Искусство модерна давно уже называют эльфийским. Растительные орнаменты, изгибы линий, напоминающие засохшие стебли и листья, смесь иррациональности и щемящей красоты - всё это отвечает нашим представлениям о том, каким должно быть искусство эльфов. И современная культура уже откровенно использует художественные приемы ар-нуво, чтобы воссоздать прекрасный быт Дивного Народа. Фильмы Питера Джексона здесь - пример ярчайший, но лишь первый в ряду. Практически бесконечном ряду...
[x230]
[x230]
[x230]Но и сами мастера, творившие более ста лет назад, осознавали свою близость к эльфам. Примером чего и является эта, не такая уж и маленькая, подборка. И среди многочисленных женских образов, вписанных в растительный орнамент, то тут, то там возникали те, кого мы сегодня называет "эльфы с крылышками" или фэйри, а мастера ар-нуво совершенно правильно называли сильфами. Или сильфидами, что еще точнее.
[x220]
[x220]Как легко видеть, большинство сильфид столетней давности - это дамы с довольно пышными формами; иногда их одежда и прически напоминают стиль того времени. Но поскольку ар-нуво - это еще и эротизм, то обойдемся и без одежды. Красивой феечке достаточно крыльев ;)
[x230]
[показать]
[x230]Пришло время поговорить о мастерах. Фигура номер один здесь - парижский ювелир Рене Лалик (Rene Lalique). Позже он займется художественным стеклом и будет создавать флаконы для духов (ударение на второй слог!), сводящие с ума не менее ароматов, в них налитых, но в 1895-1900 годах он творит ювелирные украшения.
[x230]
[показать]
[x230]Следующая фигура - испанский ювелир барселонец Луис Масриера (Luis Masriera). Он много работал в Париже и Женеве, испытал несомненное влияние Лалика, но всё же создал свой стиль, заметно отличающийся от работ французского коллеги.
[x230]
[показать]
[x210]Его дам, как "человеческих", так и сильфид, легко опознать по "тающему" длинному подолу, который завершается "капелькой" - жемчужиной или драгоценным камнем.
[x230]
[x230]Парижанин Анри Вевер (Henri Vever) - фигура менее масштабная, но, как легко видеть, имеющая собственный взгляд на искусство вообще и сильфид в частности.
[x230]
[показать]
[x230]Пока мы вели ученую беседу о художниках, эротизм восторжествовал и сильфиды разделись донага. Лалик здесь прибегает к художественному приему, который потом независимо от него придумают художники японского анимэ: сочетанию сексуальности и недоступности в одном образе. Наши феечки обнажены, но ноги у них сжаты. Заметьте, эти красавицы выглядят куда более волнующими, чем те, что открывали все свои прелести выше.
[220x]
[200x]
[200x]Заметили, что позы обнаженных сильфид практически одинаковы? Не только Лалик грешил этим. Феечка Лафита в самой верхней строчке и та, что здесь, так же отличаются лишь движением левой руки. И крыльями, конечно, крылья - это ж главное!
[170x]
[показать]
[190x]К сожалению, информацию о мастере не всегда удается найти. Равно как и большие версии фото. И если что-то не кликается - это не ошибка верстальщика, это - увы. И если нет подписи - то же самое.
[x210]
[x230]Очень распространенным украшением эпохи модерна была "брошь-кулон", которую можно было носить и так, и так. Гораздо реже мастера делали традиционные ожерелья.
[x230]
[x230]
[x230]В ювелирном искусстве ар-нуво часто встречаются женские головки в обрамлении листьев или орнамента. Крылья бабочек и стрекоз для этого тоже прекрасно подошли.
[x210]
[x210]
[x210]Оставляю читателей гадать, что это за странные головокрылые существа и полагается ли им тело ;)
[x210]
[x210]
[x210]В других случаях орнаментализм становится настолько очевиден, что смотреть на эти бестелые головки - значительно легче.
[x230]
[x230]
[x230]
[220x]
[x230]
[220x]Ювелирное искусство ар-нуво знаменито тем, что и само, как эти головки, - сочетание несочетаемого. С одной стороны, драгоценные металлы, бриллианты, жемчуга. С другой, - эмаль и, реже, цветное стекло. Казалось бы, атрибуты бижутерии. Но создаваемые произведения были настолько прекрасны, что великосветская публика приняла сочетание эмали с бриллиантами и эти украшения распродавались мгновенно. Отчасти, повторяемость этим и объясняется: огромным спросом.
[показать]Одним из эталонов эпохи ар-нуво стало это украшение: гибрид женщины со стрекозой. Прекрасное и жуткое одновременно...
Не только броши и кулоны украшались сильфидами. Реже эти образы встречались на гребнях...
[x230]
[показать]
[x230]...и трости. А еще они не так уж и редко появлялись в отделке ламп и прочих предметов домашнего обихода. Но об этом - как-нибудь в другой раз :)
[x230]
Слева: брошь (компания "Горэм", США). Справа: дамская прогулочная трость (Рене Лалик).