В одном из рассказов Сергея Довлатова есть упоминание о супруге знаменитого авангардиста Фернана Леже. Фабула такова, что лирическому герою, в котором без труда угадывается автор, дарят поношенную и заляпанную красками, вещь, смутившую даже такого «бродягу», как Довлатов. Но есть нюанс! «— Это куртка Фернана Леже. Он был приблизительно твоей комплекции. Я с удивлением переспросил — Леже? Тот самый? — Когда-то мы были с ним очень дружны. Потом я дружила с его вдовой. Рассказала ей о твоем существовании. Надя полезла в шкаф. Достала эту куртку и протянула мне». Надя Леже — Надежда Петровна Ходасевич — одна из тех «русских муз», что сопровождали гениев XX века. Хотя, если быть точными, панна Ходасевич была белорусской.

Надя Ходасевич-Леже в юности и в пожилом возрасте.
В Оружейной Палате Московского Кремля сейчас проходит выставка украшений, созданных Надей Леже по мотивам русского авангарда 1910-1920-х годов. Уже в самом названии - «Супрематическое предвидение» чувствуется энергия, переполнявшая всё и вся в прошлом столетии – науку, искусство, любовь, мечту. Ювелирные шедевры были сотворены в честь полёта Юрия Гагарина. Именитая художница, вдова, парижская матрона вспомнила свою учёбу в СвоМасе - Свободных Мастерских города Смоленска, давно, в начале «ревущих-двадцатых», и тот наивный, жёсткий стиль, подразумевавший чистое восприятие цвета, как-то сам собой возник из глубин памяти.

Брошь Pegasus. 1970-е гг.
Ничто, казалось бы, не предвещало! Надежда Ходасевич (к слову, кузина Владислава Ходасевича) родилась в Витебской губернии, в многодетной крестьянской семье – отец был трактирным «сидельцем» - торговал водкой; мать растила отпрысков. Тут не рисовали и не музицировали, не дарили книг с репродукциями, не посещали выставок и балетов. Откуда Наде брать вдохновение? По факту – неоткуда. Из гуманитарных знаний – умение читать и кое-как писать, а ещё – повышенный интерес к славянским рушникам, где алое пересекалось с белым, формируя причудливый, но ясный узор.

Брошь Lune. 1970-е гг.
Не тут ли древние корни супрематизма?! Тем не менее, она умудрялась постоянно черкать, изводя дорогостоящую бумагу. В 1919 году пятнадцатилетняя девчонка, не имея базовых навыков, поступила в учебное заведение нового типа. Революция - это двери в блистающее царство всеобуча. СвоМас был наиболее успешным филиалом витебского Уновиса (ох, уж эти аббревиатуры, тонко высмеянные Ильфом и Петровым!). Расшифровка – типичная: Утвердители Нового Искусства. Витебск в те годы слыл одним из центров советского и общеевропейского авангарда – в западных книгах по архитектуре и дизайну его сравнивают с Веймаром, породившим Баухаус.
А как она оказалась в Париже у Леже? И много иллюстраций... https://zina-korzina.livejournal.com/1991507.html