В 1-й серии «Покровских ворот» (1982) используется банальный и при этом выигрышный приём – так называемый «фильм в фильме». Алиса Витальевна смотрит «Убийство на улице Данте» (1956) не только потому, что эта кинокартина вписывается в эпоху – там снимался молодой Михаил Козаков, режиссёр «Покровских ворот» и это было забавное самоцитирование – в духе модного в ту пору постмодернизма.
К началу 1980-х годов этот политический детектив казался архаичным и его не включали в телепрограмму – тогда очень редко показывали старое кино, за исключением явных шедевров, типа комедий Григория Александрова или Ивана Пырьева, тогда как бо льшую часть советского кино-наследия мы стали регулярно смотреть только …в 1990-2000-х – с развитием телеканалов, которые надо было чем-то заполнять.

Кадры из фильмов «Убийство на улице Данте (1956) и «Покровские ворота» (1982). Скриншоты. Источник - YouTube.
Феерический эффект – всё, что в 1980-х казалось «унылым старьём», сейчас вызывает культурологический интерес. Это также связано с информационными технологиями, как ни странно – в те годы человек жадно хватал новинки, ибо у него не было возможностей получить доступ ко всей кинопродукции, а сейчас мы в состоянии анализировать настоящее и прошлое, не выходя из дома.
В 1980-х я смотрела «Убийство на улице Данте» в московском «Иллюзионе» - там часто крутили именно забытые ленты. Былые хиты. Надо сказать, что фильм не произвёл на меня впечатления – актёры вроде бы отлично играли, но сценарий был так напичкан пафосными, идеологически-стандартными репликами, что это вызывало усмешку. Сейчас «Убийство…» не выглядит столь идиотским. Напротив, у этой вещи появился «шарм старины».

Кадры из фильма «Покровские ворот» (1982) и кадр из фильма «Убийство на улице Данте (1956). Скриншот. Источник - YouTube.
Итак, действие происходит в оккупированной Франции и перед нами разворачивается трагедия из жизни некоей французской актрисы – Мадлен Тибо, вставшей на путь борьбы с фашизмом. В начале это капризная, легкомысленная дамочка, играющая каких-то падших красавиц – то в чёрном обтягивающем платье, то в рыжем парике и тельняшке, разорванной на плече.
Потом женщина перековывается и начинает помогать Сопротивлению. Михаил Козаков играет сына Мадлен – «безродного космополита» Шарля, которого зовут на англо-американский манер – Чарли. Парень утверждает, что Франция... https://zina-korzina.livejournal.com/1935353.html