природный сад
17-12-2006 18:28
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Экологический подход при создании частного сада — не роскошь, а насущная необходимость. И со стопроцентной уверенностью можно предсказать, что именно это направление ландшафтного дизайна будет активно развиваться в ближайшем будущем. Продиктовано это как объективными причинами (в Подмосковье все отчетливее чувствуется ядовитое «дыхание» мегаполиса), так и субъективными (клиенты становятся более взыскательными, и требования их к качеству рукотворных ландшафтов повышаются с каждым днем). Отмечено, что в последнее время значительно возрос интерес к природным садам.
Если бы потребовалось выразить суть природного сада одним словом, то такое слово нашлось бы сразу: «простота». Простота, но не в смысле «примитив», а в смысле легкости и естественности, характерной для дикой природы.
Природный сад, рожденный руками человека, должен гармонично влиться в ближайшее природное окружение. Поэтому при создании такого сада не требуется поворачивать реки, достаточно лишь слегка подправить ландшафт, который уже создан на вашем участке природой. Зато пристальное внимание следует уделить тем важным мелочам, что ускользают от внимания «традиционных» дизайнеров, практикующих поспешное и незамысловатое строительство. В саду, удачно имитирующем природный ландшафт, предусматривается создание различных сред обитания живых существ, как и в дикой среде, — от солнечных лужаек до влажных берегов водоема.
В природных садах нет нужды применять химические средства защиты растений, так как здесь со временем устанавливается биологическое равновесие.
Этот стиль как нельзя лучше подходит для оформления лесных участков. В качестве примера приведем случай из практики.
Сад «выходного дня»
Рублево-Успенское шоссе. Холмистые просторы, перелески, сосны, ели. Загородный дом вырос на окраине небольшого коттеджного поселка. Площадь участка, который однажды уже обустраивали его владельцы, составляла 20 соток. Со временем у хозяев появилась возможность присоединить к своим владениям еще 30 соток. Правда, «свежее» приобретение было незавидным — овражек с довольно крутым склоном, поросшим соснами и елями, с вкраплениями тоненьких рябинок и белоствольных красавиц березок. Весной, во время таяния снега, овраг заливала вода, которая стояла до середины лета. В низине среди непроходимых зарослей ольхи звенели тучи комаров и далеко разносился хмельной, дурманящий аромат болотных трав.
Ландшафты, обустроенные на сложном рельефе, слывут самыми выразительными, но они же оказываются самыми трудными в работе и поэтому довольно дорогостоящими. От нас же требовалось создать «сад выходного дня», то есть сад, дарящий своим владельцам всю гамму впечатлений от общения с природой, но отнюдь не «радости» сельского труда. Так родилось решение о создании природного сада.
Естественность создается сложно
После того как разобрали забор, отделяющий новую территорию от старой, от него остался фундамент, все еще исполняющий роль подпорной стенки. Бетонную ленту фундамента было решено выложить отделочным камнем и задекорировать группами кустарников: лапчатки, вейгелы, кизильника горизонтального и спиреи. Теперь вдоль подпорной стенки змейкой вьется дорожка из плитняка, на пути которой среди гравия и камней попадаются группки примул и колокольчиков, куртинки злаков (келерии и овсяницы).
Для осушения низины было решено проложить ручей и организовать дренаж. Кстати, хозяева наотрез отвергли проект одной фирмы, предлагавшей отлить ложе ручья из бетона. Зато с пониманием отнеслись к нашему предложению сформировать ручей естественного характера, с плавными поворотами русла, укрепить берега специальной сеткой и с помощью рулонного газона. Ландшафт этой части сада пришлось создавать практически с «нуля», поэтому большим подспорьем при проектировании оказалось компьютерное моделирование.
Через ручей по проекту предусматривалось перекинуть два мостика. Один — большой, основательный, другой — маленький, узкий, с низкими перилами.
Все вместе и по частям
Интригующее, многоплановое пространство формируется только в том случае, если картина сада не разворачивается перед нами сразу широкой панорамой, а демонстрируется зрителю словно по частям. Этот эффект достигается чередованием открытых и закрытых мини-пространств. В нашем случае свободные пространства — лужайка перед домом, ручей и, наконец, широкая гладь водоема — возникают и исчезают перед гостями, впервые совершающими прогулку по саду, почти неожиданно.
Зато с веранды верхнего этажа дома открывается целостная и очень живописная картина, где на заднем плане темнеют кроны сосен, с которыми сливается ажурная листва других деревьев — нежно-салатовая весной, зеленая летом и золотисто-оранжевая осенью.
В тени
Рядом с прудом расположилась миниатюрная рощица из ольхи. Здесь под пологом деревьев всегда прохладно и сумрачно. Довольно густая тень не позволяла создать хороший газон. Но положение спасли теневыносливые растения: копытень, тиарка, медуница, а также ландыши, роджерсия, папоротники, волжанка, купена. По самому краю рощицы посадили группы лесной герани, аквилегии, хосты, примулы и бадана. Рощицу огибают дорожки из песчаника. Желтоватые камни и зеленовато-белая листва пестролистной сныти оживили всю картину, высветлив самые темные уголки этой части сада, а в июле ее дополнительно расцвечивают яркие вспышки соцветий астильбы.
По образу, но не по подобию...
Хотя желание владелицы участка видеть в своем саду черты дизайна японского сада может показаться на первый взгляд легко осуществимым... но мы сразу отвергли идею прямого копирования популярного восточного стиля: для нас было намного важнее передать его дух. Поэтому мы отказались от традиционных каменных фонариков, красных горбатых мостиков и бамбукового желоба с льющейся по нему водой.
Если же рассматривать садоводство не только как особый вид искусства, но и как средство выражения восточной философии, способ передачи духовных ценностей зрителю, наш японский сад «обречен» стать местом, предназначенным для уединения, для созерцания и размышлений, что нисколько не противоречит потребностям русской души!
Для того, чтобы ничто не перебивало медитативного настроя в саду, из него убирается все, что напоминает о мирской суете. Даже к растениям предъявлены особые требования: они не должны привлекать излишнее внимание буйством красок или утомлять большим разнообразием. Поэтому в японских садах вы никогда не увидите коллекции различных видов растений, как это принято на Западе. Несколько папоротников, один-два кустарника и группа цветущих растений одного вида, например ирисов. Такой аскетизм имеет очевидное преимущество: это сады, требующие минимального ухода.
У традиционного японского сада мы позаимствовали низкие деревянные мостки, проложенные над миниатюрным болотцем с ирисами и традесканцией, а также извилистую дорожку из плоских камней неправильной формы, уложенных на гравий и имитирующих брод через реку.
Прямые и кривые
Мы об этом не задумываемся, но эмоциональное восприятие среды во многом зависит от геометрии окружающего пространства, от того, насколько оно «искривлено или спрямлено».
Например, преобладание горизонтальных линий в ландшафте ассоциируется с равновесием, покоем (недаром поездка по прямому однообразному шоссе действует так усыпляюще!), символизирует прочность, устойчивость, безопасность. Вертикали, диагонали и извилистые линии, напротив, символизируют для нас движение, стимулируют, нацеливают на динамичное восприятие окружения.
Особенности воздействия на психику человека геометрии пространства всегда учитываются архитекторами при проектировании жилой и ландшафтной среды: правильные комбинации из кривых и прямых линий позволяют сформировать наиболее комфортное жизненное пространство.
Еще на стадии проектирования мы условно разделили сад на две части. В одной из них должны преобладать горизонтальные линии, в другой — диагонали и кривые.
Гладкое зеркало искусственного водоема и плоский деревянный настил стали для нас искомыми горизонталями, даже плакучая ива, растущая у пруда, символизирует покой и умиротворение. В пруд поместили водные растения (кувшинки, тростник), по берегу высадили прибрежные виды. Выдающийся далеко в пруд деревянный помост позволяет с близкого расстояния наблюдать «сценки из жизни» водных и прибрежных обитателей.
В знойный день водоем, приспособленный для купания, превращается в излюбленный утолок отдыха. Здесь в воскресные дни собираются все члены семьи, иногда и с друзьями. Но лучшее время для таких встреч — летний вечер, когда поблескивающая поверхность воды и деревья в неясном свете светильников и плавающих свечей превращаются в фантастическую театральную декорацию.
В той части сада, проект которой построен на преобладании диагональных и кривых линий, мы стремились создать различные видовые фрагменты, постепенно раскрывающиеся перед зрителем. Красочности в общую динамичную картину добавил оптимистический желтый цвет — цвет песка. Здесь была насыпана песчаная коса.
И сразу же по-новому зазвучали хвойники, заиграли на солнце красные ягоды кизильника Дамме-ра. Эти невысокие кустики (всего 20 см) способны разрастаться и создавать настолько плотный массив, что он препятствует росту сорняков. В небольшие ложбинки мы посадили группы папоротника и ас-тильбы, яркие соцветия которой в июле словно пунктирной линией отмечают все повороты дорожки.
Молодые посадки пихты, лиственницы, сосны кедровой и сосны горной, можжевельника и кусты дерена способны заманить в сад и в зимнее время.
Так был создан этот природный сад — прекрасный, загадочный, русский, но... с едва уловимым ароматом Востока.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote