Последний гениальный фильм Эльдара Рязанова - «Жестокий романс» (1984) как бы подводит финальную черту под определённым типом отношений, точнее даже — типом глав-героя. Если вдуматься, Юлий Капитонович Карандышев — это продолжение доктора Лукашина и клерка Новосельцева, только в идеально-выбранной для экранизации «Бесприданнице» этот персонаж постоянно маячит в фоновом режиме, лишь в последнем акте громко заявляя о себе. Деталь: все трое становятся храбрецами лишь в пьяном виде.

Заметим, что пьяный Лукашин или поддатый Новосельцев вызывают смех и симпатию, а вот Карандышев - стойкое отвращение. Скриншоты. Источник - YouTube.
«Жестокий романс» - это обрушение всех типично-рязановских конструкций и это очень красивое обрушение - в антураже старинных анфилад, среди зеркал, цветов и дамских шляпок! Смотрите: Карандышев - скромен, сердит, не успешен, однако же, хорошо образован и неглуп с интеллектуальной точки зрения. Видимо, нормально работает, но не особо заметен своему начальству. У него есть плохонькое имение и — тётка (заменитель «мировой мамы» доктора Лукашина). Но есть нюанс — у Карандышева нет друзей, а потому он тянется к чуждому кругу.

Эти две сцены очень похожи, если вдуматься - не только выпивкой и композицией, но и темой невесты, за которую пьют. Разве что эти два фрагмента - 'зеркальны' по своему содержанию. Скриншоты. Источник - YouTube.
Интересно, что Лукашин и Новосельцев смотрятся недотёпами и лузерами, но не моральными уродами, как в случае с Юлием Капитоновичем. И врач, и старший экономист-статистик выглядели некоей нормой для своего времени, когда зрителю весьма редко предлагались супермены, а всё чаще — умные, одинокие неудачники с фантазиями, песенками и скромной зарплатой. Эльдар Рязанов щедро давал этим «домашним» 35-40-летним мальчикам право на Счастье — дарил им любовь красавицы или — объятия дамы-босса.
Ничего этого не происходит с Карандышевым и не только потому, что... https://zina-korzina.livejournal.com/1971477.html