В Государственном Музее Архитектуры имени А. Щусева открылась выставка «Архитектура памяти», обращённая к теме увековечения подвига.
Центральная часть выставки – нереализованные проекты мемориальных комплексов и памятных ансамблей. Они поражают своей прихотливой и где-то изощрённой фантазией. Так, Андрей Буров представил музей обороны Сталинграда – грандиозный зиккурат высотой 150 метров. Боковые поверхности уступов покрыты антично-ренессансными фризами с воинской символикой, они чередуются со скульптурными изображениями …человеческих рук, сжимающих автоматы. Последние были восприняты без восторга, хотя, сама конструкция вызвала неподдельный интерес.

А.Буров. Проект памятника-музея Сталинградская эпопея. 1940-е гг.
Журнал «Современная архитектура» в 1946 году писал: «Проект А.К. Бурова отличается свежестью и остротой композиции. Но пластическая разработка монумента дана слишком эскизно, - и вовсе неудачная вереница рук, держащих автоматы». В тот момент оно казалось хтонической жутью, что не помешало использовать спорный мотив уже в Новороссийском комплексе «Рубеж обороны», но уже в 1970-х годах, когда искусство тяготело к постмодернистскому символизму и «руки» не пугали зрителя.

В.Кринский. Проект. Партизанский пантеон. 1940-е гг.
Партизанский Пантеон, предложенный Владимиром Кринским – это аллегория в духе Джованни Пиранези. Громадный бастион, в нём ощущалась мощь Древнего Рима, смешанная с мистическими откровениями Вавилона и Ассирии. Сама формулировка «пантеон партизан Великой Отечественной» — это невероятная игра сознания, так как пантеон – храм всех богов. Ещё один яркий пример – Храм славы – коллективное творение Андрея Бурова и Степана Сатунца. Белоснежные колонны, купол, золото и – солярная символика.

А.Буров и С.Сатунц. Проект храма славы. 1940-е гг.
Не менее пышны «светские» постройки. Музей Отечественной войны, мыслившийся прямо на Красной Площади вместо ГУМа - один из наиболее перспективных и волшебных проектов Льва Руднева. Он вспомнил всё, что знал о Форуме Романум, палаццо дожей и французском барокко. Главная особенность – эклектическая чрезмерность.

Л.Руднев. Проект. Музей Отечественной войны. 1940-е гг.
Хотя, не все авторы стремились к выразительной избыточности. Конструктивист Илья Голосов, перековавшийся ещё до войны в неоклассика, выступил с лаконичным эскизом - скульптура Георгия Победоносца, разящего змея, на фоне стилизованной кремлёвской стены. По бокам – старинные пушки с ядрами. Однако подобная простота в те годы мало, кого вдохновляла. https://zina-korzina.livejournal.com/2007406.html