Мы — всего лишь небольшие всплески в огромной тишине.
Между нами и Вселенной разница не больше, чем между звуком и тишиной.
НЕ СПРАШИВАЙТЕ О ПУТИ. НИКАКОГО ПУТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Именно Цзю-цзин принадлежат слова: «В дисциплине нет никакой нужды. Никакой дисциплины нет, идти некуда, никакого пути не существует... просто будь безмолвным, безмятежным в самом центре своего существа, и тогда ты — будда. Ты не достигаешь цели, поскольку ищешь где угодно, только не внутри себя. Ты никогда не обретешь буддовость, меняя этот монастырь на другой монастырь, этого мастера на другого мастера. Обратись вовнутрь!»
Цзю-цзин известен как один из самых лучших мастеров. Великолепнейший меч, отсекающий мгновенно. Его присутствие, его аромат, его благодать... Догэн оставался с ним и никогда не задавал вопросов, просто пил само присутствие Мастера, саму атмосферу, сам климат — и растворялся в нем.
И однажды приходит мгновенье... Древняя тибетская поговорка гласит: «Если ученик готов, готов и мастер». Весь вопрос в готовности ученика. Но ученик готов только тогда, когда встретил человека осознания, — не человека слов, но человека опыта, который сам побывал на наивысших вершинах и в самых глубоких глубинах. И только приблизившись к нему, можно ощутить эти вибрации, эту прохладу.
Он излучает истину, и, если вы готовы, внезапно что-то переключается. Все сомнения исчезают, вы знаете, что нашли Мастера. Теперь не о чем спрашивать. Все, что нужно, тебе даст Мастер. На самом деле мы говорим «Мастер даст» только из-за скудости языка. Истина проявляет себя тем, что, когда вы готовы, она просто падает на вас дождем, Мастер не в состоянии даже помешать этому. Мастер излучает всегда, просто дверь вашего существа закрыта. Поэтому вибрации — а это просто вибрации — возвращаются назад. Но если дверь открыта — все понятно без слов.
Когда Догэн сам стал мастером, Цзю-цзин сказал ему: «Теперь тебе незачем играть роль ученика». В этот момент он ударил Догэна и произнес: «Ты пришел к пониманию, теперь будь сострадательным к слепому человечеству. Тебе больше незачем оставаться подле меня. Ты будда. Ты был лишен понимания из-за того, что искал то тут, то там. Затем, сидя подле меня в безмолвии... Я не дал тебе ничего. Ты просто стал центрированным, и в этом центрировании заключается внутренняя революция».
Догэн писал:
Исследовать Путь — значит исследовать себя.
Это чрезвычайно важное заявление. Он говорит: «Не спрашивай о пути — никакого пути не существует».
Исследовать Путь — значит исследовать себя.
Путь уводит прочь, и чем дальше вы углубились в поиски, тем больше вы себя потеряли. Прекратите все поиски и оставайтесь дома, ничего не делая.
Басё написал:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск.
Басё просто сидел там. Он написал небольшое стихотворение, сидя в безмолвии и ничего не делая:
Лягушка прыгает в старый пруд.
Небольшой всплеск, а затем — огромная тишина.
