[200x286]
Чарльз Диккенс, "Большие надежды"
Вечная классика продолжает свое путешествие во времени. Хотя этот роман, я бы сказала, не совсем типичный. То есть привычный "хэппи-эндовский" Диккенс здесь немножко отошел от шаблона. По крайней мере, от романа с таким названием я ждала каких-то немыслимых взлетов и отрывов от обыденности...
Хотя как раз отрывов было более чем достаточно. Ну, например, можно ли встретить в реальной жизни женщину, которая бы... заморозила бы себя в подвенечном наряде? Она в буквальном смысле выключила время: захлопнула все окна, оставила в зале стол со свадебным пирогом, остановила все часы в доме... и так и сидела в комнате, где она одевалась к церемонии бракосочетания, в некогда белом платье, одной туфельке и с ненадетыми бриллиантами... много-много лет...
Собственно, вокруг этой таинственной женщины и плетется повествование. Хотя главный герой Пип ей не родственник и не наследник, а просто... случайный деревенский мальчик, которого она по своему капризу вызвала к себе "поиграть". И невольно зародила в душе мальчика те самые "большие надежды", которым... да, чего уж тут таить, - не суждено было сбыться...
Из героев книги мне больше всех запомнился не Пип, "не помнящий родства", и не добрый, но, в общем-то, не приспособленный к жизни Герберт. Больше всех меня поразил кузнец Джо, "туповатый" и "простой" мужик, который оказывался в нужное время в нужном месте и мог искренне и от души принять и простить все. Хотя, чего тут лукавить, Пип, ослепленный открывающимися "перспективами", был к нему жесток и несправедлив. Но эта чистая неиспорченная душа осталась такой до последних страниц романа...
Очень неоднозначным показался мне и адвокат Джеггерс. Скорее праведник, чем злодей, но... слишком уж холодный. Но тут, видимо, специфика работы дает о себе знать: каким еще можно быть, работая в "холодном доме" - в суде, и постоянно имея дело с преступниками в тюрьме... Хотя в жизни Пипа он был скорее "добрым гением", хотя и не захотел нарушать тайну опеки, когда, вероятно, можно было бы избежать больших ошибок...
Женщины в книге... скорее отрицательные герои. Не считая некоторых героинь "второго плана". Впавшая в какое-то оцепенение брошенная невеста мисс Хэвишем, бессердечная красавица Эстелла, умудрившаяся и свою жизнь исковеркать "назло", деспотичная сестра Пипа, тоже поплатившаяся за свою жестокость... И судьбы героев - на первый взгляд, бесконечно далеких друг от друга, - оказываются настолько плотно связаны и спутаны в один огромный клубок...
И все же, несмотря на столь очевидный финал, книга написана легко и с юмором. И даже совсем не смешные эпизоды Диккенс умудряется изобразить... не трагично, что ли. Да и крушение надежд было не таким уж бесповоротным - намек на счастливый финал - ну, или хотя бы на возможное продолжение - на последней странице все-таки есть... И злодеи покараны, а хорошие люди нашли свое счастье, как положено у Диккенса. Затронуты такие вечные темы любви и дружбы, предательства и непорядочности, благодарности и мести... И ощущение от романа все равно светлое и возвышенное.
***
Немножко "на добрую память". С небольшими комментариями.
Сначала более-менее стандартные "наставления".
Кто вопросов не задает, тот лжи не слышит.
Ведь до того как стать необыкновенным ученым, надо быть обыкновенным или нет?
Хочешь стать необыкновенным — добивайся своего правдой, а кривдой никогда нечего не добьешься.
Так всю жизнь мы совершаем самые трусливые и недостойные поступки с оглядкой на тех, кого ни в грош не ставим.
Злобы в людях не так уж много. Вот если на этом можно что-нибудь выгадать, тогда пойдут на что угодно.
Очень меткие наблюдения - актуальные по сей день (особенно первое!)
— Что он может показать под присягой? — Да как бы это выразиться, мистер Джеггерс, — отвечал Майк, утирая нос теперь уже меховой шапкой, — вообще-то говоря, что угодно.
Но содержать кабак джентльмен не может, ведь правда? — сказал я. — Ни под каким видом, — ответил Герберт. — Зато кабак вполне может содержать джентльмена.
Не успеешь ты оглянуться, как тебе стукнет двадцать один год, и тогда, возможно, ты узнаешь что-нибудь новенькое. Или, во всяком случае, после этого тебе меньше останется ждать, потому что когда-нибудь все должно же выясниться!
Разреши тебя спросить, замечал ли ты в своих родных краях такое явление, что дети от неудачных браков всегда особенно торопятся вступить в брак?
И о чувстве любви - о том самом "непосеянном урожае", который нельзя собрать.
— Вы были очень добры ко мне, я вам всем обязана. Чего же вы требуете? — Любви, — последовал ответ. — Я вас люблю. — Нет, — сказала мисс Хэвишем. — Моя названая мать, — заговорила Эстелла, нисколько не меняя своей грациозной позы, не повышая голоса и не обнаруживая ни раскаяния, ни гнева. — Моя названая мать, я уже сказала, что всем обязана вам. Все, что у меня есть, — ваше. Все, что вы мне дали, я вам верну по первому вашему слову. Кроме этого, у меня ничего нет. Так не просите же у меня того, чего вы сами мне не давали, — никакая благодарность и чувство долга не могут сделать невозможного.
И тут уж невольно хочется тут же начать что-то менять в своей собственной жизни...