В колонках играет - СЕКТОР В ОГНЕНастроение сейчас - ОФИГЕННОЕ«ЛОКОМОТИВ» (МОСКВА). Главы 1 – 5
Клуб основан 12 января 1936 года
Адрес: 107553 Москва, ул. Большая Черкизовская, 125
Клубные цвета: красно-зеленые (современные), красно-белые (исторические)
Сайт клуба: www.fclm.ru
Форма: домашняя – красные футболки с зелеными вставками, красные трусы и гетры; гостевая – белые футболки с красными и зелеными вставками, белые трусы и гетры.
Прежние названия: «Кружок футболистов Казанской дороги» (1922), «Клуб имени Октябрьской Революции» (1923 – 1930), Клуб «Московско-Казанская железная дорога» (1931 – 1935), «Локомотив» (1936 – ...)
Стадион: Центральный стадион «Локомотив» (28 800)
Размер поля: 105*68 м
Спонсоры клуба: «Российские железные дороги», Adidas, ТрансКредитБанк, ТрансТелеКом
Председатель совета директоров клуба: Сергей Липатов
Президент клуба: Валерий Филатов
Главный тренер: Славолюб Муслин
НАГРАДНОЙ ЛИСТКомандные награды:Вице-чемпион СССР (1): 1959
Чемпион России (2): 2002, 2004
Кубок СССР (2): 1936, 1957
Кубок России (4): 1995/96, 1996/97, 1999/00, 2000/01
Суперкубок России (2): 2003, 2005
Кубок чемпионов Содружества (1): 2005
Индивидуальные награды:Лучший игрок года (5): Алексей Смертин (1999), Руслан Нигматуллин (2001), Дмитрий Лоськов (2002, 2003), Дмитрий Сычев (2004)
Лучший бомбардир чемпионата России (2): Дмитрий Лоськов (2000 – 15, 2003 – 14)
Примечание: «Лучший игрок года» определяется по итогам референдума еженедельника «Футбол».
ЗНАМЕНИТЫЕ ИГРОКИИван Андреев, Виктор Лавров, Владимир Мошкаркин, Алексей Соколов, Валентин Гранаткин, Михаил Жуков, Николай Ильин, Петр Теренков, Василий Карцев, Виктор Лахонин, Геннадий Забелин, Евгений Лядин, Виталий Артемьев, Валентин Бубукин, Евгений Рогов, Александр Климачев, Юрий Ковалев, Виктор Соколов, Виктор Ворошилов, Игорь Зайцев, Владимир Маслаченко, Валерий Газзаев, Гиви Нодия, Валерий Петраков, Сергей Горлукович, Юрий Гаврилов, Игорь Чугайнов, Дмитрий Аленичев, Сергей Овчинников, Александр Смирнов, Олег Пашинин, Олег Гарин, Юрий Дроздов, Алексей Косолапов, Владимир Маминов, Саркис Оганесян, Евгений Харлачев, Сергей Гуренко, Андрей Соломатин, Заза Джанашия, Игорь Черевченко, Дмитрий Лоськов, Руслан Нигматуллин, Алексей Смертин, Вадим Евсеев, Марат Измайлов, Дмитрий Сенников, Сергей Игнашевич, Джейкоб Лекхето, Джеймс Обиора, Малхаз Асатиани, Динияр Билялетдинов, Франциско Лима, Дмитрий Сычев
ИЗВЕСТНЫЕ ТРЕНЕРЫАлексей Столяров, Михаил Сушков, Гавриил Качалин, Борис Аркадьев, Валентин Бубукин, Игорь Волчок, Юрий Семин
[показать]... ТАМ ГДЕ ПРОЛОЖЕН ПУТЬГлава 1. ВСТУПЛЕНИЕЧемпионат России 2005 года московский «Локомотив» мог завершить на самой верхней строчке турнирной таблицы. Если бы это произошло, то железнодорожный клуб озолотился бы в третий раз за последние четыре сезона в своей истории. Однако, добившись положительного результата в личных встречах со ставшими чемпионами армейцами и вице-чемпионами спартаковцами, железнодорожники, оставив впереди себя ЦСКА, по набранным очкам пришли вровень с красно-белыми, что из-за худшей забитых и пропущенных мячей в итоге отправило черкизовский поезд лишь на третий путь.
Руководство клуба такой итог восприняло как неудачу, и сезон в целом, несмотря на зимнюю победу в Кубке Содружества, получил отрицательную оценку. Что тут возразить: в последние годы амбиции московских железнодорожников выросли настолько, что бронзовые медали чемпионата России они считают теперь неудачей. К этому «Локомотив» приучил и своих поклонников. Но мало кто из них помнит, а может, и не знает вовсе, что за всю историю выступлений клуба в чемпионатах СССР железнодорожники ни разу не ступали на третью ступень пьедестала! И лишь однажды, в 1959 году, оказались в числе призеров, заняв второе место.
В советские годы стоявшим у истоков нашего футбола железнодорожникам редко удавалось ухватить фортуну за хвост. Но, несмотря на все подъемы и падения, «Локомотив» заслуживает статуса великого клуба. По крайней мере, по российским меркам. Ведь именно железнодорожники наравне с «Динамо», «Спартаком» и ЦДКА (так в то время назывался армейский клуб) открывали историю советского футбола, став участниками первого чемпионата страны.
Словно «двойной» Илья Муромец, пролежал на печи (а уж скорее – простоял в депо) этот необъяснимый «Локо». И через шестьдесят шесть лет со дня своего основания взял да и примчался первым к станции всеобщего назначения, обыграв для пущей убедительности ЦСКА в дополнительном, «золотом», матче за звание чемпиона. И теперь иное место, кроме первого, железнодорожникам уже не мило.
Познав вкус победы, «Локо» снова и снова штурмует пьедестал. В 2004 году попытка удалась. В 2003-м и 2005-м – нет. А может, дело в тех самых удивительных закономерностях и стечениях обстоятельств, которые сопровождают клуб на протяжении всей его истории? А вдруг железнодорожникам сподручнее побеждать именно в четные годы? Получается, что сейчас самое время рассказать о самобытном клубе, в истории которого есть много весьма удивительных и любопытных фактов.
Начнем с самого главного.
Глава 2. КОГДА ЖЕ БЫЛ ОСНОВАН «ЛОКОМОТИВ»?Железнодорожники могут отмечать сразу несколько дней рождения. В футбольных архивах встречаются разные даты основания клуба: и 1936, и 1935, и 1922, и 1923 годы. Команда же, которую вполне логично считать предшественницей современного «Локомотива», была основана еще в 1910 году. В этом случае железнодорожники могут считаться одним из старейших коллективов России.
Споры о дате основания идут давно, и точка не поставлена по сей день. Так в 2003 году «одни именины» выпали на встречу в квалификации Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Локомотивом» в Донецке. Осведомленные украинские журналисты принялись поздравлять тогдашнего рулевого железнодорожников
Юрия Семина с 80-летием клуба. Наставник же «Локо» выглядел явно озадаченным.
На сегодня годом создания футбольного клуба принято считать 1936-й. И сейчас «Локомотив» как бы отмечает свое 70-летие. Только никаких крупных торжеств по этому поводу не предусмотрено. Не предусмотрено потому, что руководство клуба с днем рождения «Локомотива» до сих пор так и не определилось.
Вспоминаю разговор, в котором несколько лет назад нынешний президент «Локомотива»
Валерий Филатов придерживался такой точки зрения: мол, чем старше будет клуб – тем лучше. Действительно, другие коллективы имеют более ранние даты основания. Например, московское «Динамо» (речь идет именно о спортивном обществе) было создано в 1923 году. «Спартак» – спустя двенадцать лет, в 1935-м. Но при этом официальным годом своего создания спартаковцы считают 1922 (!) год. И выходит, что красно-белые на год старше бело-голубых. Вроде бы мелочь, а маленькая победа одержана.
Когда в 1936 году появилась футбольная команда «Локомотив», она тоже была сформирована не на пустом месте. В первенствах Москвы, проводимых еще до создания чемпионата СССР, выступали железнодорожные команды КОР и «Казанка». Почему бы тогда не считать их праотцами московского железнодорожного клуба?
Принять окончательное решение по этому вопросу могла бы специальная архивная комиссия, которая в состоянии проанализировать все документы тех лет и сделать на их основании верное заключение. Возможно, когда-нибудь это произойдет и официальная дата рождения будет официально принята и всенародно объявлена, а пока...
А пока подробная и достоверная история футбольного клуба «Локомотив» еще не написана и можно смело утверждать, что железнодорожники – самая неохваченная с исторической точки зрения команда Премьер-лиги. Попробуем же по мере сил и возможностей пролить свет на некоторые факты из жизни этого известного и одновременно неизвестного, предсказуемого и удивительного «Локо». Итак, начнем по порядку.
Глава 3. ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМДействительно, разобраться, как и когда железнодорожники стали играть в футбол, достаточно сложно.
В Москве про игру ногами в мяч узнали в конце позапрошлого века. История гласит, что первая публичная встреча-матч состоялась в 1902 году в Сокольниках (тогда этот административный район современной столицы находился еще за пределами города). Спустя три года, в 1905-м, был зарегистрирован первый футбольный клуб – «Сокольнический клуб спорта».
Примерно с 1907 года футбол начал бурно развиваться и в Московской области. Это связано с тем, что среди энтузиастов игры было много студентов. Выезжая на летние каникулы на подмосковные дачи, они продолжали играть в футбол, тем самым вовлекая в эту игру местных жителей. Более того, дачники стали соревноваться между собой и даже выезжали на небольшие турниры и турнирчики в соседние дачные местности. Так футбол стал развиваться по железнодорожным направлениям.
Очень скоро, уже к 1915 году, практически все железные дороги Московского узла имели свои собственные лиги: Казанская, Александровская, Николаевская, Нижегородская, Ярославская и др. У каждой был собственный устав, что подтверждало серьезный подход к делу. Но получить официальный статус в главной организации того времени – Московской футбольной лиге (просуществовавшей с 1909 по 1922 год) – было почти нереально. В состав МФЛ входили клубы, в которых играли преимущественно состоятельные граждане, вносившие большие вступительные и членские взносы. Все остальные клубы считались «дикими».
Однако в 1922 году перемены в жизни молодой советской страны коснулись и спорта. В тот период многие дореволюционные клубы закончили свое существование. Ослабели позиции и Московской футбольной лиги (расформированной к 1923 году).
Любопытный факт: одной из последних зарегистрированных МФЛ команд стал Кружок футболистов Казанской дороги. Именно его многие и считают прародителем «Локомотива». Увы, точная дата рождения (кроме года основания – 1922) доподлинно неизвестна.
«Казанка» создавалась как небольшой кружок любителей футбола, состоящий из рабочих и служащих паровозного депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги. Располагалась команда на Красносельском поле (ныне территория административного района Красносельское). А для проведения матчей арендовала поле «Медиков» в Сокольниках. Именно там после принятия в ряды МФЛ «Казанка» проводила свои тренировки и игры в чемпионате Москвы по футболу (точнее, розыгрышей кубков МФЛ).
Дебют в этом турнире состоялся осенью 1922 года. «Казанка» стартовала в третьей группе класса «В». Очень скоро ряды футбольного кружка пополнили ведущие игроки других футбольных команд железных дорог Московского узла, желающие играть в сильном коллективе. На зимний период межсезонья «Казанка», по сути, приютила спортсменов-железнодорожников, представляющих и другие виды спорта, что в дальнейшем сильно повлияло на развитие футбольного кружка.
К сожалению, итоговые результаты выступлений железнодорожников в первых турнирах неизвестны. Посему можно констатировать, что у футбольных историков нива для творчества определенно есть.
Глава 4. ГРОЗНЫЕ МАЛЫШИ КОРОВЦЕВВ 1923 году было создано первое спортивное объединение железнодорожников, получившее название «Клуб имени Октябрьской революции» (сокращенно – КОР). «Казанка» вошла в его состав. Помимо футбола клуб развивал и другие виды спорта (баскетбол, плавание, лыжи и т.д.)
Начали коровцы с самого главного. Так как футбольных полей в то время не хватало, энтузиасты клуба решили построить собственную спортивную площадку. Вместе с рабочими депо Сортировочная Казанской железной дороги (кстати, инициаторами первого коммунистического субботника, названного В.И. Лениным «великим почином») они расчистили пустырь между Ольховской и Новорязанской улицей и оборудовали участок всем необходимым для проведения различных спортивных соревнований. Получился небольшой, но уютный стадион. Место было выбрано идеально, вблизи расположения трех железнодорожных вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского. Там на новеньком футбольном поле 12 августа 1923 года состоялась дебютная игра КОРа. Футболисты предстали перед публикой в светло-голубых рубашках и белых трусах (впоследствии это сочетание стало традиционной формой коровцев).
В том же году КОР одержал победу в первенстве железных дорог РСФСР и завоевал звание чемпиона железнодорожного транспорта по футболу. Однако у широкого круга болельщиков это достижение котировалось невысоко.
Для московских футбольных клубов тех лет главным соревнованием являлось первенство города. Надо отметить, что турнир не имел порядковых номеров, часто менял как схему проведения, так и название. В течение года чаще проводились два чемпионата – весенний и осенний, реже – один. Клубы, принимавшие участие в соревнованиях, были обязаны выставлять сразу несколько команд разных возрастов (их количество могло варьироваться). Как правило, отсчет начинался от первой взрослой команды и заканчивался детскими. Успехом считались показатель общего клубного зачета и итоговое место первой команды.
Свое выступление в чемпионате Москвы КОР начал с осеннего первенства 1923 года (старшая категория, группа VI). В весеннем чемпионате 1924 года железнодорожники играли в первой группе средней категории. В осеннем первенстве – в группе III.
Дебют коровцев в высшей группе состоялся в 1925 году. Однако его результаты трудно оценить, потому как чемпионат Москвы, проводившийся с 14 участниками, не был доигран, а места – остались нераспределенными. Отметим, что КОР играл в подгруппе А и в одном из сыгранных матчей железнодорожники нанесли поражение команде ОППВ (по сути – ЦСКА) со счетом 4:3.
В следующем турнире – весеннем чемпионате Москвы 1927 года при подсчете общего зачета КОР занял уже второе место (первая команда на этот раз выступила удачнее – 5-е место, вторая пришла третьей, третья – первой).
Забежав вперед стоит сказать, что на протяжении всех выступлений в розыгрышах чемпионата Москвы первой команде, за исключением 1929 года (второе место), так ни разу и не удалось попасть в число призеров. Но и тот успех был достигнут за счет младших по возрасту команд. И вот почему.
Весеннее первенство Москвы и профсоюзов 1929 года (таким было полное название турнира) проходило по олимпийской системе. Для выявления победителя учитывался общий зачет по сумме пяти участвующих от каждого клуба команд. В полуфинале КОР первой командой проиграл «Динамо», но победил клубом и вышел в финал. Соперником в решающей игре стал предшественник нынешнего «Спартака» – «Пищевик» (кстати, тоже проигравший в полуфинале первой командой).
Местом проведения финала среди старших команд был выбран стадион имени Томского (домашняя арена «Пищевиков»). Игра собрала 10 000 (!) зрителей и закончилась победой хозяев поля 2:1. Младшие команды каждого клуба выиграли друг у друга по два раза.
Осенью 1930 года КОР вновь поддержал свое реноме одного из сильнейших футбольных клубов Москвы. Прославившись высоким уровнем выступления команд младших возрастов, коровцы восемью возрастами заняли третью строчку в клубном зачете.
В отсутствие матчей на первенство Москвы команды проводили товарищеские встречи. В том числе – очень редко – международные. Коровцы провели две любопытные игры. В августе (10.08.1927), приехав с визитом в Осло, советские футболисты разгромили сборную спортивных организаций Норвегии с сухим счетом 6:0. В следующем августе (07.08.1928) досталось на орехи уже родоначальникам футбола. КОР взял верх над гостившей в СССР рабочей командой Англии – 6:2.
История сохранила до нас имена игроков КОРа, выступавших за команду в годы ее существования (с 1923 по 1930 год): Николай Аронов,
Николай Артемов, Сергей Беляев,
Борис Дементьев, Михаил Денисов (1925 – 1930), Дмитриев,
Борис Загрядсков, Михаил Загрядсков, Серафим Загрядсков, Павел Канунников (из «Пищевика», 1029 – 1930), Виктор Климков, Козлов, Яков Колодный, Николай Курбатов, Владимир Лесин,
Михаил Майоров, Вениамин Маковский, Павел Митюшкин, Александр Морозов, Виктор Новиков (из «Строителя», 1929 – 1932), Сергей Пастухов, Константин Петров, Александр Семенов, Смирнов, Борис Фалькевич, Федор Федоров,
Константин Холин, Иван Хрусталев, Николай Честнов (выделены футболисты, в разное время привлекавшиеся в сборную Москвы. Павел Канунников принимал участие в товарищеских матчах сборной СССР. В 1929 году Константин Холин вошел в неофициальный список 33 лучших игроков СССР).
Глава 5. И ВНОВЬ «КАЗАНКА»В 1931 году в СССР произошла очередная реорганизация физкультурно-спортивного движения. Построенные по территориально-производственному принципу клубы и кружки постепенно расформировывались. На смену им пришли новые коллективы, созданные преимущественно по профессиональной принадлежности – при крупных промышленных объединениях, предприятиях, ведомствах, всевозможных союзах и обществах, отраслевых профсоюзах.
Преобразования коснулись и КОРа. Новое название клуба стало еще более прозаичным – Московско-Казанская железная дорога (КЖД). Но болельщики легко вышли из положения, вспомнив прежнее славное имя – «Казанка». С новым-старым названием клуб сохранил традиции предшествующих поколений, оставаясь крепким орешком для всех сильнейших коллективов Москвы.
И снова мы вынуждены вспомнить о реформах, проводимых в те годы. Весной 1931 года вместо запланированного клубного чемпионата Москвы состоялось первенство районов. По итогам соревнования были сформированы районные сборные, которые и разыграли звание чемпиона. Возможно, подобная идея для популяризации футбола того времени была хороша (недаром эти соревнования решили провести и на следующий год), но вот найти в турнире какие-то следы «Казанки» и ее футболистов не удалось.
Зато осеннее первенство 1931 года имело более привычный вид. В соревновании приняло участие 12 команд. В их число вошли и победители районов. Из предварительной подгруппы благодаря клубному зачету «Казанка» прошла в финальную стадию чемпионата. Шесть претендентов разыграли титул чемпиона первыми командами. В этом споре «Казанка» заняла последнее место, по ходу турнира уступив с сухим счетом 0:6 будущему победителю – «Динамо».
1932 год стал золотым для «Казанки». Но обо всем по порядку. Как уже говорилось выше, весеннее первенство вновь было превращено в чемпионат районов. А вот осенний титул вновь оспаривали 12 команд, разделенные на три предварительные подгруппы по четыре в каждой. «Казанка» попала в одну группу с «Динамо» и сильным «Серпом и Молотом». Вновь неважно выступив первой командой, благодаря клубному зачету железнодорожники прошли дальше, оставив позади себя абсолютного чемпиона прошлого года. В финальной группе, оспаривающей места с 1-го по 6-е, старшая команда «Казанки» показала четвертый результат. А в клубном зачете общими стараниями пяти команд железнодорожники отпраздновали победу. Это был первый долгожданный и одновременно последний успех железнодорожников в эпоху проведения клубных чемпионатов Москвы.
В 1933 году в весеннем и осеннем первенствах, как первой командой, так и клубным зачетом, «Казанка» осталась за чертой призеров. Весенний чемпионат 1934 года оказался похож на предыдущие два розыгрыша. А в осеннем первенстве железнодорожники по клубному зачету стали бронзовыми призерами. Весной 1935 года «Казанка» первой командой заняла шестой место, клубом – четвертое. Осенью старшие футболисты завершили турнир на четвертой строчке, а в клубном зачете железнодорожники пришли пятыми.
Делая выводы по выступлениям «Казанки», можно отметить, что футболисты-железнодорожники за сезон до проведения чемпионата СССР имели вполне боеспособный коллектив, показавший в целом достойные результаты, как первой командой, так и остальными возрастами.
А теперь вспомним известных игроков советского футбола, выступавших в составе «Казанки» (с 1931 по 1935 год): Иван Андреев (1931 – 1935), Михаил Денисов (1931 – 1935), Михаил Киреев, Виктор Лавров (пришел из «Клуба им. Кухмистерова», 1931 – 1934), Владимир Мошкаркин (из команды фабрики им. Бабаева, 1931 – 1935), Виктор Новиков (из «Строителя», 1931 – 1932), Николай Разумовский (из «Дуката», 1934 – 1935), Николай Рожнов (из «Клуба строителей», 1931 – 1935), Александр Семенов, Василий Сердюков, Алексей Соколов (из «Электрозавода», 1935), Алексей Столяров (из «Динамо», 1935), Виталий Стрелков.