В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент. В 1970-х годах он был бы не смешон и более того – не монтировался бы с лёгкой ретро-комедией и, если авторы книги создавали сатиру, то для Гайдая и Захарова это был уже юмор, ибо сатира всегда злободневна, а через много лет она уже не кусается. Или непонятна вовсе. Так вот фрагмент!

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976).
Все помнят, что Бендер, не найдя иных способов быстрого обогащения, ловко создал в Старгороде антисоветскую организацию «Союз меча и орала», собрал «взносы» и отчалил вместе с «отцом русской демократии» - Воробьяниновым в столицу. Эти моменты в киноверсиях отражены и в обоих случаях сыграны великолепно – я даже затрудняюсь сказать, какой из вариантов – лучше. Разве что гайдаевский – более гротескный.
Однако же на этомкино-история Союза так и заканчивается. Их обобрали и – оставили. В книге – иначе. Там есть глава 29, посвящённая «деятельности» всех этих нелепых заговорщиков, где самым деятельно-крикливым оказался, конечно же слесарь-интеллигент Виктор Михалыч Полесов («кипучий лентяй» по определению Ильфа и Петрова).
Сделавши вывод, что скоро Антанта двинет войска против СССР, господа решили, что надо скупать предметы первой необходимости и, распуская слухи, тем самым создали дефицит в городе. Потом один из них – нэпман Кислярский – решил, что надо сдаваться, а, придя к прокурору, увидел, что в кабинете сидят почти все его «товарищи по борьбе» и всю вину валят именно на Кислярского, заодно сдавая ещё одного персонажа – Чарушникова.
Но там есть одна фраза, которая вообще меняет очень многое... https://zina-korzina.livejournal.com/1996965.html