Отечественное кино продолжает отбирать зрителей у голливудского. Лишь в конце апреля и
мае, когда у нас выйдут «V значит вендетта», «Миссия невыполнима-3», «Код да Винчи» и
«Люди Икс-3», Голливуд может взять реванш. Поскольку наши продюсеры только недавно
поверили, что кино - золотая жила, то у нас все впервые. Два «Дозора» оказались первыми
масштабными отечественными фэнтези. «Турецкий гамбит» - первым псевдоисторическим
блокбастером. «Бумер. Фильм второй» - первым за долгое время фильмом «за жизнь». «Жесть»
- редким у нас триллером. 6 апреля выходит тоже, можно сказать, первый в новорусской
киноистории супербоевик: «Охота на пиранью» режиссера Андрея Кавуна и продюсеров Валерия
Тодоровского и Ильи Неретина.
В «просто боевике» дерутся, стреляют - и только. В супербоевике - непременно спасают мир.
Правда, был уже «Личный номер». Но «Охота на пиранью» - зрелище принципиально иное.
В наши дни полковник-спецназовец отряда «Пиранья» с продуманно звучным именем Кирилл
Мазур, про которого - чтобы не было вопросов - сразу говорится, что он уже раз шесть
спасал мир, получает задание уничтожить секретную советскую лабораторию, еще в 70-е
затопленную в отдаленном таежном озере. Дело в том, что озеро с прилегающими территориями
по договору отходит к Китаю (без комментариев), а в лаборатории все еще хранится какая-
то химическая гадость, которую разработали так хорошо, что сами ее испугались. Что за
гадость, создатели фильма по-хичкоковски не разглашают, поскольку для зрителя сие не
важно и к тому же государственная тайна - даже от полковника Мазура.
Главный хороший - Владимир Машков, давно любящий, наряду с серьезными ролями, создавать
образы мачо. Главный плохой - Евгений Миронов, которому, очевидно, просто захотелось
повалять дурака. При этом, кстати, демонстрирующий тренированность, не уступающую
машковской. Чтобы вид был совсем уже злодейским, персонаж Миронова носит в фильме длинные
выбеленные волосы.
Всякий заметит, что «Охота на пиранью» во многом сделана по лекалам голливудских боевиков.
У нас становятся модными фильмы по конкретным голливудским мотивам. Недавний «Побег» с
тем же Мироновым отчетливо отсылал к «Беглецу» с Харрисоном Фордом. Ситуация «охота на
людей» в «Пиранье», воспроизводившаяся во многих западных лентах, отчетливее всего
отсылает к «Трудной мишени» Джона Ву с Ван Даммом. Тот же лес, такие же противные
преследователи в полуспортивном прикиде и с длинными стволами, такой же супергерой,
устраивающий им смертельные ловушки и точно так же, в качестве ответного оружия,
мастерящий лук. Такая же грандиозная финальная (в «Пиранье», впрочем, предфинальная)
разборка в огромном ангаре.
Задаваться хитрым вопросом, что считать римейком, на который вообще-то надо бы приобретать
права, а что - оригинальным кинопроизведением, впрочем, неуместно. В «Охоте на пиранью»
много чего и помимо «Трудной мишени». И очевидный Джеймс Бонд. И весь Брюс Уиллис, чаще
всех спасавший мир от катастрофы. И даже политические боевики с Харрисоном Фордом, в
которых высокие начальники, опасаясь международного скандала, тоже, как и в «Пиранье»,
сдавали своих героев, засланных с опасной, но нужной миссией в места отдаленные, и им на
помощь тоже, на свой страх и риск, приходили честные спецназовцы-коллеги.
И вот странная мысль, к которой приходишь: пожалуй, делать супербоевик по западным
лекалам - в современной социальной ситуации путь единственно приемлемый для наших
продюсеров и режиссеров.
Американский боевик - почти всегда неправда. Горы трупов - чего нет в подлинной жизни.
Публике просто щекочут нервы. У нас же столько реальных криминальных разборок, что любой
боевик про ментов и мафию неизбежно начинает выглядеть социальным полотном, а любой
супербоевик про спасение мира - лентой пропагандистской.
Правда, в «Охоте на пиранью» мелькает одна соцально-политическая тема: плохой персонаж
Миронова носит на шее рубль с Лениным и, на самом деле, рассчитывается за погубленные
властью отца и детство. Можно даже сделать вывод: фильм отчасти о том, что над нами все
еще тяготеет советское прошлое. Однако тема эта, к счастью, звучит именно что мельком. В
итоге можно сказать, что «Охота на пиранью» как пример боевика - фильм жанрово более
чистый, нежели «Жесть» как пример триллера.
Но на проголливудском пути авторов наших боевиков подстерегает другая ловушка. Играя со
штампами жанра, умные авторы (каковыми, безусловно, являются создатели «Охоты на пиранью»)
не могут над ними не иронизировать. В итоге фильм изначально затевается как смесь боевика
- и чуть ли не комедии. Надо заметить, что фильм иронизирует не только над голливудскими
штампами, но и над нашими эксклюзивными клише. Ирония уже в том, что в боевике
противостоят друг другу экс-князь Мышкин и экс-Рогожин, причем Мышкин - плохой. Забавен
момент, когда зэк в исполнении Сергея Гармаша смотрит запись старой игры на чемпионате
мира по футболу Аргентина - Ямайка. «Только счет не говори», - предупреждает он вошедшего
героя Машкова.
Публике такой киноманский стеб нравится. В зале аплодируют, когда в зрачках Машкова
отражаются огни от горящего домишки, в котором заточена его девушка, когда он в лесу
мажет для маскировки лицо грязью (уж штамп так штамп!), когда он заваливает особенно
большого бандита (одна разборка, что уже тоже становится клише, напоминает компьютерную
игру, а в игре в какой-то момент против тебя обязан вылезти совсем уже большой и страшный
чувак).
[466x699]