
Амазонки (согласно греческой мифологии и данных историографии) - народ, состоящий из одних женщин-воительниц. Предполагается, что амазонки жили на берегах Эвксинтского Понта (Черного моря). Они создали независимое королевство, управляемое царицей, часто нарицательно называемой Ипполитой (неукротимая необъезженная кобыла).
По преданиям, Амазонки основали несколько городов, в том числе Смирну, Эфес, Синоп и Пафос. Согласно драматургу Эсхилу, в древние времена они жили в Скифии, возле Озера Меот (Азовское море), но позже переместились в Фемискиру на реку Фермодон (река Терм в современной Турции). В эллинистической и древнеримской историографии есть различные упоминания о рейдах амазонок в Малую Азию.
Амазонок отождествляли с различными историческими народами поздне-античного периода. В Новое время амазонками стали называть вообще любых воительниц и воинственных женщин. Самые известные амазонские царицы - Пентесилея (стремительная), которая участвовала в Троянской Войне и ее сестра Ипполита, чей волшебный пояс стал целью одного из подвигов Геракла.
Амазонки считались великолепными наездницами, проводившими большую часть времени верхом. Согласно Лисию, амазонки первыми стали подковывать лошадей.
Историк Геродот считал сарматов потомками амазонок и скифов; сарматки соблюдали многие традиции амазонок: "охотились верхом наравне с мужьями, участвовали в военных действиях и носили мужскую одежду". Более того, согласно Геродоту, "девушка не может выйти замуж, пока не убьет мужчину в сражении". Геродот описывает группу амазонок, плывущих по Меотийскому озеру (Азовскому морю) в район скалистой части Скифии (Нынешний Юго-восточный берег Крыма). После изучения скифского языка они согласились выйти замуж за скифов, с условием, что они не должны будут следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, эти племена откочевали на северо-восток, обосновались в низовьях Танаиса (Дона) и стали предками Сарматов. Геродот утверждает, что сарматы сражались вместе со скифами против персов Дария Великого в 5-м веке до н.э.
В древнегреческом языке слово амазонка произошло от "мазос" (безгрудая), что связано с их традицией отрезать девочкам правую грудь, чтобы можно было без помех натягивать лук и метать копье.
В классическом искусстве, однако, это почти не отражено - там амазонки представлены с обеими грудями, хотя правая - иногда прикрыта. Гиппократ описывал амазонок следующим образом: "У них нет правой груди... в раннем возрасте их матери ампутируют девочкам правую грудь, используя специальный инструмент из закаленной меди. Таким образом предотвращался рост молочной железы, а за счет этого наращивалась сила плеча и правой руки.
Некоторые специалисты полагают, что во времена амазонок люди не могли обладать необходимыми знаниями, чтобы воспрепятствовать неизбежному массивному кровотечению и опасной инфекции. Другие считают, что после ампутации осуществлалось прижигание специальными инструментами.
Амазонки упоминаются и в древнеримской историографии. Цезарь вспоминал о завоеваниях большогй области Малой Азии, осуществленных Семирамидой и амазонками. Успешные набеги амазонок на Лисию и Силисию противопоставляются эффективному сопротивлению лидийской конницы против завоевательниц (Страбон, Николай Дамасенский). Гнай Помпей Трогий уделял особое внимание амазонкам.
Он рассказал об истории амазонок, происходивших от двух скифских принцев - Илиноса и Сколопетоса.
Диодор рассказывает о победе Геракла над амазонками при Темисире. Филострат считал, что амазонки обитали в таврических горах
Аммианий считал, что они жили к востоку от Танаиса (Дона) и соседствовали с Аланами. Прокопий помещает амазонок на Кавказ.
Несколько Отцов Церкви говорили об амазонках как о реальном народе. Солиний ссылается на свидетельства Плиния. Согласно Аврелию, пленная готская женщина идентифицировалась как амазонка (Клавдиан). Весьма авторитетными были летописи Юстиния, они были использованы Оросием, труды которого читались в средневековой Европе. Средневековые авторы продолжали традицию помещать амазонок на севере - Адам из Бремена поместил их на берега Балтийского моря, а Поауль Диакон - в центр Германии.
В Илиаде амазонок называют "антианейрами" ("дерущиеся как мужчины"). Амазонки также фигурируют в сказаниях о походе аргонавтов, которые на пути в Колхиду попали на остров Лемнос, населенный одними женщинами и управляемый царицей Хипсипилой. Аргонавты назвали этот остров "Гинайкократумен", что по-древнегречески приблизительно означало "царство женщин".
Аполлоний Родосский писал, что амазонки приветствовали Ясона и его товарищей в боевом строю - "Хипсипила была в доспехах своего отца и управляла фургоном, ужасая своим обаянием". Молодая царица рассказала им, что перед этим Лемнос был завоеван, и все мужчины были убиты. Амазонки пригласили аргонавтов заменить погибших мужей. Аргонавты не поняли однако, что мужчины были убиты своими же соплеменницами. К счастью, аргонавты не задержались на острове долго. Пока они плыли через Геллеспонт к Эвксинтскому Понту, им советовали "поскорей уносить ноги, поскольку Темисира со своими амазонками вооружилась и готова к войне"
. Амазонки появляются в искусстве архаичного периода Древней Греции как иллюстрации нескольких легенд. Они завоевывают Лисию, но терпят поражение от богатыря Беллефона, которого послал Иобат, король Лисии, надеясь, что тот погибнет в борьбе с амазонками (Илиада).
В Илиаде упоминается надгробие царицы Мирины, в поздней интерпретации - царицы амазонок, приведшей их к покорению Ливии и большей части страны Горгонов.
Амазонки напали на фригийцев, которые состояли в союзе с Приамом, тогда еще юным царем Трои (Илиада). Спустя годы, во время Троянской Войны, амазонки приняли его сторону и сражались против греков под предводительством царицы Пентесилеи (Кринт Смирнский), которую убил Ахилл. Об этом сказано в Эфиопиде, устной эпической поэме, продолжении Илиады (также Квинт Смирнский, Юстин, Виргилий. Энеида).
Одним из подвигов, который должен был совершить Геракл по заданию Эврисфея, заключался в том, чтобы захватить пояс амазонской царицы Ипполиты (Аполлодор). Геракла сопровождал его друг Тезей, который захватил в плен сестру Ипполиты Антиопу. Этот инцидент привел к вторжению амазонок в Аттику; в этой войне Антиопа сражалась на стороне Тезея и пала в бою.
По другой версии, Тезей женился на Ипполите, по третьей - на Антиопе (и она не погибла). Битва афинян с амазонками составила целый жанр античного искусства - амазономахию, характерным примером которого являются барельефы в афинском Парфеноне и скульптуры в мавзолее Галикарнасса.
По одному из многочисленный преданий, амазонки предприняли поход на остров "Змеиный (Леуке) в устье Дуная, где Фетида погребла пепел Ахиллеса. Дух павшего героя появился перед воительницами и настолько напугал лошадей, что те стали скидывать и топтать наездниц и заставили амазонок ретироваться. Древнеримский военачальник Помпей утверждал, что видел амазонок в армии царя Митридата.
Об амазонках много говорили во времена Александра Македонского, некоторые биографы великого царя упоминали царицу амазонок Фалестру, посетившую его и ставшая для него второй матерью.
Тем не менее, другие биографы Александра оспаривали это, включая уважаемого Плутарха. В своих Жизнеописаниях он упоминает тот момент, когда один из военачальников Александра, Онецикрит, рассказывает об этом эпизоде с амазонками царю Фракии Лисимаху. Царь, участвовавший в том походе, улыбнулся и спросил: "А где я был тогда?"
Древнеримский писатель Виргилий в Энеиде описывал женщину-воительницу древне-итальянского народа Вольски, скопировав ее образ из легенд об амазонках. Согласно античным источникам (Плутарх, Павсоний), надгробия амазонок встречались во всех частях древнегреческого мира.
Их находили в Негаре, Афинах, Хевроне, Халциде, Фесалле, Киноскефалах и в других местах. Статуи амазонок также встречались по всей Греции. Плутарх рассказывает. что и в Афинах и в Халкиде находились мавзолеи амазонок, или амазонеумы, что свидетельствовало о культе амазонок. В Афинах существовал ежегодный ритуал жертвоприношений амазонкам.
Раз в год девушки Эфеса принимали участие в ритуальных танцах с оружием и щитами, изображая перед деревянной статуей Артемиды Ипполиту и ее амазонок. Амазонки являлись предметом дискуссий авторов Эпохи Возрождения, а с началом великих открытий их "помещали" все дальше и дальше.
В 1542 году Франсиско де Ореллана приплыл к устью большой южноамериканской реки и назвал ее Амазонкой, поскольку встретил на берегах реки воинственных женщин. Амазонки также упоминаются в записках Христофора Колумба и Уолтера Рэли Авторы Средневековья и Эпохи.