
Нео-саньяса.
Революционный подход Ошо к саньясе позволял оставаться «в миру» – создавать семью, вести бизнес, строить карьеру и т. д. – и вместе с тем, учась через медитацию, быть свободным от привязанностей. Он учил своих новых саньясинов проживать жизнь полно и радостно, и в то же время неустанно искать свою сокровенную «Сущность Будды». Он называл свой подход «нео-саньяса» и просил своих саньясинов одеваться в традиционный оранжевый цвет и носить ожерелье из деревянных бусин, называющееся мала, на котором был медальон с его портретом.
Человек, принимающий саньясу, тем самым берет на себя обязательство медитировать, демонстрируя всему миру, что теперь он готов войти в новый поток сознания, где искусство жить радостно и стремление все дальше погружаться в медитацию неотделимы друг от друга. Здесь и речи не было об уходе от мира или о том, чтобы стать членом какой бы то ни было религиозной группы либо адептом любого рода, – это был шанс научиться быть наедине с собой и освободиться от груза прошлых знаний, традиций, религиозных воззрений…
Традиционно саньясином в Индии называют того, кто отрекается от мира и посвящает свою жизнь медитации, попутно изменяя свое имя и стиль одежды.
Медитация – таинственный процесс, который невозможно измерить, оценить и даже понять рациональным умом, так как по большому счету это состояние Не-Ума.
Мультиверситет Ошо, ставший головной организацией, обеспечивающей возможность развития его терапевтических методов, был основан в Индии в 1974 году, а затем, в 1982 году переехал в Орегон (США), где временно обосновались Ошо и его саньясины. В 1987 году мультиверситет вернулся в Пуну, где его функции существенно расширились – теперь здесь предлагалось более пятидесяти различных курсов терапии и практических курсов для совершенствования тела, ума и духа. Целители, медицинские работники и художники получили возможность делиться своими навыками, знаниями и открытиями.
Когда целитель и пациент не «двое», когда целитель – не просто целитель, а пациент уже не просто пациент, когда вместо этого возникают глубинные отношения «я – это ты», которые подразумевают, что целитель не пытается вылечить этого человека, и когда пациент не смотрит на целителя как на постороннего, в такие редкие моменты и происходит исцеление.
Когда целитель забывает о своих знаниях, а пациент забывает о своих болезнях, происходит диалог, диалог двух сущностей. Когда наступает этот обоюдный момент, происходит исцеление. И если это случается, целитель всегда поймет, что он всего лишь исполнял роль проводника божественных сил, божественного исцеления. Он будет столь же благодарен за этот опыт, как и пациент, ведь фактически он получит от этого столько же, сколько и пациент.
Терапию можно определить как способ достижения телесного и умственного здоровья, в то время как медитация ведет к состоянию, которое преодолевает границы разума. Невозможно достичь умиротворения, гармонии и полноценной личностной самореализации, находясь в измерении разума, потому что разум по своей природе является механизмом, преумножающим проблемы. Стоит вам разрешить одну проблему, он неизбежно породит другую. Стоит вам ответить на один вопрос, перед вами встанет множество новых.
Вот почему некоторые мистики сравнивают разум с деревом, которое подрезают и подстригают: вы отсекаете одну ветку, но это приводит к тому, что на ее месте вырастают несколько других.
Истинное решение в том, чтобы выйти за пределы разумного измерения и проникнуть в измерение не-ума, где тишина, умиротворение и блаженство снисходят естественным путем. Достичь такого состояния можно с помощью медитативных техник.