У Эльдара Рязанова есть триумфы - «Ирония судьбы», «Служебный роман» и даже ранняя «Карнавальная ночь», где ещё совсем не чувствуется почерк будущего комедиографа, но есть смысл и — творческая радость. А есть провалы и я говорю не о позднеперетроечной усталости, переходящей в трэш, но о фильме, который мог бы получиться, но — провалился.
«О бедном гусаре замолвите слово»...» (1980) — одна из самых неудачных комедий, причём, нельзя сказать, что Рязанов плохо справлялся с отображением «костюмных» времён — более поздний «Жестокий романс» полностью гениален. Почему же не получился «Бедный гусар», точнее — слово о нём?

Ощущение, что Рязанову было скучно это снимать, а прекрасным актёрам — произносить реплики... Скриншот. Источник - YouTube.
Если посмотреть основную линию картины — здесь явно прослеживается попытка высмеять «особые отделы» и вообще власть — в лице Мерзляева (рязановский король кадра - Олег Басилашвили). У Рязанова этот жанр, именуемый «фигой в кармане», получился по-дилетантски дурно.
Его стезя — лирические комедии или же социальные драмы (та же «Дорогая Елена Сергеевна» - довольное мощное, жестокое зрелище). А вот это подтрунивание над современным ему Совдепом, используя намёки — это не Рязанов. Это — Марк Захаров.
Тот бы сделал из этой истории феерическую вещь, оставив на съёмочной площадке, разве что Евгения Леонова. Да! Кто был сценаристом Бедного Гусара? Так Григорий Горин — соавтор именно Захарова, в том числе — в Ленкоме. Неудивительно, что сценарий Горина плохо сочетался с рязановским почерком.
Тут нужна буффонада и динамика, а ещё — бодрая, тревожная музыка (Гладкова, а не Петрова!). Но нет. Ощущение, что Рязанову было скучно это снимать, а прекрасным актёрам — выдавливать реплики. Тут все фигуранты - будто лишние.
Фильм не отвечает заявленному жанру — ибо он не смешной. Вообще. Пара-тройка не рязановских, а придурковатых шуток, вроде сцены с тортом или со стрелой, могли бы насмешить ребёнка... https://zina-korzina.livejournal.com/1944403.html