в конце концов было жестоко подавлено. Парижское восстание и Жакерия. В 1358 г. вспыхнуло восстание, охватившее значительную часть Северной Франции. В нем приняло участие до ста тысяч человек. Вождем повстанцев был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом.Вооруженные палками с железными наконечниками и ножами, восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд - самих рыцарей, их жен и малолетних детей. Уцелевшие рыцари вместе с семьями спасались бегством. При этом восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на знаменах королевский герб. К крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открыли ворота повстанцам. Восстание получило название Жакерия. Оно произошло от распространенного в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли как презрительную кличку крестьянина: "Жак-простак". Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовых помочь в борьбе с "Жаками". Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Гильома Каля, обещав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во вражеский лагерь, но был схвачен и казнен. Оставшиеся без предводителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян. Восстание Уота Тайлера. Сильнейшее возмущение вызвали новые налоговые требования, обрушившиеся на трудящихся в связи с возобновлением войны с Францией при Ричарде II (1377—1399). В 1377 г. парламент ввёл единовременный поголовный налог, который в 1379 г. был взыскан снова. Новый поголовный налог, установленный в 1380 г., увеличил обложение ещё втрое. Этот налог и злоупотребления при его взимании послужили непосредственным поводом к восстанию, которое вспыхнуло весной 1381 г. в Юго-Восточной Особенную ненависть крестьян вызывали церковные феодалы — епископы и аббаты. Во многих местах образовались крестьянские отряды. Они громили усадьбы и монастыри, уводили скот, уносили имущество и жгли документы, где были записаны крестьянские повинности. В ряде графств крестьяне были поддержаны городской беднотой. Вождем восставших был деревенский ремесленник из Кента, кровельщик Уот Тайлер, по имени которого обычно и называют крестьянское восстание 1381 г. Он был хорошим организатором и пользовался большим авторитетом среди народа. Двумя отрядами крестьяне Эссекса и Кента подступили к Лондону. Вопреки приказу мэра городская беднота не позволила запереть перед ними ворота. Восставшие крестьяне потребовали, чтобы король Ричард II явился к ним для переговоров. Король был вынужден согласиться на это свидание, и оно состоялось в Майл-Энде — предместье Лондона. Крестьяне предъявили королю свои требования: отмены крепостного права, ликвидации барщины и замены всех крестьянских повинностей в пользу феодалов невысокими денежными платежами, введения свободной торговли во всех городах и местечках Англии и амнистии для восставших. Король согласился на все требования «Майл-Эндской программы» и приказал выдать крестьянам подтверждавшие это грамоты. Часть крестьян поверила королевскому слову, покинула Лондон и отправилась по домам. Но многие из восставших, особенно малоимущие крестьяне, не были удовлетворены этими уступками. Им была нужна земля и отмена жестоких законов против рабочих. Значительная часть крестьян вместе с Уотом Тайлером осталась в Лондоне. Они потребовали нового свидания с королём. Ричард II был принуждён вторично явиться на свидание с крестьянами, состоявшееся на Смитфилдском поле близ городской стены. Крестьяне требовали не только отмены крепостного права, но и отобрания земель у епископов, монастырей и священников и раздела этих земель между крестьянами. Они требовали также отмены всех привилегий сеньоров, уравнения сословий и возвращения крестьянам захваченных сеньорами общинных угодий. Это были в основном требования крестьянской бедноты. Однако феодалы и лондонские богачи уже оправились от первого испуга и успели приготовиться к сопротивлению. Во время переговоров в Смитфилде Уот Тайлер был предательски убит лондонскдм мэром. На выручку королю прискакал вооружённый отряд из рыцарей и богатых горожан. Крестьянам надавали всяческих обещаний и убедили их разойтись по домам. Лишившиеся своего вождя крестьяне вторично дали себя обмануть и покинули Лондон. Рыцарские отряды направились вслед за крестьянами, уже частью разошедшимися по домам, и обрушились на них. Затем во все районы восстания были посланы королевские судьи, которые произвели там жестокую расправу: замучили и повесили множество крестьян. На рыночной площади в Лондоне положили бревно, на котором рубили головы городским беднякам, принимавшим участие в восстании.
48. Итальянские морские республики.
Однако различные итальянские города сильно отличались друг от друга и по своей экономике, и по своей социальной структуре. Одни из этих городов (Венеция, Генуя, Пиза) в течение всего средневековья играли главным образом роль крупнейших торговых центров и занимались преимущественно внешней торговлей. Вместе с тем в них развивались и многие отрасли ремесленного производства. Другие города (Милан, большая часть ломбардских городов и ряд городов Средней Италии) являлись прежде всего центрами средневекового ремесла, хотя принимали участие и в торговле. Наконец, существовали такие города (их ярким примером может служить Флоренция), которые, будучи развитыми торгово-ремесленными центрами, выдвинулись одновременно и как центры ростовщического капитала. Различным был и политический строй итальянских городов. В Венеции господство находилось вначале в руках крупных землевладельцев, разбогатевших на заморской торговле. Впоследствии эти землевладельцы слились с тесно связанными с ними оптовыми торговцами в один слой городского патрициата. Городская знать Венеции избирала дожа, стоявшего во главе города и обладавшего пожизненной властью. Начиная с XI в. венецианский патрициат всё более ограничивал власть дожа, назначение которого стало зависеть от небольшого количества патрицианских семей. В течение XII в. представители городского патрициата образовали законодательный орган — так называемый Большой совет, члены которого с конца XIII в. стали уже несменяемыми, и их должность — наследственной. Из среды Большого совета был выделен исполнительный орган — Малый совет, или Совет сорока. Таким образом, политический строй Венеции к концу XIII в. был олигархическим, т. е. Венецией правила кучка богатых и знатных купеческих родов. Генуя была наряду с Венецией одним из самых крупных торговых городов в Северной Италии. В XIII в. генуэзские купцы проникли даже в Крым, где ими были основаны торговые фактории — Кафа (позднейшая Феодосия), Солдайя (Судак) и Балаклава. Генуэзские фактории в Крыму стали важными опорными пунктами Генуи в торговле с Польшей, Русью, Ираном, Центральной Азией, Индией и Китаем. Генуэзцы создали комитет для управления крымскими колониями и ежегодно назначали особое должностное лицо из Генуи (консула) для управления Кафой и другими колониями. В каждом крымском городе, попавшем под власть Генуи, образовались как бы две городские общины: одна — зависимая, состоявшая из местного населения, другая — привилегированная, состоявшая из генуэзцев. Это привело к жестокой эксплуатации генуэзцами местных ремесленников и к упадку местной торговли. Так же как и Венецией, Генуей управляли богатые и знатные землевладельцы, участвовавшие в оптовой заморской торговле. Ниже их стояли остальные купцы, а ещё ниже — «старшие цехи» суконщиков и производителей шёлковых тканей (к ним примыкали золотых дел мастера). Ремесленники других профессий были организованы в так называемые «младшие цехи», которые не играли в жизни городов никакой политической роли. Непрерывное торговое соперничество между итальянскими городами приводило к постоянным столкновениям и войнам между Венецией, Генуей и Пизой.
49. Соц.-экон. и пол. развитие государств Северной и Средней Италии в XIII-XV вв
Уже в начале XIII века взаимодействия города и его окружения приобрели иной характер - не только экономического, но и политического подчинения деревни - городу-государству.
Несмотря на активный процесс урбанизации, сельское население преобладало над городским и С/Х доминировало в экономике. Мощное развитие получило перегонное скотоводство.
Многие города С. и С. Италии выкупали колонов и сервов (без земли и имущества) и предоставляли им личную свободу. А на севере не только выкупали, но шел процесс укрепления прав уже свободных наследственных арендаторов на распоряжение землей.
Испольщина - стала первым шагом перехода от феодальной аренды к капиталистической. Испольщик не имел прав распоряжения землей.
Обретение городами С. и С. Италии политической независимости благоприятствовало бурному экономическому развитию городских республик, рассвету ремесла и торговли. Процесс специализации, отпочкования новых профессий.
В Итальянских городах-государствах цехи выполняли не только экономические, но и политические функции. Они были правомочными независимыми корпорациями. Цехам противосояли магнаты и купеческие корпорации. Единицей цеха была мастерская ремесленника.
Торговля приобрела очень широкий размах уже в XIIIв. Это наиболее динамичная отрасль. Но еще не сложился внутренний товарный рынок. Т.к. ориентация на внешние рынки. Зародилась мануфактура. Впервые в Европе Мануфактура возникла в крупных итальянских городах - Флоренции, Болонье уже в начале XIV века. Ремесленники оказались отторгнутыми от рынка и превратились в наемных рабочих. Так возникла рассеянная мануфактура, где ремесленники работали в своих мастерских.
В начале XIV века купцы стали основными организаторами производства. Складывалась смешанная мануфактура. Мануфактура могла начать работу только получив лицензию от цеха и обязавшись соблюдать установленную им технологию. Разделение производства на множесво частей внутри одной мануфактуры.
Обретение политической самостоятельности открыло городским коммунам пути укрепления и развития их государственных институтов - советов и различных магистратур административного, судебного и полицейского характера.
Городское законодательство - статуты - еще только начинало разрабатываться.
XIII век стал веком постоянной социальной напряженности, борьбы враждующих партий (гвельфов и гибеллинов). В этой сложной обстановке стали изменяться формы городского управления. Исполнительная власть выборных консулов стала уступать место судебно-полицейской власти иноземных чиновников - подестов. Его авторитет в городе был высок. В коммунах наряду с Большим советом возник Совет Народа.
В XV веке наиболее могущественные города-государства укрупняли свои владения, насаждали в подчиненных территориях свою администрацию - шаг к централизации государственной власти монархической (Миланское герцогство, Феррара) и республиканской (Венеция, Флоренция).
Борьба рабочих за лучшую долю. Восстание под руководством чесальщика Чуто Брандини во Флоренции (1345-1378). Из трех частей. Но не одна из них не привела к успеху. Права рабочих не изменились. Чех чомпи был ликвидирован.
Ещё с середины XIII в. в Италии началось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Своими возросшими политическими правами эти города-государства воспользовались для проведения на подвластной им территории освобождения крестьян от крепостной зависимости. Одной из главных причин освобождения крестьян городами была нужда в сельскохозяйственных продуктах, которые после ликвидации крепостного права могли направляться в город без каких-либо помех со стороны феодалов. Освобождая крестьян, города в то же время подчиняли себе сельские коммуны. Отныне города назначали должностных лиц сельских коммун, вводили принудительные низкие цены на продукты сельского хозяйства, издавали распоряжения, устанавливающие выгодную для богатых горожан оплату труда сельскохозяйственных рабочих, но свою внутреннюю организацию сельские коммуны сохранили. Города нуждались также в новых налогоплательщиках, а наиболее развитые в промышленном отношении — и в свободных рабочих руках. 1304—1307 гг. в Северной Италии разразилось крестьянское восстание, во главе его стал Дольчино. Тысячи крестьян под его предводительством заняли долину реки Сессии и решили основать здесь вольную крестьянскую общину. Их примеру могли последовать многие тысячи крепостных, и поэтому папа объявил крестовый поход против Дольчино. Восставшим пришлось уйти в горы на границе Савойи и Верчелли, где, несмотря на зимнюю стужу и недостаток продовольствия, крестьянская армия не только продолжала существовать, но и нанесла феодалам тяжёлое поражение. Восстание Дольчино было одним из первых крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV в. Дальнейший рост товарно-денежных отношений в Италии и усиление эксплуатации крестьян привели в Северной Италии в 1382—1387 гг. к новому крупному восстанию крестьян. Это восстание произошло в Савойе — области, где крепостное право ещё продолжало существовать и положение крестьян было особенно тяжёлым. Оно вошло в историю под названием восстания тукинов. Большие изменения в XIV в. произошли внутри ремесленного производства. В первый период своего существования цехи играли прогрессивную роль. Но стремление цехов сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приёмы и орудия труда и тенденция приостановить дальнейший технический прогресс, потому что технические усовершенствования содействовали развитию конкуренции, превращали цехи в тормоз технического развития, в препятствие для дальнейшего роста производства. Произошло так называемое «замыкание цехов». Звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников, только если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить требующую больших денежных затрат образцовую работу — шедевр, устроить дорогое угощение для членов цеха и т. д. Лишённые таким образом возможности стать когда-либо маетерами и открыть собственную мастерскую, подмастерья превращались в «вечных подмастерьев», т. е. по сути дела в наёмных рабочих. В период начавшегося разложения цеховой системы развивалась и эксплуатация непосредственного производителя — мелкого ремесленника — торговым капиталом. Торговый, или купеческий, капитал старше капиталистического способа производства. Он представляет собой исторически древнейшую свободную форму капитала, существовавшую задолго до того, как капитал подчинил себе само производство, и возникшую раньше всего в торговле. Торговый капитал действует в сфере обращения, и функция его заключается в том, чтобы обслуживать обмен товаров в условиях товарного производства и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. По мере развития при феодализме товарного производства и разложения цехового ремесла торговый капитал стал постепенно проникать и в сферу производства, начал непосредственно эксплуатировать мелкого ремесленника. Первое известное нам выступление наёмных рабочих имело место во Флоренции в 1343 г. Четыре тысячи чесальщиков шерсти вышли на улицы. Через два года, в 1345 г., чесальщик шерсти Чуто Брандини создал во Флоренции организацию чесальщиков и красильщиков и призывал их к политическим выступлениям, но был вскоре арестован и казнён. Его арест и казнь вызвали стихийную забастовку чесальщиков шерсти. В мае 1371 г. вспыхнуло восстание шерстяников в Перудже. Через два месяца началось ещё более грозное восстание в Сиене. Через семь лет в Италии произошло второе крупное восстание предпролетариата — восстание чомпи во Флоренции.
50. Католическая церковь в X-XIIIвв. Монашеские ордена.
Огромную роль в средневековой христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бегства из общества тех людей, которые потеряли веру в возможность избавиться от социального гнёта. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации. Труд перестал быть обязательным для монахов, а об аскетизме монашества периода его зарождения давно было забыто. На Востоке монашество стало крупной политической силой, пытавшейся влиять на дела государства. На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского (480—543), основавшего Монте-Кассинский монастырь в Италии и положившего тем самым начало бенедиктинскому ордену, монашество сделалось верной опорой римских пап и в свою очередь принимало активное участие в политических делах западноевропейских государств. В 1098 г. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырь и удалилась в уединенную местность Сито в Бургундии. Эта обитель дала название ордену цистерцианцев, основанному в 1118 г. Благодаря усилиям св. Бернара Клервоского (1090—1153) орден цистерцианцев распространился к сер. XII в. по всей Западной Европе. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации – орден. Они полагали, что старые монастыри с их давними традициями, привилегиями и связями, земельными владениями и вассалами не пригодны для «подлинного» монашества. Нищенствующие ордена - монашеские ордена, уставы которых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства, отречения от любого имущества, существования на подаяние. К нищенствующим орденам принадлежат: францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелиты, капуцины и некоторые другие. Первоначально нищенствующие ордена создавались в знак протеста против образа жизни и роскоши церковных иерархов. Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основу орденской жизни составили проповедническая деятельность и миссионерство. Нищенствующие ордена в XIII—XIV веках действовали во всех странах Западной Европы, в Палестине, Египте, на Кавказе, в Крыму, в Азии и Китае. Число нищенствующих орденов за несколько десятилетий увеличилось настолько,что II Лионский собор 1274 г. вынужден был оставить только четыре наиболее крупных (доминиканцы, францисканцы, августинцы-еремиты и кармелиты), а остальные распустить. В XIII—XIV вв. разрешенные ордена широко распространились во всех странах Западной Европы, проникли за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державу монголов в Центральной Азии, Китай, имели женское ответвление — «второй орден», и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в «третий орден». Несмотря на ряд общих черт, важнейшие из нищенствующих орденов, доминиканцы и францисканцы, имели свою ярко выраженную специфику, обусловленную личностями отцов-основателей, что в свою очередь отражало растущую индивидуализацию религиозной практики. Св. Доминик (ок. 1170—1221), испанский каноник-августинец, в нач. XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организации эффективной проповеди во имя сохранения целостности католической церкви. Официальное название доминиканцев, выражающее специфику ордена, — братья-проповедники. Апостольская неприкаянность и аскеза представлялись Доминику орудиями обретения святости, главным условием успешной проповеди. Нужды грамотной проповеди определили и другое важнейшее направление деятельности доминиканцев— изучение теологии. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали разветвленную сеть теологического преподавания, включавшего также изучение языков, необходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно доминиканцы во многом определяли, что есть истинное христианское учение. Из их числа вышел св. Фома Аквинский (1225/26-1274) - крупнейший авторитет католического богословия. Симптоматично, что большинство инквизиторов были доминиканцами, а их неистовость в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote