Это цитата сообщения
UndiscoveredSoul Оригинальное сообщениеда, я не собираю отзывы, как некоторые *многозначительный кивок в сторону
esmira*
да, я читала много отзывов....
но этот меня чем-то зацепил больше других... так что я не удержалась....
читая его я смеялась до слёз и рыдала сквозь смех....
он потрясающе передаёт настроение концерта, и после прочтения у меня такое ощущение, будто я перенеслась на полторы недели назад *а кажется, что уже целая вечность прошла....*
огромное спасибо автору!!! я не великий литератор, и не умею выражать свои чувства словами, но этот отзыв такой, каким в идеале мог бы быть мой... я подпишусь под каждым словом!!!
Бал у Королевы
Итак, представляю вашему вниманию мои сомнительные писательские потуги, гордо именуемые «отчет о концерте Квин в Москве».
Когда я сажусь за написание подобных ревью, мне безумно хочется, прежде всего, прочувствовать каждое слово настолько, чтобы одно стало воплощением той самой эмоций, которую уже не пережить заново. Так чтобы это было и красиво, и правдиво, как те самые первозданные ощущения. Один великий человек как-то сказал: «Относитесь к своим воспоминанием с особой бережливостью. Ибо вы не сможете их повторить». Попробуем вспомнить – и получше запомнить – вместе.
Я не буду рассказывать о том, как меня отговаривали идти на концерт, лучше я побольше расскажу о нем самом. Ну, и чуть-чуть о предвкушении.
Для меня группа Квин это словно какой-то сказочный персонаж из детства, с которым очень хотелось встретиться, но получалось только на страницах книг или на экране. И от этого они казались каким-то потусторонним мифом, несбыточной мечтой, но в тоже время порой даже ближе и роднее существ реальных. Забавно, правда? И вот мы, наконец, встретились – наяву.
Но до этого был процесс поисков-вхождений-прохождений на стадион – я, избалованная финской организацией, с сожалением вспомнила, в каком нахожусь государстве, когда спорт комплекс Олимпийский пришлось обогнуть чуть ли не три раза, чтобы найти и найтись. Но это все мелочи.
Оказались мы в тепле. Нашли вход трибуну, разместились. Ах, да, я ж еще в униформу переоделась! (спасибо Эсмирочке). Сели мы и приготовили свои уши к прекрасному, а на нас из всех колонок обрушился Эй-си Ди-си. И вот тогда мне захотелось обратно – хоть под дождь, хоть под снег, лишь бы не слышать это вопящие-визжащее-пищащее существо, имя которому Брайан Джонсон (запомните – и держитесь от него подальше). В следующий раз, когда мне кто-нибудь скажет, что у Боба Дилана невозможный голос, я включу им что-нибудь из репертуара австралийских металлистов. Воистину – все познается в сравнении. Инна даже о затычках для ушей всплакнула)))))
Целый час нам выносил мозг этот шум, который назвать музыкой даже язык не поворачивается – не знаю, почему (и главное – за что?) для коротания времени был сделан такой далеко немилосердный выбор.
Но вот погас свет и… началось волшебство.
На экране мелькали молнии и межпланетные пространства, из колонок слышались оглушительные раскаты грома. Было не страшно, было красиво. За ожидание мы были вознаграждены сполна. Почему всегда так? Ждешь чего-то, ждешь, а потом все происходит так неожиданно и стремительно?..
Под звуки начавшейся One Vision я вспоминала вечер в теплой компании у Эсмирочки дома и юморные съемки клипа на эту песню. Вспоминала заразительный смех Фредди… Сначала до меня с трудом как-то доходило, что все это УЖЕ происходит, все было как сон, который почему-то начался еще в реальности. Но я очнулась. И мысленно со всеми поздоровалась. Привет, Брайан! Привет, Роджер! Привет, о неизвестный мне басист! Привет, Пол.. Привет..
Роджерс, как ни странно меня почти не раздражал, хотя до концерта я тоже была настроена скептически. «Это хорошо» – подумала я. Всегда лучше ошибаться до и получать больше ожидаемого после, чем жалеть о неоправданных надеждах. Но жалеть о чем-либо тогда не было никакого желания – я была поглощена тем, что старалась как можно полнее запечатлеть все творящееся вокруг великолепие.
Первой песней, которая по-настоящему взорвала зал стала The Show Must Go On. После нее каждая новая композиция уже звучала не только из уст Пола, а подхватывалась залом без лишних просьб. Роджерс много перемещался по сцене, крутил микрофонную стойку, улыбался зрителям и чувствовал себя вполне расслабленно. Если в зале и было напряжение в самом начале, то сейчас он отдавался музыке, забыв о предубеждениях. По крайней мере, мне очень хотелось так думать.
Отгремели гимноподобные I want it All и Hammer to Fall, отзвучали околдовывающие Kind of Magic и I want to Break Free. Только я вошла во вкус, как следом нас прикормили каким-то непонятным кантри. Я немного насторожилась, но зря (потом оказалось, что это песня Пола. Фух…)
И вот – то, чего я ждала, наверное, больше всего. Померкла сцена. Спустя несколько секунд на коридоре, врезающимся в Фан-зону (и именуемом страшным словом аппендикс.. эээ…можно, я буду называть его пирс - так романтичней))) так вот, на пирсе один из прожекторов выхватил маленький островок среди черного моря в огоньках зажигалок – Брайана на стульчике с гитарой.
- Привьеет! Как дела? – выдал он почти по-русски.
Он еще спрашивает! Лучше не бывает! Такой вечер, приятный полумрак и вы, Мистер Мэй. Как у нас могут быть дела при этом? Кроме шуток, это было чудесно.
Брайан рассказал нам трогательную историю о том, как бы он хотел знать русский, потому что он его не знает, а только притворяется, что знает - ради нас, о том, как они мечтали приехать в Россию и как теперь это стало возможным и как «здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Не все…
- С нами уже нет удивительного Фредди, но сегодня мы можем спеть для него песню.
И началась она – Love of My Life. Я обещала себе, что не буду плакать. Но я не сдержала обещание. Когда вслед за Брайаном зал нараспев затянул
Love if my life can’t you seeеееееее
Bring it Back, Bring it back
Don’t take it away from me because you don’t know
What it means to meеееее…
Нет, мы знаем, что это значит. Это больше чем песня – это словно невидимая нить через года – туда, на Уэмбли, в Боул, в Монреаль – туда, где звучал голос Фредди, где он протягивал в зал руки и ждал ответного чувства.
После нашего вокального упражнения из уст Брайана вырвалось редко употребимое в английском и оттого еще более лестное “stupendous!” – он явно был впечатлен. А что может быть лучше, чем похвала от самого Брайана Мэя? Лучше может быть только одно – петь с ним вместе одну из своих самых любимых песен.
I will be there at your side to remind you
How I still love you.. I still love you…
В этот момент, первый раз за концерт (но не последний), я почувствовала, что Фредди где-то рядом. (Привет, Фредди!) Что исполняя эту песню, мы воскрешаем его – каждый раз.
- Хотите спеть еще раз?
- ДААААААА!
- К сожалению, у нас нет времени – и Брайан действительно сожалеет. Мне кажется, эта композиция для него не просто очередной пункт в концертном сет-листе, а нечто особенное. Быть может, она его самого возвращает в прошлое, в молодость, которая всегда светлее и слаще. И всегда он поет эту песню с обнаженной душой, в которой – боль утраты. Я так явственно ее чувствую. Эту боль…
…но мы можем спеть что-нибудь другое!
- Уррррра!
При этом на аппендиксе (ну вот, опять! На пирсе, на пирсе…) с легкой руки пообещавшего нам «чудо» Брайана появляется большой барабан с надписью QUEEN и потом еще маленький ”babydrum”– как назвал его маг и волшебник Мэй. Он же выступает и в роли конферансье, подробно комментируя происходящее и уверяя, что такого electrobass’a мы нигде и никогда не слышали. «Вот еще у нас тамбурин» и такой «стульчик симпатичный». Когда приготовления закончились, он обратил свой взор к зрителям:
- Тааак. И чего же нам не хватает?
Все знали, чего, а точнее кого так не хватает нам всем для полноты картины.
- Мистер Роджер Тэйлер!
И зал снова врывается овациями. Да-да, мы ждали его именно там! Не закопавшегося где-то в глубине сцены в барабанной установке, а поближе - рядом, на виду. Мир должен знать своих героев! Я подозревала, что сейчас будет. А уж когда Брайан завел рассказ про свой ненаглядный космос, отпали последние сомнения. ’39! Очень жаль, что эта песня не так популярна как ее предшественница, однако народ все же довольно уверенно (особенно в Фан-зоне) справился со своей миссией, когда воодушевившийся Брайан отдал припев на откуп залу.
- Зачем мы вам? Вы и сами отлично поете! – улыбается он.
Шутник! мы ВАС хотим, Господа!
Пол по-прежнему не нарушал идиллию общения оставшейся половины старых-добрых квинов и их поклонников. Настало время Роджера. Долгожданное, заслуженное. Он начал барабанить, постепенно наращивая темп и тут я почувствовала себя как на спиритическом сеансе. «Насчет три вы погрузитесь в глубокий транс. Раз, два, три!» Не помню, сколько это длилось, что говорит о том, насколько действенно было производимое над нами шаманство. «На три вы очнетесь и услышите I'm In Love With My Ca r». Ну, надо же, и правда! Я не большая поклонница этой песни в принципе, но голос Роджера было слышать отрадно. А как он стучал! Пока длилась эта песня, я успела вспомнить все известные мне анекдоты про барабанщиков (и показать им всем большой кукиш), а еще успела забыть, что нет Пола. И закралась у меня мерзопакостная мыслишка – о том, что ну и пусть себе пьет чай за сценой. Я, неблагодарная, конечно, но я еще буду петь ему диферамбы. Или что-то типа того. Но позже.
Он вернулся вместе с Say It’s Not True (какая ирония!), которая открылась для меня по-новому. С лучшей стороны. А потом настало время уже «отдать должное прошлому Полу» - как благородно выразился Брайан. Экран вдруг стал черно-белым – дабы мы еще явственней ощутили атмосферу тех ушедших десятилетий.. Но, по-моему, больше всех этой ностальгией проникся сам Пол Роджерс, а зал откровенно скучал. Правда, хлопал. Вяленько. Ради приличия. В самом деле, мистер Роджерс. Имейте совесть. Чай не на ваш сольный концерт пришли. Однако после объявления следующей песни я оживилась – было от чего.
Shooting Star я знаю наизусть, правда в другом, на мой взгляд, правильном исполнении, когда она звучит в 4 раза медленнее. Ведь это песня-история, которую надо рассказывать не спеша и с чувством. История о безвременно упавших звездах. На экране мелькали знакомые лица – Хендрикс, Марли, Джоплин… Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? А если они падают, спаленные славой? «Я подумаю об этом завтра», пожалуй. Ой, простите, что-то я классиков зацитировалась)))))
Просто я ищу вдохновения. Сейчас самое время рассказывать про соло Брайана, а я не знаю, как это сделать. Просто не знаю.
Тихо-тихо было в зале, светло-светло было на душе. И только эти звуки. Нет, не то слово. Это шелест листьев или шум прибоя или журчание прозрачной родниковой воды или соловьиная трель. Я просто не могу воспринимать это иначе – как что-то выуженное из каминной доски (будь она трижды Red Special), понимаете? Это не что-то механическое, не придуманное, не искусственное, а как будто – созданное самой природой, бесконечно прекрасное в своей гармоничности.
Ни одного лишнего движения. Эта аккуратность, стройность, изящность, одновременно - сдержанность и страсть, где-то напор, где-то даже ласковость, с которой он обращается, нет, даже лучше - общается с инструментом, не имеет аналогов. Кто-то играет на гитаре чуть небрежно, но необыкновенно экспрессивно, кто-то выводит умопомрачительные трели, кто-то берет мощью, кто-то виртуозностью исполнения, но все это не про Мэя. Игра Брайана похожа на тонкую ювелирную работу, где каждое прикосновение имеет смысл и привносит частичку в одно большое Прекрасное - целостное произведение искусства. Ошеломляющее своим совершенством. C ироничным названием Bijou.
You and me – we are destin…
От голоса Фредди я вздрогнула – он возник из ниоткуда и растворился в воздухе, как прекрасное видение – ускользающее в никуда. Поймать бы его – как светлячка в баночку. Эх…
И еще один бесценный подарок - пронзительная, окрыляющая Last Horizon (вот тут я уже точно бессильна поведать о том, КАК оно) - еще одно соло от Мэя-Чародея (о, рифма!) – и… я пришла в себя.
А Пол объявил Crazy Little Thing Called Love. Кто хоть раз слышал эту песню, знает, что та, ближе к концу есть такая фразочка – Ready Freddie – оставшаяся и в оригинальной записи и во всех концертных выступлениях – как бы в качестве реплике в диалоге музыкантов. Я гадала, сколько еще таких же, как я, кто помнит эту незамысловатую строчку, и сколько из них хочет отреагировать. Я ждала это момента – с тревогой и нетерпением. Я даже песню из-за этого прослушала. Глупо, конечно. Но в двух этих маленьких словечках для меня и заключался ответ на главный вопрос, который я задавала себе тысячу раз перед концертом. Это как лакмусовая бумажка – или безоговорочное «да» или равнодушное «нет». Третьего не дано. И вот, наконец
…until I’m ready
- READY FREDDIE! – скороговоркой выпалил зал!
Это было то самое безоговорочное «Да!» Эти два коротеньких слова как выражение одного до предела концентрированного чувства, символ того, что Фредди все так же любим – спустя 17 лет пустоты.. И я невольно улыбнулась. Знаете, на протяжении концерта меня обуревали разные, противоречивые в большинстве своем эмоции – что-то внутри меня то неистово протестовало против присутствия Роджерса и отсутствия Фредди, то я смягчалась и убеждала себя, что нельзя сокрушаться о том, чего не суждено испытать. Я то теряла в песнях Фредди, но находила его снова, но вот в тот самый момент меня вдруг озарило – он жив! Он вот здесь (*показывает на сердце*) И отсюда он же никуда не денется. И я отчетливо, ясно как никогда поняла, что все, что происходит перед моими глазами - оправдано, что все правильно, что никто не забыт и ничто не забыто.
Мне так хотелось, чтобы радио «Гагу» спел Роджер – продлить очарование, но нет… Но все равно это было потрясающее зрелище – наблюдать, как по крайней мере 10 тысяч человек воспроизводят это знаменитое “hands clapping” – всегда мечтала сделать это вживую, эти мгновения единств, они всего дороже! Сейчас смотрю это на видео. Любуюсь.
Когда началась Богемская Рапсодия и я услышала Фредди.. Пусть не живьем, но первый раз это было в моей жизни так масштабно, так громко и в таком особенном месте – его голос разносился по всему залу и проникал под самую кожу..
Mama, didn’t mean to make you cry
If I’m not back again this time tomorrow
Наверное, не было в зале человека, который бы не пел эти строки вместе с Фредди. Во время «оперной» вставки на большом экране сменяли друг друга фотографии и видеокадры Меркюри разных лет, через которые била его энергия и его жажда жизни, в каждом его маленьком безумстве. Эти глаза и эта улыбка… На сцене стало темно и пусто и эти поистине божественные звуки как будто возносили нас к небесам. И было нам всем счастье…
Но Пол быстренько опустил нас на грешную Землю. В какой-то момент сердце снова закричало «Не покушайся на святое!», но я заставила его замолчать. И я объясню, почему.
Знаете, я не хочу быть сволочью. Не хочу, как многие кричать: «Без Фредди ((читай – с Полом Роджерсом) Квины уже не те! «Кому они такие нужны?» и так далее – насколько хватит фантазии. Я могу сколько угодно шутить по этому поводу – но именно шутить. На самом деле, я не считаю, что Пол, как многим нравится думать, «присоседился» к славе Квинов и теперь колесит по миру и собирает пожитки той популярности, которую недособрал «в свое время». А в его время у него была, прошу заметить, СВОЯ группа – вполне самодостаточный артист, и он сам не позиционирует себя как новый вокалист группы (это журналисты придумали его так величать). Взгляните на афиши – что там написано? Вот-вот. Никакого обмана. Все знали, на что идут. И Пол тоже знал. И он –отважный человек, раз добровольно согласился на такую ношу – быть «вечно вторым» в сердцах поклонников Queen. Ему не избежать бесконечных сравнений с неповторимым Фредди Меркюри, но, мне кажется, именно повторять и не стоит. Вчера я обратила внимание, что временами Роджерс пытается копировать Фредди и где-то что-то у него даже получается. Не знаю – может, это происходит на бессознательном уровне, может, мне так слышится, потому что все песни группы были написаны под голос Фредди и Полу так или иначе приходится «дотягивать» свой. А свой у него очень даже приличный.
Так вот, при всем желании Роджерс не станет Меркюри. Не потому что «птица не такого высокого полета», не люблю эти категории – «хуже-лучше», он просто другой. Так примите же – или смиритесь.
А зал тем временем вслед за дуэтом Меркюри-Роджерс (здорово было сделано! Не нашим – не вашим)))))) допевал:
Nothing really matters to me
Anyone can see
Nothing really matters
nothing really matters
To meeeee
…и ударил гонг, я почувствовала, что все как будто куда-то плывет. И стучит, и шумит и вибрирует. А это «всего лишь» затряслись стены – предположительно, от топанья пары десятков тысяч ног. На секунду даже стало страшно, а потом все это соединилось в продолжительные рукоплескания и радостные крики. Я забыла обо всем на свете. И вдруг снова показалось, что Фредди где-то рядом – незримый соглядатый.
Если бы все закончилось сейчас, я бы не сильно расстроилась, потому что эмоции и так были запредельны.. Но какой же концерт без We Will Rock You и We Are The Champions? На одном дыхании мы прохлопали первую и пропели вторую – и опять все на секундочку призабыли, какой год сейчас на дворе.
И вышли они на поклон. Мне показалось, что Пол устал больше, чем остальные. Наверное, не только физически. Опа! Палочки Роджера полетели в толпу и я искренне пожелала человеку, ставшему их счастливым обладателем, добраться домой живым. Под звуки God Save The Queen бал закончился. Феерический, незабываемый бал у Королевы. И правда храни ее бог – вечно молодую.
Как всегда пройдусь по персоналиям – не всегда в контексте общего повествования удается все упомнить.
Пол. Ну, я собственно, все уже сказала. Конечно, он не герой из той самой детской сказки – может быть, просто не из моей сказки, из чьей-то другой. Но так и должно быть в жизни. Оказалось, были люди, которые шли на концерт именно ИЗ-ЗА Роджерса. Я думаю, это о чем-то да говорит. Но меня он, как сейчас модно выражаться, «не цепляет». Ну, ни каким местом не цепляет. Вот смотрю на Брайана, на Роджера – такие родные лица, одно их созерцание согревает. А смотрю на Пола – и ничего не чувствую. Но, тем не менее, он хорош. Я хочу сказать ему СПАСИБО за этот вечер – без иронии и сарказма – от чистого сердца.
Брайан. Черт, я даже не могу сказать, что я влюбилась, потому что влюбилась я в Брайана уже довольно давно! Но вы только посмотрите – он играет на гитаре как король королей, у него красивейший голос, он непринужденно находит общий язык с публикой (а этот прелестный чисто британский выговор! Ах!), у него отличное чувство юмора и абсолютно никуда неисчезнувшее за 30 лет обаяние, такие же никуда не исчезнувшие кудри и – и, О, боги - он в кедах! Такой настоящий, земной и такой душевный.
И еще мне хочется отметить одну маленькую деталь. Для кого-то она незначительна, но для меня это принципиально важно. Мэй – чуть ли не единственной среди современных гитаристов, отдающий предпочтение технике “fingerpicking”. Сейчас почти никто даже на акустике без медиатора не играет. Но я никогда не любила эти штуки – с ними теряется связь с инструментом. Это все равно что вести диалог через глухую сцену – теряется 80% восприятия. А когда ты без всяких преград касаешься непосредственно гитары, то становишься с ней одним целым – ты чувствуешь некий пульс, который невозможно передать через кусочек пластмассы или железа – он бьется под струнами, в подушечках твоих пальцев.
Роджер. Когда-то Роджер Тэлор был умилительным белобрысеньким большеглазым мальчишкой, самозабвенно лупящим по тарелкам-барабаном и пожалуй, одним из немногих ударников, кто настолько же самозабвенно мог петь что-то звучное в микрофон. Шли годы, белобрысый мальчик в драных джинсах превратился и блондинистого дяденьку в более приличной одежде, выкуривший половину своего голоса, но! Стоп, часы! – это все тот же безумный Родж! Мне кажется, нет ничего на свете более завораживающего, чем наблюдать за поющим барабанщиком! Say it’s Not True в его исполнении звучала для меня как-то по новому – отчаянно и даже немного трагично. При всем уважении к вступившим во втором и третьем куплете Брайану и Полу, никто из них именно в эту композицию не привнес столько чувства, сколько Роджер, одновременно и терзающий микрофон и держащий пусть неторопливый, не терпящий ни малейшего сбоя барабанный ритм.
P.S. И еще несколько слов о математическом конфликте Queen - Freddie Mercury + Paul Rogers = …
Я знаю, есть люди, которые называют это предательством. Но в чем же оно? В том, что Брайан и Роджер продолжают дело, начатое когда-то Фредди, поют его и, свои песни, авторами которых они являются по праву, вы их назовете предателями? Людей, которые на 6 лет отказались от концертной деятельности, когда Фредди уже не мог выступать из-за болезни. Людей, которые видели, как медленно умирает их друг и после его смерти по крупицам собирали материал для последнего альбома в прежнем составе – Made in Heaven? Я помню, как смотрела интервью этих двух людей, датированное 1991 годом. Я помню Брайана, который отводил взгляд от камеры и еле сдерживал слезы, произнося слова, в которые сам не верил – о том, что «Фредди поправится». Я помню молчаливого и постаревшего сразу лет на 10 Роджера, прятавшего глаза за черными очками. Одному богу известно, чего им стоило все это пережить. Это те самые люди, благодаря которым новое молодое поколение имеет уникальную возможность слышать эти песни и более того – видеть живые концерты. Queen уменьшились ровно вдвое и, наверное, о Джоне Диконе вспоминают только истинные фанаты, а 98% процентов всех, кто когда либо слышал об этой группе, думают, что ее лучшая половина потеряна навсегда.. Но лично я всегда была против такой трактовки. Я не стану преуменьшать вклад Брайана Мэя и Роджера Тэйлора в это общее дело, которое их стараниями – живо и по сей день.
Однако, по-прежнему есть радикально настроенные субъекты, называющие себя «настоящими поклонниками Queen». Но мне кажется, что все как раз наоборот. Настоящие поклонники умеют ценить то, что у них есть сейчас, они хранят память – только память, а не отчаянно цепляются за прошлое, они умеют принять выбор своих любимцев. А выбор Брайана и Роджера – новая музыка с Полом, новый альбом, новые песни – для себя, для публики. А старые – они все для Фредди и только для него.
А Роджерс при всем желании никогда не будет петь как сами-знаете-кто, он не станет им, и уж тем более – уже не сможет завоевать ту любовь, которую поклонники лелеют к Меркюри. Все, что он может – уповать на их уважение – и это то, чего он, безусловно, заслуживает.
В общем, я решила эту нелегкую задачу для себя так:
Queen – F.Mercury = 2 полноправных Короля +P.Rogers.
Спасибо за внимание и да, я тоже настроена на диалог))))
P.S. Попозже еще будут допы))) Afterparty, так сказать))))