Каждый из ионических греческих островов находится под покровительством почитаемого местного святого. Кефалония — остров преподобного Герасима.
Кефалония — наибольший из Ионических островов. Назван по имени мифологического героя Кефала. По другой версии название означает «остров с головой» и связано с названием скалы Кефалус. Кефалония считается островом мореплавателей, где собирались нимфы и происходили чудеса.
Ранним утром мы отправились в порт Агиос Николаос, откуда на пароме добрались до острова Кефалония. Достопримечательности острова весьма разнообразны. Горы Энос (1627 м) и Руди (1130 м) покрыты реликтовой породой деревьев темно-зеленого цвета «чёрной елью», которая растёт только на этом острове.
Местная достопримечательность – пещера Дронгарати (Дом Дракона). Пещера настолько большая, что может разместить до 500 человек. Глубина пещеры 60 метров, постоянная температура 16 градусов. В летнее время в ней, благодаря акустике, проводятся концерты. Возраст сталактитов и сталагмитов, как уверяют, более 20 000 лет.
Неподалёку от пещеры Дронгарати находится другая пещера – Мелиссани – и озеро с одноимённым названием. Пещера с подземным озером Мелиссани образовалась более 20 тысяч лет назад. Своему повторному открытию в 1951 году пещерное озеро Мелиссани обязано греческому спелеологу Я.Петрохилосу.
В древности жители считали озеро-пещеру местом обитания нимф. Информация о том, что в древности пещера служила святилищем нимф, в некоторой степени, подтверждается находками раскопок, произведённых в пещере греческим археологом С.Маринатосом. Маринатос нашёл в пещере фигурку божества Пана и диск, на котором изображены танцующие нимфы.
В результате землетрясения 1953 года свод пещеры рухнул и теперь она наполнена дневным светом. Прокатиться на лодке по подземному озеру, освещенному солнцем, не отказываются все туристы.
На обед мы отправились в курортный посёлок Агия Ефимия. Этот порт место отдыха любителей дайвинга и яхтенного спорта. После обеда сделали остановку для фото и видеосъёмки в заливе Миртос. Цвет моря здесь неестественно изумрудный благодаря солевым отложениям. Вдоль побережья проехали к столице острова Аргостоли. Там увидели местную черепаху семейства каретта-каретта.
А в начале своего пребывания на острове Кефалония мы побывали в главной достопримечательности – женском монастыре святого Герасима. У входа в монастырь паломников встречает огромный платан. Надпись на табличке, прикреплённой к дереву, гласит, что посажено оно было руками самого преподобного Герасима в 1570 году.
В православные храмы Греции входят с непокрытой головой – то есть с открытыми мыслями. Во многих греческих храма стоят стулья. Это сделано по совету афонских монахов: лучше сидя думать о Боге, чем стоя о боли в ногах.
В монастыре два храма: старый и новый. В старом храме можно спуститься в пещеру, в которой святой Герасим провёл 6 лет своей жизни, в молитвах обращаясь к Богу. Через люк размером примерно 40 на 50 сантиметров в полу церкви по узкой вертикальной металлической лестнице в три метра я спустился в пещеру. Там их две. Верхняя пещера — глубиной метра три. В её полу — небольшое отверстие, через которое попадаешь в нижнюю пещеру, тоже примерно такой же глубины.
У меня невольно возник вопрос: нужно ли сбегать от мира, чтобы жить в пещере? Ведь жизнь нам дана для совершенствования души в преодолении соблазнов мира.
В наши дни монахам тяжело вести духовную жизнь в большом монастыре, куда приходит много туристов. То, что для мирян имеет мало значения, очень сильно мешает молитве монахов.
Герасим Кефалонийский (его мирское имя не известно) родился в 1506 году. Происходил он из аристократического византийского рода. Дед Герасима — последний премьер-министр Византии.
Герасим был пострижен в монахи на святой горе Афон, после чего отправился в Иерусалим, где был рукоположен в священники. Там он прослужил 12 лет в церкви Воскресения Господня. Желая уединения, Герасим удалился из Иерусалима и вёл жизнь отшельника на Крите и Закинфе.
В 1555 году Герасим приехал на Кефалонию, где около 5 лет жил в пещере в районе Ласси, а затем перебрался в горную область Омалон, где в 1560 году в разрушенной часовне Успения Богородицы основал женский монастырь под названием «Новый Иерусалим».
Умер Герасим 15 августа 1579 года. Последними его словами, сказанными в напутствие сёстрам, были: «Живите в мире с самими собою как дети, и не помышляйте о высоком».
Тело Герасима было погребено рядом с церковью монастыря. Два года спустя его останки были эксгумированы. Они оказались нетленными. Однако венецианские власти не поверили в их нетленность, и эксгумацию повторили через год. Результат был тот же. Поэтому в 1622 году святой Герасим был канонизирован.
Нам предоставили возможность приложиться к мощам святого Герасима, которые хранятся в стеклянной раке.
Прикосновение к мощам есть прикосновение не столько к костям, сколько к духовному образу святого. Поклонение святому есть поклонение Свету, который есть в каждом из нас.
Каждый год 16 августа на острове Кефалония отмечается день поминовения святого Герасима. Мощи его проносят над больными и немощными. Святой Герасим был знаменит своим чудесным даром исцеления людей (в том числе и одержимых).
Праздник святого Герасима и чудо излечения красочно показаны в начале голливудского фильма «Выбор капитана Корелли».
Кто-то считает, что в сказки о нетленных мощах верят только глупые необразованные люди. Однако то, что ещё недавно казалось фантастикой, сегодня стало реальностью. Учёные научились из клетки костей восстанавливать ДНК умершего человека, что позволяет многое узнать о нём, и даже даёт возможность клонировать тело (воскресить к новой жизни).
Ещё недавно слова молитвы, обращённые в небо, казались кому-то странными. А сегодня, когда спутники зависли над Землёй, на человека, разговаривающего как бы с самим собой (а на деле по мобильному телефону) уже не смотрят как на сумасшедшего.
Чем же отличается святой от обычного человека?
Этот вопрос я задал участника Крестного хода 12 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге.
Святого всегда отличали:
1\ аскетическая скромность и простота
2\ молчание
3\ любовь несмотря ни на что
Святость достигается не трудом ради обретения богатства, а добротой души и бескорыстной любовью.
Святые – такие же люди, как и мы, только признаны святыми Церковью, поскольку показали пример христианской жизни для многих своих современников.
Святость – это посмертное признание церковью человека, которое даётся за сотворённые им чудеса. Хотя на мой взгляд, чудеса не главный показатель святости, как и нетленные мощи. Главное – подвиг любви бескорыстной и веры нелицемерной.
В католической церкви нетленность мощей не играет никакой роли. Главное – святая жизнь и проявление чудодейственной силы. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Важны его страдания за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать; точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.
Святых людей мы можем пересчитать по пальцам рук, а миллионы людей проживают жизнь бесследно. Вполне можно допустить, что жизнь одного святого человека важнее и ценнее жизни многих миллионов людей. Жизнь одной выдающейся души иногда может служить оправданием целого поколения людей.
Может ли быть Святой идеалом для современных людей? Вряд ли. Святой к богатству не стремится, детей не родит, карьеры не делает.
Святым поклоняются, ставят свечи, молятся, однако мало кто хочет следовать их примеру.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
В протестантских храмах нет изображения святых; люди поклоняются только Господу. В православных храмах одни молятся своим святым, другие – Богу.
О помощи, о спасении, о здоровье и других важнейших вещах в нашей жизни просят прежде всего Бога. А у наших святых можно просить «моли Бога о мне», но Господа они никак заменить не могут.
Известно, что молитва может оказывать исцеляющее действие. В состоянии молитвы с человеком происходят не только духовные, но и физические изменения (может меняться даже состав крови).
Смысл этих мистических практик в достижении состояния умиротворения и, как утверждают монахи, в способности общения с «ангельскими материями».
Греческие монахи на Афоне создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии.
Православные монахи-исихасты утверждают, что посредством поста и безмолвной молитвы можно приобщиться к божественному свету, подобному тому, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня.
Святость, на мой взгляд, есть сопричастность божественным энергиям.
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!
Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!
Главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей умно-сердечной молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Отшельники (пустынники) молятся в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!
Что делать тем, кто стремиться к духовной жизни: сбегать в монастырь или пытаться жить духовной жизнью в миру?
На мой взгляд, правильнее научиться подчинять тело духу, не умаляя своей природы, чтобы тело служило духу, а не наоборот.
Стоит ли сбегать от мира? Ведь и в монастыре можно погибнуть, и в миру спастись.
Лично мне отшельничество ближе, нежели монастырское общежитие. Я бы хотел жить один, на горе, без людей.
Я не очень верю в монашество, хотя сам долгое время жил как монах.
Мой идеал святого человека – не отшельник, сбежавший от испытаний мира, а мирской человек, сумевший в трудных обстоятельствах научиться любить, творить добро, быть справедливым, любить людей несмотря ни на что. Ведь без трудности, без испытаний цели самосовершенствования не достичь.
Чтобы быть святым, всего-то и надо, что только верить и любить несмотря ни на что. Ибо «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение своё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы». (1-е Коринфянам).
До сих пор актуален вопрос: почему греки (эллины), отличающиеся своими философскими рассуждениями и здравым смыслом, восприняла веру (иудея) Иисуса Христа?
Апостол Павел в 1-ом послании к Коринфянам говорит: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». ( 1 Кор. 1:22-24).
Платон доказывал, что душа бессмертна, однако мало кого смог убедить.
Чего не могли сделать философы посредством рассуждений, то было сделано верой, кажущейся эллинам безумием.
Христианская вера ввела учение о бессмертии души, о воскресении тел, о презрении благ настоящих и стремлении к благам будущим.
Сократ презрел смерть, выпив добровольно яд цикуты. Христиане же страдали по своей воле, ради убеждений.
Однако нужно ли выбирать страдания в этой жизни на земле ради блаженства после смерти?
Будет ли после смерти «загробное существование», знать не дано.
Сотрудник Калифорнийского технологического института Шон Кэрролл заявил, что жизни после смерти не существует. По его мнению, люди должны отказаться от убеждений о существовании «царства небесного». Учёный считает, что теория о сохранении частицы сознания после смерти не обоснована. Доказывая свою версию, физик предоставил квантовую теорию поля, согласно которой, все типы частиц располагаются в своём поле. Эксперт заявляет, что если бы человек мог жить после смерти, то тесты в квантовом поле обнаружили бы своеобразные «частицы духа».
Возможно, то, что не смогли обнаружить учёные сегодня, обнаружат завтра посредством более сложных экспериментов. Главный вопрос: формируют ли человека внешние условия или матрица человеческой природы неизменна?
Многие люди заботятся не только о своём земном существовании, но их беспокоит и жизнь после смерти, если они, конечно, верят в жизнь после смерти, если идея бессмертия присутствует в их сознании.
Кто-то считает, что Бог это выдумка.
Да вся жизнь выдумка!
Лично мне приятнее жить, веря в Высшую Справедливость, даже если на самом деле её нет. Так легче жить.
А тому, кто не верит в любовь и добро, очевидно, жить гораздо тяжелее.
Даже если вера в Высшую Силу есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.
Жизнь на планете Земля не легка – это испытание. Каждый день требуется бороться за существование, за пропитание, обеспечивать себя необходимым, заботиться о своём бренном теле. И ещё надо решать проблемы, которые встают перед душой в процессе борьбы за существование и обеспечение выживаемости тела (вместилища души).
Жизнь сотворена на Земле для самосовершенствования человеческих душ. Судьба конкретной души важнее прогресса цивилизации.
Мы приходим в эту жизнь с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что.
Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»). Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.
Любовь творить необходимость!
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость.
Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.
Человек должен жить для Бога и творить добро для людей. Любить Бога и означает любить людей. Без любви к Богу не хватит сил любить ближнего. Ведь человек любит прежде всего себя самого. Но именно любовь к Богу даёт силы любить ближнего, а тем паче врага своего.
Лучше верить в Бога, жить любовью и творить добро, чтобы оказаться готовым к посмертному суду.
Это лучше, чем ни во что не верить, творить зло и ненавидеть, то есть жить исключительно негативными эмоциями.
Почему же люди не следуют заветам святых старцев и не живут по заповедям Божьим? Почему крадут, прелюбодействуют, лжесвидетельствуют, убивают? Ведь знают, что совершить грех легко, а расплата будет тяжёлой.
Может быть, проблема в том, что люди не верят в посмертный суд, где каждому воздастся по делам его. Хотя об этом было известно многие тысячелетия до рождения Христа.
Люди отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда. Они не просто не верят, они НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ(!), что за все прегрешения придётся расплачиваться.
Как же жить: верой или здравым смыслом?
Для большинства людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда.
Вера — это убеждённость, надежда — лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри.
Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует.
Многие знают, что в мире всё взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом всё связано между собой.
Дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
"...жизнь нам дана для совершенствования души в преодолении соблазнов мира..."
Как ни странно у отшельников гораздо больше соблазном (например, искушения различными демонами) и им к тому же приходится практически постоянно вести душевную битву с ними и со Злом.
А вообще очень интересная статья, открывающая доселе неизвестное и дающая новый взгляд на многое. Благодарю.
В дополнение к вопросу о святости - мой небольшой рассказик.
ДИКАРКА.
**********
«Она была ещё маленькой, когда её отняли у родителей. Но уже тогда понимала своё Предназначение, хотя и не была ещё полностью готова к нему. Ей поклонялись, ею восхищались, перед ней трепетали. А она взирала свысока – отрешённо на них всех, даже тогда, когда ворвавшиеся захватчики стали убивать её родителей, братьев, сестёр и всех, кто когда-то был дорог. Когда насиловали и рубили на части тех, кто заботился и преклонялся перед ней. У её племени не было никаких шансов, ни одного. Ведь убийцы легко и умело владели мечами и стрелами, а они… они лишь только начали узнавать, что такое металл.
Увидев её, пришельцы сначала даже и не поняли человек ли она, и что вообще такое…. Грязная, с обросшими волосами, она сидела на своём насесте-гнезде и молча взирала на них. По-первости, они стали смеяться, а потом решили, что подарят своему предводителю как некую диковину…. Но когда приблизились к ней, что бы снять со столпа, то навстречу им ринулась охрана, до тех пор бывшая для них незримой. От неожиданности вояки опустили было мечи – ведь им наперерез бросились дети. Одного с ней возраста, пятилетние. А что ТАКИЕ могли сделать, ЧЕМ противостоять? И захватчики было совсем уж рассмеялись, но когда те начали кричать, то им стало не до смеха. Это было так страшно, этот крик… детский крик, разинутые рты, бегущие навстречу дети… нет, уже и не дети, а непонятные озлобленные, безумные существа, в которые вселились незримые, но несомненно ужасные силы…. И захватчики было дрогнули, их первые ряды пали, сражённые смертельной судорогой… а остальные, другие – устояли, наскоро отступив, прикрываясь телами поверженных товарищей. Но её охрана, увы - она менялась и становилась только вместе с ней, обретая силу и умения, а она… она ещё была не готова к своему Предназначению, и вскоре у защитников иссякли силы, ведь как ни крути, а они были всё-таки ещё дети. Тех, кто сопротивлялся яростней всех, меченосцы просто разрубили пополам, а остальных связали и бросили под её насестом. Что было дальше она не помнила, провалившись в спасительное забытьё….
Очнулась и пришла в себя уже в большом и залитым солнцем доме. Рядом была верная и кудрявая, маленькая охранница, та, которая во время пленения злобно шипела на поработителей – единственное, что ещё она могла тогда сделать, потратив все силы на парализирующий крик. Их, свезённых сюда, словно зверушек из зоопарка… хотя, нет, с животными и то поступают более бережливо, потому как этих детей просто выбросили на мраморный пол дома-усадьбы. После чего, грубо схватив за волосы, упирающихся, визжащих и плачущих от страха и боли, потащили мыть, стричь и оттирать от крови, смешанной с грязью и листьями, которые ещё сохранили запахи такого родного леса, совсем недавно бывшего им домом. Дикарку тоже отскребли от грязи, помыли, подстригли волосы и ногти, одели в чистую и стеснявшую движения, непривычную одежду. А на ноги почти будто навинтили, сдирая местами кожу вместе с кровью – деревянные башмаки. И только после этих унизительных и казавшихся бесконечными мучений, их наконец-то накормили. Обессилевшие от всего этого дети, практически разом все уснули, едва только насытились.
Дикарка старалась узнать новый мир, в котором она оказалась. И хотя она не знала здешнего языка, но уже за два дня до события – поняла, скоро приедет Хозяин. Богатый и влиятельный человек, охочий до маленьких детей. И они были наготове, ждали. Поэтому его появление не было неожиданностью. Дикарка сразу увела всех подальше, прочь от него. Никто даже и не догадывался, что подобное может случиться, да и скажите на милость – как можно было ожидать от ДЕТЕЙ такой прозорливости?! Возможно поэтому, всё столь легко и удалось. Поначалу…. Дикарка легко уводила своих из тех комнат дома, куда заходил, где появлялся Хозяин новых маленьких рабов. Но потом, всё стало слишком очевидно, и им пришлось просто бежать. Бежать изо всех сил… из комнаты - в комнату, из залы - в залу, и они уставали всё больше, потому что были ещё детьми, а взрослые – гнавшие их как дичь, сильнее, быстрее и выносливее. Они уже почти настигли свои маленькие жертвы, заранее радуясь как швырнут их под ноги своему обожаемому Хозяину…. Один за другим дети отставали теряя силы, а зал и комнат куда можно было убежать становилось всё меньше и меньше, пока Дикарка и её кудрявая охранница не остались одни. И тогда её внезапно потянуло в правое, отдалённое и казалось заброшенное крыло дома. Она почувствовала – там что-то есть. И это что-то было интересным…. И обе девочки, ринулись туда, спасаясь от настигавших их преследователей. Из последних сил, пробежав коридор, она схватилась за ручку двери одной из комнат… та открылась… на неё смотрели изумлённые, бездонно-голубые глаза, вопрошающие: «Ты – кто?» Закружилась голова, и дикарка упала на руки подхватившей её юной, светловолосой девушки. Нет, бежавшие за ними так и не настигли свою добычу – та девушка, их спасительница спрятала девчушек в ворохе своих многочисленных и пышных одежд, хранившихся в огромном, вместительном шкафу. А потом, когда всё улеглось, и Хозяин, вволю назабавившийся и натешившийся своими новыми игрушками, довольный и умиротворённый, собрался уезжать обратно – то та девушка, спасительница просто выкупила их. Хотя и за немалую цену…. И у Дикарки появилась новая Хозяйка. Она называла её – моя Дикарочка, лелеяла, баловала и относилась с такой удивительной нежностью, пониманием и заботой… которой та никак не ожидала в этом новом и пока ещё чужом для неё мире. Дикарочку прекрасно одевали, кормили, обучали, вскоре она легко говорила на нескольких языках, чудесно пела и рисовала, а её изысканные манеры удивляли многих. И всегда рядом с ней была голубоглазая подруга, во всём поддерживающая, находящая в трудные минуты слова утешения, подсказывающая советы… хотя и сама тогда была ещё очень юна. Ведь в ту пору ей было всего 17 лет, а Дикарочке - шёл шестой….
Но вот прошли годы, Дикарочка обучилась если не всему что требовало общество от молодой девушки, то очень многому, и превратилась в прелестную смуглую и стройную девушку, с блестящими тёмными волосами, и глазами словно чёрные оливы. Её же белокожая подруга-хозяйка стала настоящей красавицей, с сильным и гибким станом, алыми капризными губками и шаловливыми глазками. И всё чаще Дикарочка стала замечать, как порой, будто случайно пальчики её хозяюшки задерживаются то на её талии, то на локотке…. И это было так мило, и каждый раз так нежно-неожиданно, что однажды произошло то, что и должно было рано или поздно случиться. Стоя у раскрытого окна, и вдыхая аромат цветущих магнолий, они обе и не заметили, когда же начали целовать друг друга…. И открыв для себя новое, такое вдруг нежданно-возвышенное, трепетное и искреннее… уже не смогли отказаться от этого. И в доме словно появились две хозяйки – ведь теперь девушки стали ещё более неразлучными, и казалось, что даже их души слились воедино. Но, вдруг, однажды ночью сердце Дикарочки словно пронзила чёрная стрела боли. Она металась во сне и плакала украдкой утром, так и не сумев понять, что же это такое и почему ей так больно. Но, когда в дом вошла ОНА – то Дикарочке сразу стало всё ясно. Это была сама страсть, жгучая, всепоглощающая, сокрушающая, недавающая опомниться и хоть что-то сказать в своё оправдание, ворвавшаяся в их жизнь, сметая всё на своём пути. И голубоглазая, светловолосая подруга разом и бесповоротно забыла о своей Дикарочке, как та когда-то забыла о своей кудрявой темнокожей охраннице, всегда готовой отдать за неё жизнь, но в одночасье ставшей такой ненужной…. Сначала Дикарка злилась и выла, рвала на себе одежду, и крушила столь любимые и дорогие раньше подарки… а потом, уснувшая в изнеможении и слезах, проснувшись – поняла, нет, не стоит ни бороться, ни жалеть, потому что, всё просто и даже очень просто – её бывшая возлюбленная и подруга повзрослела. И теперь – она больше не наивная и мечтательная девушка, а страстная, желанная и желающая женщина. И некого в этом винить, и незачем мстить, а надо принять и понять, смирившись. И тогда Дикарка ушла.
Найдя среди старого и ненужного тряпья чью-то рясу, вероятно когда-то оставленную беглым монахом, а может и просто временно переодевшимся в монашеское, преступником, присоединилась в горстке пилигримов, проходящих в тот день мимо дома. Капюшон был велик и закрывал почти всё лицо, да и в дороге Дикарка молчала… так что никто и не заподозрил, кто же она на самом деле. А когда поняли, то к тому времени уже убедились – она умела прекрасно исцелять даже казалось безнадёжные раны и болезни, а слава об этом летела далеко впереди них. Разумеется, денежки тоже не пролетали мимо монашеских кошелей, так что попутчики Дикарки вовсе не стремились избавиться от столь выгодной компании.
Прошло время и слава о Дикарке добралась и до короля, который был весьма горазд до разных диковин и слыл большим любителем всевозможных чудес. Так что вскоре Дикарку пригласили в королевский дворец. Конечно она была поражена роскошью и богатым убранством, шикарными нарядами дам и кавалеров… но более всего тем, что рядом с троном увидела и ЕЁ. Ту, что когда-то отобрала её любовь. Она стояла, прямо и дерзко глядя на Дикарку, не отводя своих чёрных как бездна, колдовских глаз. Всё было просто – король решил устроить поединок, своеобразный турнир между ставшей известной к тому времени колдуньей, и монашкой, которую все вокруг уже начали называть святой. Кто же победит – колдовство или вера? Чары или святость? И Дикарка приняла вызов. Не для того, что бы посрамить свою противницу, и не ради того, что бы отомстить, а просто… увидев, какие гнусные, извивающиеся черви вьются вокруг той, решила – ТАК не должно быть и ТАКАЯ не должна, не может победить. Никто кроме неё их не видел и не знал, что сила колдуньи именно от них, они дают ей и знания, и умения, но за каждое из полученного ею – забирают-высасывают куски её души. И это было столь отвратительно и страшно… что просто нельзя и высказать.
Дикарка успешно и казалось легко отражала атаку за атакой колдуньи, рассыпала и взмахом руки ломала построенные той заклятья… а зрители, увлечённые поединком, раз за разом ахали и восхищённо восклицали. Но внезапно, из рук колдуньи взвился чёрный шар, и разбрызгивая капли Тьмы, устремился к Дикарке, а та… неожиданно для всех… отступила, и схватившись за голову, подавшись назад, указав куда-то рукой, прошептала: « Там, там…» , и что было сил убежала в этом направлении.
- Бездарность!
- Трусиха!
Раздались возмущённые голоса из толпы, которую столь неожиданно и неоправданно лишили зрелища. А король… он был и вовсе возмущён и взбешён, и ему стало яснее ясного – победа за красавицей колдуньей. Но для того, что бы объявить это, требовалось и присутствие Дикарки, святой… или как там её ещё называли…. Страже и досужим зрителям не долго пришлось её искать. Потому как дым от пожарища вскоре достиг и дворцовых окон. Горел сарай. Просто сарай. Тот, в котором король стремящийся прослыть набожным и благочестивым - собрал немощных, парализованных инвалидов, да и от своих королевских щедрот поил-кормил. А теперь – они горели заживо, и их крики раздавались по всем дорожкам дворцового сада. Они бы так все и сгорели… если б не Дикарка, которая своими слабыми, тонкими руками вынесла их из огня. Почти всех…. Её подобрали у самого порога того, что ещё так недавно было сараем. Вся одежда на ней сгорела, кожа покрылась кровавыми волдырями и разводами, волосы, брови и ресницы – тоже обгорели. Неизвестно каким чудом, но она всё же осталась жива. Но как ни старались лучшие королевские лекари, как ни отмаливали её монахи и праведники – а раны и ожоги так и не прошли до конца, навсегда изуродовав некогда прекрасные лицо и тело.
Шли годы… дар исцеления со временем лишь усиливался, становясь разнообразнее и неоспоримее. Вот только саму себя у неё почему-то не получалось ни вылечить, ни исцелить….
Дикарка старела, становилась всё немощнее и ей было с каждым днём всё труднее и труднее принимать страждущих, которые шли и шли нескончаемым потоком. Но всегда у неё находилось для каждого и слово утешения, и совет, а порой просто улыбка, которые были сравнимы с чудом. А может и в самом деле были чудом….
И однажды… пришёл тот самый день, и солнечным, нежным утром её уже уставшее сердце остановилось. Когда тело Дикарки отпели и уже стали опускать в гроб, то вдруг, внезапно… оно изменилось – раны и ожоги, рубцы от них исчезли, а кожа и тело стали юными и прекрасными. Вокруг распространился аромат цветущих магнолий…. Все зашептались… а некоторые, сначала робко, а потом и громко – вовсеуслышанье закричали: «Святая, святая!»
И тогда, именно в это мгновение - все войны, междоусобицы и раздоры во всём мире остановились и прекратились, что бы больше никогда не начаться вновь.
А она… она… так и осталась в памяти людей, навсегда – СВЯТОЙ. Хоть никогда и не верила в бога, и даже ни разу не упоминала его имени.
Потому, что была просто дикаркой, выполнившей своё Предназначение»