Итак, три выставки в городе-Москве.
1. Это вам, любители хруста французской булки. Мне, в том числе.
В Государственном Историческом Музее открылась выставка придворного костюма и аксессуаров конца XIX – начала XX веков из собрания Эрмитажа.
...Бывшая фрейлина Зинаида Менгден в своих мемуарах, надиктованных в 1942 году, воссоздавала в памяти один из великосветских балов её молодости: «Это был замечательный, почти сказочный вид, когда офицеры в своих многоцветных мундирах танцевали с элегантными дамами, чьи бриллиантовые диадемы и колье блестели и сверкали, а молодые девушки украшали себя только цветами». Она тосковала по утраченной России и тут же добавляла сокрушённо: «Где же вы теперь, замечательные драгоценности, самые красивые и дорогие в мире, блиставшие на русских балах? Большинство, наверняка, утекло в мировые антикварные лавки или украшает дам американских миллионеров».

Платья императрицы Марии Фёдоровны. Модный дом Чарльза Ворта.
Источник - https://shm.ru/
Особенное внимание уделено костюмам из ателье Чарльза-Фредерика Ворта – ловкого и талантливого англичанина, творившего в Париже. Сейчас это имя полузабыто – оно что-то говорит историкам моды или тем, кто погружён в изучение старины – всяких турнюров, кружев-блонд и загадочных описаний, вроде «баволетка цвета гридеперль», а во второй половине XIX столетия эта коротенькая фамилия будоражила умы, сердца и – главным образом кошельки. Ворта – основателя Синдиката Высокой Моды знали все. Далее - тут!

Веер Марии Фёдоровны. Мастерская Анри Альберти.
2. А это вам, любители советской эстетики, лепоты, модернизма и лучшего в мире мороженого, то есть опять мне. Итак, мы на экспозиции «Космос становится ближе» в музее «Пресня» и эта скромная по объёму выставка, тем не менее, информативна.
...Космическая эра, начавшаяся в 1957 году, открыла неизведанные пути – в науке, технике, социальной жизни. Всё было впервые и вновь. До этого мечтатели смотрели вперед, но теперь они устремили взор чётко по направлению к небу. Вот - фарфоровая статуэтка «Мечтатель», созданная художницей Ниной Малышевой на Дулёвской фабрике. Дата выпуска – 1960 год. Уже летали Спутник и Белка-Стрелка, но фамилия «Гагарин» ещё никому не известна, и всё же каждый мальчик видел себя космонавтом. Возможно, первым.

Фигурка «Мечтатель». Дулёво. 1960 год.
Сервиз ЛФЗ к 60-летию Октябрьской Революции.
Изображён типичный парень из соседнего подъезда, одноклассник, товарищ – белокурый, в клетчатой ковбойке. Наивный футуризм эпохи! Тогда весь мир бредил полётами, а юмористические журналы пестрели карикатурами «из будущего» - дети сбегают с урока поесть мороженого в космо-парке на Венере, мужчина с трудом достаёт билеты Воронеж-Луна, а заграничная дама хвастается, что её колье сделано из инопланетных камней и все обладательницы бриллиантов с завистью смотрят на простые чёрные камешки. В любом дворе пацаны запускали самодельные ракеты, играли в космонавтов, рисковали здоровьем! Но кого и когда это останавливало? Я верю, друзья, караваны ракет...

Футуристические пылесосы Made in USSR.
3. И, наконец, для тех, кто помнит детство и до сих пор любит качественные иллюстрации к сказкам. И снова - мне. В Государственной Третьяковской Галерее открылась экспозиция «Ода к радости», где представлены все значимые работы Татьяны Мавриной.
...Моим первым соприкосновением со стихами Александра Пушкина была книга «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» с рисунками Татьяны Мавриной – её самобытный почерк врезался в память и с тех пор ассоциируется с понятием «русское». Впоследствии я узнала, что моё детское ощущение – истинно. «Пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки», - вспоминала Маврина.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» с рисунками Татьяны Мавриной.
Фото Татьяны Мавриной в юности.
Татьяна Маврина не всегда была благообразной дамой. Она даже как-то удостоилась гневного отзыва в журнале «За пролетарское искусство», в №6 за 1931 год: «Маврина продолжает традиции Матисса, особенно это чувствуется в ее картине „Барыня в бане“. Но если у Матисса были острота, красочная свежесть и оригинальность в трактовке, то у Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм». После войны Маврина обратилась к сказкам – к пушкинским, русским-народным, европейским и современным. Её иллюстрации – смесь лубка, иконописи, авангарда 1910-1920-х – всего того, что составляло её личностный и творческий бэкграунд.

Работы Татьяны Мавриной.
За славой она не тянулась и не входила в число «придворных» живописцев. Государственную премию получила в середине 1970-х, когда на книжках с её царевичами-королевичами выросло несколько поколений советских дошколят, а Заслуженного художника РСФСР ей дали в 1981 году. https://zina-korzina.livejournal.com/1980339.html